Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, дипломная работа
В соответствии с задачами работы выстроена и структура работы. Первая глава посвящена анализу современного состояния малого предпринимательства в России, факторам, сдерживающим развитие малого бизнеса. Так как, развитие малого предпринимательства невозможно без участия государства и партнерских структур, то во второй главе уделено внимание системе государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Также уделено внимание факторам, повышающим эффективность государственного управления малым бизнесом и поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере малого предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ	3
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ  ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ	6
1.1 Специфика малых предприятий и их роль в экономике	6
1.2 Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Российской Федерации	13
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в условиях кризиса и посткризисный период	20
2 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ	31
2.1 Социально-экономический анализ проблем деятельности малого бизнеса в Республике Калмыкия	31
2.2 Система государственного управления и поддержки в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия и пути повышения ее в условиях кризиса	37
2.3 Основные направления стимулирования развития малого бизнеса в России в посткризисный период	47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	53
ГЛОССАРИЙ	57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	59
Приложения	63
От 15% до 30% объем оборота МП с учетом ИПЦ вырос в Тверской (на 29,9%) и Ленинградской (на 29,3%) областях, Еврейская автономной области (на 26,7%), Республике Ингушетия (на 26,0%), Вологодской области (на 24,5%), Хабаровском крае (на 22,7%), Владимирской области (на 21,0%), Республике Адыгея (на 20,6%), Республике Татарстан (на 20,5%), Саратовской области (на 20,1%), Республике Тыва (на 18,9%), Томской области (на 18,7%), Новгородской (на 17,8%), Брянской (на 17,1%) и Курганской (на 15,3%) областях.
Таблица 1.2.4 - Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2011 г.
  | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 исходя из численности населения на 1 января 2010г.
2 
с учетом региональных ИПЦ 
Объем инвестиций в основной капитал на МП в 201у года в целом по РФ составил 258 431,2 млн. рублей, что на 2,2% выше показателя 2009 года (с учетом индекса потребительских цен показатель сократился на 6,0%). Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в Северо-Западном федеральном округе (показатель вырос на 70,0%) и в Дальневосточном федеральном округе (рост показателя составил 17,1%). В остальных федеральных округах наблюдается отрицательная динамика показателя. Наиболее сильное сокращение зафиксировано в Уральском федеральном округе – на 35,7%. В Южном федеральном округе показатель снизился на 16,2%, Сибирском федеральном округе – на 8,1%, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 7,7%, в Приволжском федеральном округе – на 7,0%, в Центральном федеральном округе – на 5,3%. В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались незначительны, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия. По итогам 2010 года в 30 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ. К лидерам по темпам роста показателя относятся Ямало-Ненецкий автономный округ (показатель вырос в 16,6 раза), Ленинградская область (в 5,7 раза), Магаданская область (в 4,2 раза) Республика Северная Осетия-Алания (в 3,0 раза). Сильное увеличение показателя отмечено также в Чукотском АО (на 93,3%), Мурманской (на 84,1%) и Липецкой (на 81,8%) областях, Удмуртской Республике (на 78,2%) и Костромской области (на 63,3%).
 
Таблица 1.2.5 - Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2010 г. относительно 2009 г. (с учетом ИПЦ)
  | 
Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП с учетом ИПЦ наблюдается в Пермском крае (на 66,7%), Кабардино-Балкарской Республике (на 65,1%), Волгоградской (на 61,8%), Тюменской (на 61,6%) и Курской (на 56,2%) областях, Ханты-Мансийском АО (на 51,6%). Более чем на 30% показатель сократился также в республиках Хакасия (на 48,8%) и Тыва (на 43,4%), Ненецком АО (на 43,1%), Республике Мордовия (на 42,7%), Курганской области (на 42,5%), Ставропольском крае (на 40,7%), Новгородской области (на 40,5%), Республике Марий Эл (на 38,9%), Тамбовской (на 34,8%), Калининградской (на 34,8%), Омской (на 34,6%), Ивановской (на 33,2%) и Еврейской автономной (на 31,1%) и Ростовской (на 30,5%) областях.
Основные выводы.
1. По 
итогам 2010 года по сравнению с 
2009 годом в целом по стране 
положительная динамика 
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) в целом по Российской Федерации за последние 3 года приведена на рисунке Приложения А.
2. На 1 января 
2011 года количество 
3. Итоги 
деятельности малых 
 
Малый бизнес играет огромную роль в экономике любой страны. В настоящее время влияние кризиса на малый бизнес снижает положительные тенденции развития малого предпринимательства. Более того, кризис малого бизнеса влияет на экономику страны в целом.
В 2011 году размер ассигнований на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета составляет 17,97 млрд. рублей. В течение года, по оценкам Минэкономразвития России, за счет средств государственной поддержки малого и среднего предпринимательства смогут открыть новый бизнес не менее 10 тыс. предпринимателей.
В 2011 году планируется поддержка не менее 1000 инновационных компаний.
Также в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса реализуется ряд мероприятий, направленный на сохранение и создание рабочих мест – развитие системы микрофинансирования, пополнение региональных гарантийных фондов, предоставляется большой объем поддержки малым компаниям, заключивших договора лизинга оборудования и осуществляющих продукцию на экспорт, также приоритет отдается развитию малых предприятий, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа и монопрофильных городов.
Безусловно, не весь малый бизнес в условиях кризиса будет нести убытки. Некоторый малый бизнес в кризис потерпит не очень сильный ущерб. К таким субъектам малого бизнеса, прежде всего, относятся предприятия:
Кризис малого бизнеса может привести к значительному его сужению. Другими словами кризис малого бизнеса приводит к уходу с рынка части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. Кроме того, малый бизнес в условиях кризиса вынужден сокращать численность работников. Также кризис малого бизнеса вызывает снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
В основном малый бизнес в условиях кризиса имеет все-таки проблемы, которые носятся финансовый характер, а именно.
Практически сразу после вступления Дмитрия Медведева на пост президента России, новый глава государства заявил о начале компании по облегчению жизни малому бизнесу. В нынешних неблагоприятных экономических условиях потребность в данных законодательных реформах ощущается особенно остро.
10 декабря 2010 марта Правительство РФ одобрило программу «О реализации в 2010 году Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и мерах на 2011 год по стимулированию развития экономики и поддержке социально уязвимых категорий населения».
Где в качестве одного из приоритетов деятельности закреплено: «Освобождение бизнеса от давления- чиновников, снижение административных барьеров, принятие мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса».
     В 
п. 5  программы сказано следующее: «Общество 
ждет от бизнеса создания новых производств 
и новых рабочих мест, роста эффективности, 
стабильного поступления налогов для 
исполнения государством социальных обязательств. 
В период кризиса особенно недопустимыми 
являются излишние административные барьеры 
ведения бизнеса. В 2011 году будет радикально 
усилена деятельность по предотвращению 
и пресечению действий чиновников, направленных 
на коррупционное вмешательство в дела 
бизнеса. Будет усилена борьба с этими 
явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной 
антимонопольной службы, Счетной палаты. 
Будет продолжена работа по устранению 
законодательно установленных в прошлые 
годы излишних административных барьеров». 
Ни для кого не секрет, что одним из самых 
высоких административных барьеров на 
пути развития бизнеса в России является 
чрезмерный  
государственный контроль. Среди недостатков 
действующего механизма контроля в сфере 
бизнеса, предприниматели обычно называют 
большое число контролирующих организаций 
и излишнюю частоту контроля, приводящую 
к значительным отвлечениям персонала 
от основной деятельности. 
Так, например, по данным различных исследований, 
общее число органов федеральной, региональной 
и местной власти, которые контролируют 
сферу предпринимательства, в том числе, 
малого, в отдельных случаях достигает 
50-ти. При этом их состав и общее количество 
в различных регионах существенно варьируется. 
Нередко реализация контролирующих функций сопровождается произволом в отношении предпринимателей, неурегулированность процедур проверок порождает рост официальных и теневых выплат контролерам. По данным экспертной группы экономического факультета МГУ, проводившей оценку потерь общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, каждый десятый рубль потребителя идет на оплату преодоления торговлей и промышленностью административных барьеров, выстроенных властями всех уровней.
Информация о работе Направления и формы господдержки малого предпринимательства