Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:27, курсовая работа
Конкуренция (латинское concurro – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции …………...6
Понятие и сущность недобросовестной конкуренции…………………..6
Классификация методов недобросовестной конкуренции……………....9
Глава 2. Практические примеры методов  недобросовестной конкуренции…13
2.1. Демпинг……………………………………………………………………...13
2.2. Недобросовестная  реклама…………………………………………………15
2.3. Формальный  и неформальный сговор……………………………………..18
2.4 Промышленный  шпионаж…………………………………………………..20
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………..24
3.1 Ограничение  конкуренции федеральными органами  власти…………….24
3.2 Конкурентная  политика государства……………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список  литературы………………………
Основная цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.
Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т. е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании «…комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке».
Предварительный контроль заключается в обязательном получении предварительного согласия на совершение установленных Законом о конкуренции юридически значимых действий, подлежащих контролю. Для этого заинтересованные лица представляют в антимонопольный орган заявление о ходатайстве и определенный пакет документов. Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении об удовлетворении ходатайства, отказе в его удовлетворении, удовлетворении ходатайства при условие совершения заинтересованными лицами установленных Законам о конкуренции действий. Указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
     Последующий 
контроль состоит в обязательном 
последующем уведомлении о 
При установлении факта недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг антимонопольный орган вправе давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
     За 
нарушение требований антимонопольного 
законодательства и иных нормативных 
правовых актов о конкуренции 
установлена гражданско-
     Исходя 
из вышеизложенного, можно говорить 
о том, что государство достаточно 
жестко проводит политику содействия 
для нормального развития конкурентной 
среды в Российской Федерации. 
     3.2 
Конкурентная политика 
государства 
     Конкурентная 
политика предполагает применение мер 
по защите конкуренции, которые приводят 
к снижению структурных и 
Активная конкурентная политика, особенно в странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.
     Для 
поддержания нормально 
     - 
Совершенствование 
     - 
Разработку комментариев к 
     - 
Разработку нормативной и 
     - 
Разработку комплекса мер по 
развитию биржевой 
     - 
Проведение семинаров, 
- Осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов.
Направление «Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы» включает в себя:
- Деятельность по пресечению фактов недобросовестной конкуренции;
     - 
Совершенствование 
Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках» предполагает:
- Разработку и внедрение информационных систем и автоматизированных рабочих мест для анализа конкурентной среды и контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках;
     - 
Повышение оперативности при 
внесении и исключении из 
     - 
Повышение эффективности 
     - 
Повышение доли исполненных 
     Направление 
«Снижение количества нарушений 
антимонопольного законодательства органами 
государственной власти и местного 
самоуправления» требует 
     - 
Повышение эффективности 
     - 
Проверку на предмет 
- Выдачу обязательных для исполнения предписания органам государственной власти и местного самоуправления об устранении нарушений антимонопольного законодательства,
     Обращение 
в суд с заявлениями о 
- Антимонопольный контроль конкурсов 
на размещение заказов на поставку товаров, 
оказания услуг для государственных и 
муниципальных нужд.
Направление «Снижение количества нарушений законодательства о естественных монополиях» требует:
     - 
Разработки и внедрения 
     - 
Активизации контрольно-
Направление «Сокращение доли монопольных секторов в экономике» предполагает следующие мероприятия:
     - 
Активизация и усиление работы 
по идентификации и выделению 
потенциально конкурентных 
- Разработка принципов принудительного разделения субъектов естественных монополий, предусматривающих разделение структурных подразделений, работающих в естественно-монопольных секторах от подразделений, работающих в потенциально конкурентных секторах.
     - 
Усиление контроля над 
     - 
Упорядочение системы 
Направление «Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых им товаров (услуг)» требует реализации следующих мер:
     - 
Контроля инвестиционной 
     - 
Контроля сделок субъектов 
- Контроля совершения сделок в отношении основных производственных средств субъектов естественных монополий;
     - 
Определения перечня 
     - 
Контроля и регулирования 
 
     
Заключение 
Итак, подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свою негативную разновидность - недобросовестную конкуренцию.
     Путь 
государственного капитализма, по которому 
пошла наша страна, предопределил 
специфику развития экономики – 
огромное влияние и значение государства 
в экономических отношениях. Ввиду 
значительной монополизированности отечественной 
экономики, многочисленности случаев 
предоставления необоснованных налоговых 
льгот и привилегий, высоких налогов, механизм 
рыночной конкуренции оказался значительно 
деформированным. Как результат – сращивание 
предпринимательскогосударствен
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что они подрывают нормальное функционирование и развитие рыночных отношений, дезорганизуют рынок в целом. Вследствие недобросовестной конкуренции сокращается число рабочих мест, наносится ущерб производителям вплоть до полного банкротства, взвинчиваются цены, и это далеко не полный перечень негативных последствий.
Однако следует помнить, пока есть сама конкуренция, будет существовать и недобросовестная конкуренция. Наша задача и задача государства, прежде всего, - позаботиться о том, чтобы ее проявления оказывали как можно меньше негативный характер на рыночные отношения.
 
     
Список литературы 
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации
2. Конвенция 
по охране промышленной 
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 г.
Учебники, монографии, периодические издания:
1. Портер М. Конкуренция. М., 2000
2. Ярочкин В.И. Бузанова Я.В. Системы защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции. М.: Фонд «Мира», 2005
3. Гасанов Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения, 1986