Основные направления государственной политики в области предпринимательства. Методы государственного регулирования предпринимательско

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Международный опыт свидетельствует о том, что если государственные институты не участвуют в развитии малого и среднего бизнеса, он не способен достичь определенных результатов, при этом дальнейшее его развитие далеко не гарантировано. Полноценно развиваться малый и средний бизнес может лишь при условии наличия ряда факторов, которые не могут быть сформированы без вмешательства государства, поскольку абсолютное большинство из них напрямую или косвенно зависят от решений, которые могут быть приняты только руководством страны.

Содержание

1. Основные направления государственной политики в области предпринимательства. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности 3
2. Описание системы налогообложения, действующей на предприятии 16

Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

2259 - Предпринимательство - вариант 31 - контрольная - ИПД.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    Международный опыт свидетельствует о том, что  если государственные институты  не участвуют в развитии малого и  среднего бизнеса, он не способен достичь определенных результатов, при этом дальнейшее его развитие далеко не гарантировано. Полноценно развиваться малый и средний бизнес может лишь при условии наличия ряда факторов, которые не могут быть сформированы без вмешательства государства, поскольку абсолютное большинство из них напрямую или косвенно зависят от решений, которые могут быть приняты только руководством страны.

    Сущностью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в стране и в мировом хозяйстве. Цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, в то время как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой стране [1, c. 12].

    Развитие  сектора малого и среднего предпринимательства  как инструмента снижения бедности, повышения уровня экономического благополучия страны поддерживается властями.

    Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести переместился к активному участию государства  в организационно-хозяйственном  регулировании производства (рисунок 1.1).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1. Основные цели государственной и муниципальной  
экономической политики в сфере гармонизации  
поддержки и развития предпринимательства
 

     Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

     1.      формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

     2.      создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

     3.      введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

     4.      поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

     5.      организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

     6.      реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

     7.      организация многопрофильных исследований предпринимательских структур [4, c. 32].

     Для реализации указанных направлений создана и постоянно совершенствуется многообразная система организаций и инструментов поддержки предпринимательства, среди которых государственные органы республиканского и местного уровня, коммерческие и некоммерческие организации и т.д.

     В переходный период для становления  малого предпринимательства государство должно взять на себя определенные функции.

     Во-первых, разгосударствление и приватизацию государственной собственности, т.е. устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом следует иметь в виду, что критическая масса негосударственного сектора, позволяющая включить рыночные механизмы, составляет не менее 30—35 % основных производственных фондов народного хозяйства страны.

     Во-вторых, создание условий для формирования творческих, инновационных предпринимателей, соответствующих критериям Й. Шумпетера. Необходимость выявления и поддержки таких предпринимателей особенно велика в период массовой приватизации и возрождения рыночных механизмов хозяйствования, когда стремление разбогатеть реализуется нередко любыми средствами, в том числе и криминальными.

     Государство располагает мерами для успешного  выполнения названной выше функции. К ним можно отнести:

     - создание эффективного механизма стимулирования предпринимательской деятельности, включающего налоговую, финансовую, страховую, информационную, амортизационную и другую научно обоснованную политику;

     - обеспечение доступных условий включения граждан в предпринимательство, его экономической свободы и равных правил деятельности;

     - создание качественной и доступной системы образования, переподготовки и повышения квалификации преподавателей;

     - создание благоприятного общественного климата предпринимательской деятельности [4, c. 51].

     В-третьих, государство должно создать равные условия функционирования предприятий различных форм собственности, в которых конкурентная среда способствовала бы здоровой соревновательности. Реализация этой функции сопряжена в переходный период с рядом объективных трудностей. К ним можно отнести незавершенность приватизации государственной собственности и политические предпочтения последней как более управляемой, проблемы занятости, корпоративные интересы.

     В-четвертых, государство, используя свой административный ресурс, должно создать условия для неуклонного роста массового предложения и спроса на национальные товары высокого качества, производимые по инновационным технологиям. Эта комплексная задача может быть решена такими мерами, как рост покупательной способности населения, рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора, подключения малого и среднего бизнеса к крупным предприятиям с помощью системы государственных заказов и др.

     В-пятых, особенно важна в переходный период деятельность государства по усилению социальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательства на достижение как экономического, так и социального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членов общества. Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведет к ускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, что создает благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения. 

     Развитие  предпринимательства в республике на этапе формирования рыночных отношений обусловлено формированием новой экономической системы, основанной на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности ее хозяйствующих субъектов. Развитие малого предпринимательства в стране связано с решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами - до снижения остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, воспитания предприимчивости, трудолюбия и бережного отношения к собственности, создания прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды, формирования среднего слоя, без которого не может быть стабильности в обществе [6, c. 27].

     Развитие  именно этого сектора экономики можно рассматривать как основу преобразований и перехода экономики области к стадии оживления и подъема. Его развитие позволит как можно скорее компенсировать социальные издержки начального этапа реформы, создать устойчивый и многочисленный слой «эффективных собственников» - опоры рыночной экономики.

     Развитие малого предпринимательства в Беларуси имеет свои особенности. За относительно небольшой период рыночных преобразований тенденции его развития принимали различную направленность.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь ”О поддержке малого и  среднего предпринимательства“ (от 1 июля 2010 г. № 148-З) малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

     За 2007-2010 годы наблюдается положительная  динамика удельного веса малого и  среднего предпринимательства в  основных экономических показателях развития Республики Беларусь: в валовом внутреннем продукте, в объеме производства продукции (товаров, услуг), в объеме промышленного производства, в объеме инвестиций в основной капитал, в объеме экспорта товаров и др. Это свидетельствует о том, что темпы роста по приведенным показателям превышали темпы роста аналогичных показателей в целом по республике.

     В указанном периоде стимулированию развития малого и среднего предпринимательства способствовало принятие нормативных правовых актов, направленных на:

     - либерализацию условий осуществления экономической деятельности;

     - снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования;

     - совершенствование отношений собственности и арендных отношений;

     - снижение контрольной нагрузки на бизнес;

     - упрощение административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

     - упрощение сертификации и стандартизации товаров, работ, услуг и другое.

     Рис. 1.2. Удельный вес субъектов МСП в ВВП, % 

     Удельный  вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, постоянно растет. К концу 2010 года он составил 20 процентов (субъектами  малого предпринимательства – 12,4 %, субъектами среднего предпринимательства – 7,6 %) и возрос по сравнению с 2007 годом на 2,7 процентных пункта [7].

Рис. 1.3. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме производства продукции (товаров, услуг) (в процентах) 

     В 2010 году доля объема производства продукции (товаров, услуг) малого и среднего предпринимательства в ее общем объеме составила 20,7 процента (по сравнению с 2007 годом прирост составил 2,4 процентных пункта).

Рис. 1.4. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеторговом обороте, экспорте и импорте товаров (в процентах) 

     Во  внешнеторговом обороте республики у субъектов малого и среднего предпринимательства довольно высокие позиции. Удельный вес возрос с 35,3 процента в 2007 году до 39,7 процента в 2010 году (прирост – на 4,0 процентных пункта).

     Доля  экспорта возросла с 26,0 процентов в 2007 году до 42,9 процента в 2010 году (прирост  – на 16,9 процентных пунктов), в то время как доля импорта снизилась с 43,2 процента в 2007 году до 37,4 процента в 2010 году (снижение на 5,8 процентных пункта) [7].

     Развитие  экспортной деятельности в сфере  предпринимательства было обеспечено путем выполнения ежегодных планов мероприятий по реализации стратегии развития экспорта субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 – 2010 годы.

     На  протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общем количестве занятых в экономике. По итогам 2010 года в данной сфере работало около 1,5 млн. человек - это почти треть экономически активного населения республики.

     Доля  занятых в малом и среднем  предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента в 2007 году до 32,2 процента от общего количества занятых в экономике в 2010 году.

     Среди основных, зачастую взаимосвязанных  проблем регуляторной среды сами предприниматели называют следующие.

     1. Налогообложение. Исследование показало, что налоговая система является основным препятствием для развития предпринимательства в стране. Причем дело даже не в высоких налогах, но и в сложном, нестабильном и противоречивом налоговом законодательстве, отсутствии информации, высоких временных и ресурсных затратах на расчет налогов.

Информация о работе Основные направления государственной политики в области предпринимательства. Методы государственного регулирования предпринимательско