Основные принципы размещения розничных торговых сетей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель курсовой — изучить виды торговых пространств города, методику оценки привлекательности местоположения торговых сетей, факторы и принципы размещения розничных торговых предприятий.
Задачи курсовой:
изучить виды торговых пространств и их влияние на расположение торговой сети;
изучить факторы и принципы размещения розничных торговых сетей;
изучить методику оценки привлекательности местоположения торговой сети;
оценить месторасположение отделов торговой сети «Мясное изобилие».

Содержание

ГЛАВА 1
1.1 Принципы размещения торговых предприятий
1.2 Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий в зависимости от них
1.3 Факторы, влияющие на выбор месторасположения розничного торгового предприятия
1.4 Методы и методика оценки привлекательности месторасположения торгового предприятия
ГЛАВА 2
2.1 Оценка месторасположения торговой сети мясных отделов «Мясное изобилие»
2.2 Рекомендации предприятию «Мясное изобилие»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по орг произв.doc

— 151.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

РЕФЕРАТ  

                Cкоркина Е.А. Основные принципы размещения розничных торговых сетей. – Челябинск: ЮУрГУ, Ком-216 ВЗ, 2011. – 31 с., 2 табл., библиографический список – 12 наим.

 

 

     Объектом  исследования  являются  принципы размещения розничны торговых сетей. Цель работы – освоить методику оценки месторасположения торговой сети. В работе  рассмотрены основные принципы размещения магазина торговой сети. Приведены факторы влияющие на выбор расположения торгового предприятия. Рассмотрены методы и методика оценки месторасположения магазина торговой сети.

На  примере   предприятия торговой сети «Мясное изобилие» показана  методика  оценки месторасположения магазинов. 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ

   ГЛАВА 1

1.1 Принципы размещения торговых предприятий

1.2 Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий в зависимости от них

1.3 Факторы, влияющие на выбор месторасположения розничного торгового предприятия

1.4 Методы и методика оценки привлекательности месторасположения торгового предприятия

   ГЛАВА 2

2.1 Оценка  месторасположения торговой сети мясных отделов «Мясное изобилие»

2.2 Рекомендации предприятию «Мясное изобилие» 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

   Довольно  часто бывает, что где-то появляется симпатичный магазинчик, владельцы любовно оформляют его витрины и вывески, серьезно продумывают внешнее убранство, нанимают грамотный и доброжелательный персонал, но проходит совсем немного времени и магазин исчезает, а на его месте появляется другой. Иногда он разделяет судьбу предыдущего, а иногда «вдруг» начинает процветать. Очень часто немаловажную роль в успехе торгового предприятия розничной сети играет его месторасположение. И если для одного типа магазина – место очень хорошее, то для другого может быть прямо-таки губительное. Этим и продиктована актуальность данной темы.

   Цель курсовой — изучить виды торговых пространств города, методику оценки привлекательности местоположения торговых сетей, факторы и принципы размещения розничных торговых предприятий.

   Задачи курсовой:

  • изучить виды торговых пространств и их влияние на расположение торговой сети;
  • изучить факторы и принципы размещения розничных торговых сетей;
  • изучить методику оценки привлекательности местоположения торговой сети;
  • оценить месторасположение отделов торговой сети «Мясное изобилие».

   В наше время ни одна торговая сеть не может  позволить себе открыть предприятия  розничной торговли, будь то торговая сеть или просто магазин, без проведения оценки привлекательности месторасположения, так как убытки при ошибочном расположении могут быть колоссальными, в этом и состоит практическая значимость данной работы, в которой приведена оценка месторасположения существующих торговых точек сети «Мясное изобилие». 
 

   Глава 1 

  
    1. Принципы  размещения торговых предприятий

   Постоянное  развитие и обновление розничной  торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального  размещения предприятий торговли. Они  должны как можно ближе размещаться  к населению обеспечивая высокую  эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияние градостроительных транспортных, социальных и экономических факторов.

   Среди факторов, определяющих эффективность  розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.)

   Рассмотрим  принципы размещения торговых предприятий  на территории городов. Следует отметить, что существуют особенности в размещении торговых предприятий на территории поселений городского типа в зависимости от их размера (крупнейшие, крупные, средние, малые города и поселки городского типа). Конкретные типы магазинов по их размеру и специализации должны быть «привязаны» к районной планировке и особенностям различных городов и поселений, характеру распределения и состава населения и т.д. Остановимся более подробно на размещении торговых предприятий в городе.

   При определении  мест дислокации магазинов в городе выявляют зоны различной коммерческой активности. Исследования показали, что в качестве ключевого показателя степени активности целесообразно использовать пропускную способность магазина (розничный товарооборот на 1 кв.м торговой площади). Но с успехом могут применяться и другие показатели: количество вновь созданных на данной территории магазинов, в том числе в неприспособленных помещениях; количество мини-рынков и стихийных рынков. Число выделенных зон составило три: повышенной коммерческой активности; средней коммерческой активности; коммерческого риска.

   В зону повышенной коммерческой активности вошли  городской центр; ареалы основных городских  магистралей; ареалы транспортных узлов (пересечения центральных улиц) и  районы вокзалов; ареалы предприятий  и рынков и т.д.

   В зону средней коммерческой активности вошли  территории, прилегающие к центру и имеющие с ним хорошую  транспортную связь; ареалы второстепенных городских магистралей; ареалы магистрального значения.

   Зона  коммерческого риска включает окраинные  районы города.  

   1.2 Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий в зависимости от них

   Для успешного  выбора месторасположения розничного магазина необходимо знать основные типы торговых пространств города. Экономисты по-разному подходят к классификации типов торговых пространств, выделяя от трех до пяти групп.

   Например, одна из классификаций включает пять типов:

  1. центральный деловой район;
  2. периферийный торговый центр;
  3. главная торговая артерия;
  4. торговая улица местного значения;
  5. обособленные группы магазинов.

   Традиционно сложилось представление о том, что приближение торговых предприятий  к центральным районам является наиболее выгодным для продавца, поскольку  при этом возрастает мощность и интенсивность  покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации розничной торговли и размещения торговых предприятий дает и весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.

   Таким образом, можно сказать, что с  точки зрения размещения розничных  торговых предприятий можно выделить два подхода:

  1. тяготение к центральным районам города;
  2. размещение крупнейших по размеру торговых предприятий на окраине.

   Первый  подход получил название торговли «потоков», второй — торговли типа «траффик».

   Отличительными  особенностями траффик-торговли являются расположение дискаунтеров в гипермаркетах  на периферии города. Примером такой торговли в нашем городе является магазин «Метро». Обязательными условиями являются:

  1. наличие хорошо организованной парковки: «Без парковки нет бизнеса»;
  2. самый широкий товарный ассортимент, когда в одном месте можно купить все;
  3. низкие цены, что возможно за счет реализации эффекта масштаба торговли.
  4. Другой подход предусматривает три основных типа торговых пространств:
  5. Деловой (торговый) центр.
  6. Торговая артерия.
  7. Специализированная функциональная территория.

   1. Торговые  центры по планировке, дислокации  и внешнему виду существенно отличаются от других районов сосредоточения торговли, которые расположены в деловой части города и на его периферии. Современный торговый центр изначально планируется и строится с учетом того, что на его территории разместится большое число торговых предприятий, которые будут предлагать самый широкий ассортимент товаров, услуг и соседствовать между собой. Место для его строительства обычно выбирается фирмой-застройщиком с целью обеспечить постоянный приток покупателей со всего района. Любой торговый центр оборудован удобной стоянкой для автомобилей, величина которой зависит от размера его торговой площади.

   Следует особо подчеркнуть, что торговые центры отличает широкий набор предоставляемых  услуг. Это касается не только парковки автомобиля, но включает также возможность посетить выставку, побывать на демонстрации модной одежды, послушать лекцию на интересную тему. На территории имеется большое число предприятий общественного питания.

   Экономические расчеты при выборе торгового  центра в качестве места дислокации предприятия предполагают учет нескольких групп расходов: текущих и единовременных. Место для магазина может быть крайне привлекательно с точки зрения хорошей посещаемости покупателями, однако расходы на поддержание магазина в этом месте могут быть настолько высоки, что «съедят» всю прибыль. Поэтому, оценивая место будущего магазина, не стоит пренебрегать такими важными факторами как:

  1. арендная плата;
  2. стоимость коммунальных платежей и эксплуатационных расходов;
  3. наличие связи (телефона, интернет), ее стоимость;
  4. близость складов или других источников снабжения магазина товарами;
  5. требования к внешнему виду магазина;
  6. единовременные затраты.

   2. Следующий  вид торговых пространств —  это торговые артерии, которые  также являются выгодным местом  расположения розничных предприятий. В зависимости от значимости торговых артерий и интенсивности покупательских потоков различают такие их виды, как главная торговая артерия, торговые артерии вдоль автотранспортных магистралей, торговые артерии местного значения.

   Особой  разновидностью торговых пространств  являются специализированные торговые центры (ареалы). Как правило, здесь  нет единого арендодателя, имеется  большее количество независимых  торговцев, значительное скопление  обслуживающих и продовольственных  предприятий. Покупатели несут значительно меньшие издержки потребления. 

   1.3 Факторы, влияющие на выбор месторасположения розничного торгового предприятия

   Рассмотрим  факторы, определяющие выбор месторасположения  розничного торгового предприятия. Наряду со специализацией и размером торгового предприятия на выбор места его дислокации оказывают влияние:

  1. Зона притяжения, или радиус действия магазина и его рынок сбыта;

   При выборе места для розничного магазина необходимо принять во внимание зону тяготения  покупателя, которая определяется расстоянием от магазина до места проживания или прохождения на работу (с работы). Учитывая большую насыщенность розничными торговыми точками всех районов города, необходимо рассчитывать только на тех покупателей, которые могут находится от магазина в радиусе, равном 400-800 метров. Для размещения предприятия необходимо нанести на карту района все действующие торговые точки аналогичного профиля, включая рынки, лари и прочее, а также маршруты движения транспорта и реальные маршруты движения пешеходов.

   Тип магазина важно знать для расчета примерной посещаемости магазина, исходя из его расположения и плотности населения в прилегающих, по изохронным линиям, районам. Изохронные линии представляют собой нанесенные на карту с определенным интервалом линии, которые означают, сколько времени человеку нужно, чтобы добраться до места, то есть представляют собой зависимость времени и расстояния. Так, если от супермаркета отходит 3 дороги: автомагистраль, небольшая дорога вглубь района и пешеходная дорожка, а в качестве интервала изохронов выбрано 5 минут, то на первой дороге первая отметка будет на расстоянии примерно 5 км (столько можно проехать по магистрали за 5 минут), по второй дороге – 2 км, по 3 дороге – 0,5 км.

Информация о работе Основные принципы размещения розничных торговых сетей