Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:38, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.
Введение
ГЛАВА I. Проблема изучения стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности
1.1. Предпринимательство как объект изучения в психологии и смежных науках
1.2. Стиль  мышления как проблема современной  психологии
1.3  Стиль  мышления предпринимателей в  различных сферах деятельности
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества предпринимателей  в различных сферах деятельности
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в таких  сферах деятельности как автосервис и туризм
2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования, характеристика выборки
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля  мышления и личностных  качеств   предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение 
Список литературы
Особенности стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности (автосервис и туризм)»
Содержание:
Введение
1.4. Психологические особенности личности предпринимателя, обеспечивающие успех в различных сферах деятельности
1.5. Коммуникативные качества 
2.2. Различия стиля мышления предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.3.Анализ психологических черт личности предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
2.4.Анализ коммуникативных и организаторских склонностей предпринимателей
2.5. Анализ взаимосвязи стиля мышления и личностных качеств предпринимателей работающих в различных сферах деятельности
Заключение
Список литературы
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бланк методики исследования стиля мышления А.К. Белоусовой;
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Бланк методики 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С);
ПРИЛОЖЕНИЕ В –  Бланк методика 
диагностики межличностных 
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Бланк методики по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  
РАЗЛИЧИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ И 
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж - АНАЛИЗ РАЗЛИЧИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ З - АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫЙ КАЧЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность исследования.
Актуальность проблемы стиля мышления 
определяется, что  роль мышления в 
общении и формировании сознания 
является едва ли не самым важным разделом 
психологии. Анализ того, как строится 
наглядное отражение 
Мышление обычно определяется как вид познания действительности. Познание в этом контексте может пониматься как создание модели, или представления, некоторых явлений. Многое зависит от процессуальных характеристик познания, таких, как когнитивные стили.
Термин «когнитивные стили используется, 
чтобы обозначить межиндивидуальные 
различия в процессах переработки 
информации, приемах анализа и 
структурирования своего окружения, а 
также тип личности в зависимости 
от особенностей их когнитивной организации 
(М.А. Холодная, 1990). 
М.А. Холодная в качестве родового (наиболее 
общего) понятия использует термин «познавательные 
стили» как типы стилевых свойств интеллекта. 
В свою очередь, познавательные стили 
делятся на четыре группы: стили кодирования 
информации, когнитивные, интеллектуальные 
и эпистемологические стили. 
Исследования когнитивных стилей выводят 
на первый план проблему уникальности 
индивидуальных интеллектуальных ресурсов, 
а также позволяют объяснить поведение 
личности, обратившись к анализу особенностей 
организации ее познавательной сферы.
В исследованиях отечественных 
и зарубежных психологов проблема соотношения 
мыслительных процессов и когнитивных 
стилей разработана достаточно слабо, 
в связи, с чем мы подняли вопрос 
об изучении данных «познавательных» 
характеристик личности. 
Научная новизна: в данной работе исследуется 
взаимосвязь когнитивных стилей с мышлением, 
что ранее практически не изучалось и 
является еще недостаточно разработанной 
областью исследований, находящейся в 
стадии становления. 
Изучение мышления началось сравнительно 
недавно, гораздо позже исследования 
восприятия, внимания и памяти. Это 
объясняется сложностью данного 
психического процесса, недоступностью 
его внутренней динамики для внешнего 
наблюдения. Долгое время единственным 
способом изучения мышления считалось 
самонаблюдение (интроспекция). Сейчас 
спектр научных средств изучения 
мышления значительно расширился: от 
наблюдения и самонаблюдения до лабораторного 
и естественного эксперимента, от 
тестирования мыслительных особенностей, 
психофизиологических способов регистрации 
мыслительных действий (детектор лжи) 
до создания компьютерных программ, способных 
моделировать мысли человека (компьютерный 
игрок в шахматы). Изучать мышление 
очень сложно, но чрезвычайно интересно.  
Мышление - глубоко личностное качество, 
в котором человек проявляется наиболее 
целостно, ярко. Оно как бы определяет 
«потолок» человеческих возможностей. 
Понять, как человек мыслит, - значит понять, 
как он «видит» (представляет, отражает) 
окружающий мир, себя и свое место в этом 
мире, а также как знания о мире и о себе 
используются им для управления собственным 
поведением. Поэтому люди и оценивают 
другу друга в первую очередь по уровню 
умственного развития. Мышление с давних 
пор привлекает внимание психологов, которые 
пытаются познать механизмы его возникновения 
и функционирования. На протяжении многих 
столетий мышление понимали очень широко, 
отождествляя его с психикой в целом – 
«душа всегда мыслит». Позже, как это часто 
бывает, понятие сузилось и стало трактоваться 
как способность решать задачи. К концу 
XX в. накопилось великое множество экспериментальных 
данных, а количество теорий просто поражает 
воображение. Однако сопоставить результаты 
исследований, создать единую теорию, 
хотя бы просто разобраться в терминологии 
пока не удается.
В настоящее время проведены фундаментальные исследования когнитивных стилей, в рамках которых рассматривались стилевые особенности мышления [Р.В. Гарднер, 1959; Дж. Каган, 1966; Дж.С. Клейн, 1959; В.А. Колга, 1976; Дж.A. Келли, 1955; А.В. Либин, 1996; Г.A. Уиткин, 1974; М.А. Холодной, 2004; П. Хольцмана, 1959; И.П.Шкуратовой, 1994 и др.] Наряду с рассмотрением характеристик мышления в рамках исследования когнитивных стилей собственно стиль мышления становится предметом изучения в работах следующих учёных: А.А. Алексеева и Л.А. Громовой, 1992; Г.А. Берулавы, 1995; А.К. Белоусовой, 2002; А.Ф. Харисона и Р.М. Брэмсона, 1993; Л.Н. Собчик, 1998; Р. Стернберга, 1998; и др. В этих исследованиях определены концептуальные основания теорий стиля мышления [А.К. Белоусова, 2002; Р. Стернберг, 1996; А.Ф. Харисон и Р.М. Брэмсон, 1993; М.А. Холодная, 2004], рассмотрены стили мышления педагогов и учеников [Е.Л.Григоренко, Р. Стернберг, 1997], показана взаимосвязь стиля мышления и образа мира [Г.А. Берулава, 1995].
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Р. Стернберга, Дж. Гилфорда, М. Воллаха, Е.П. Торранса, Л. Термена, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Шадрикова В.Д., Медника С., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Хозратовой Н.В., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Алиевой Е.Г., Пушкина В.Н., Тютюнника В.И., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., в области мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться.
Целью исследования является выявление особенностей стиля мышления и личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
Объект исследования – предприниматели г. Ростова-на-Дону из сферы торговли и сферы услуг (техническое обслуживание легковых автомобилей) 100 человек в возрасте 30-45 лет.
Предмет исследования – особенности стиля мышления и психологические особенности личности предпринимателей в различных сферах деятельности.
Теоретические задачи:
Методические задачи:
Эмпирические задачи:
Для исследования использовались следующие методики:
- методы статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирмену. Компьютерная обработка данных проводилась с использованием прикладной программы SPSS 13.0.
Гипотезы исследования:
2. Существуют различия личностных качеств предпринимателей в различных сферах деятельности.
3. Существует связь между личностными качествами и стилем мышления предпринимателей.
Предпринимательская 
деятельность — это особый вид 
профессиональной деятельности, предметом 
которой является реализация личностного 
потенциала предпринимателя в создании 
новой прибыльно 
 Успешность 
осуществления 
способность видеть образ будущего в ситуациях 
неопределённости; работоспособности 
как готовности предпринимателя продуктивно 
трудиться в стрессовых ситуациях. 
Наибольшей 
дифференцирующей силой относительно 
успешности предпринимательской 
В последние 
годы многие теоретики и практики 
пытаются дать универсальное определение 
предпринимательству, которое охватывало 
бы все виды предпринимательского поведения. 
Например, Роберт Хизрич считает, что 
предпринимательство - это процесс 
создания чего-то нового, что обладает 
стоимостью, а предприниматель - это 
человек, который затрачивает  
на это все необходимое время и силы, берет 
на себя весь финансовый, психологический 
и социальный риск, получая в награду деньги 
и удовлетворение достигнутым [8, 34]. Б. 
Карлоф определяет предпринимателя как 
человека, способного понять структуру 
потребностей и сочетать это свое понимание 
со знаниями в области управления производством 
в целях создания благ; способный творчески 
решать задачи согласования потребностей 
с производственными ресурсами, располагающий 
капиталом, энергией и несущий расходы, 
необходимые для организации дела [10, 97]. 
Т. И. Заславская определяет предпринимательство 
как «социальный слой, конституирующими 
признаками которого служат: инициативная 
деятельность в целях получения прибыли; 
свобода и автономность экономических 
решений; личный риск и личная ответственность 
за результаты хозяйствования» [2, 18]. Л. 
Ш. Лазовский и Б. А. Райсберг определяют 
предпринимательскую деятельность как 
самостоятельную, осуществляемую на свой 
риск деятельность, направленную на систематическое 
получение прибыли от пользования имуществом, 
продажи товаров или оказания услуг лицами, 
зарегистрированными в этом качестве 
[22, 359]; а предпринимателя как лицо, занимающееся 
предпринимательской деятельностью. 
Предпринимательство 
как тип хозяйствования  
основан на определённых традициях и принципах, 
суть которых раскрывается через новаторство 
(поиск новых источников и видов ресурсов, 
создание новых товаров и услуг и т.п.), 
саморегуляцию, высокую восприимчивость, 
гибкость, мобильность, адаптивность к 
постоянно меняющимся факторам внешней 
среды. Основными признаками предпринимательского 
мышления - при рассмотрении предпринимательства 
с точки зрения особого типа мышления 
— являются оригинальность идеи или способа 
её реализации, умение подчинить всё достижению 
одной цели, способность найти из множества 
вариантов именно тот, который соединяет 
имеющиеся ресурсы с максимальной выгодой 
и т.д.. 
Предпринимательство охватывает разнородные признаки, число которых определяется произвольно: экономические (получение прибыли, автономность экономических решений), социокультурные (социальный слой, группа), нравственные (свобода, личная ответственность и т.п.), психологические (творчество, личный риск, удовлетворённость).