Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение степени влияния малого бизнеса на развитие экономики Орловской области на современном этапе и поиск неиспользованных возможностей для увеличения его роли в экономической жизни региона.
     Основными задачами являются:
Рассмотреть территориальные и отраслевые особенности малого предпринимательства и его значения для экономики страны и региона; 
Провести анализ состояния малого бизнеса на примере Орловской области; 
Рассмотреть возможные варианты стратегии и тактики маркетинга малого бизнеса; 
Рассмотреть инфраструктуру, направления и формы поддержки малого предпринимательства на примере Орловской области областях.
Введение	2
1. Значение малого предпринимательства в реформировании экономики страны и региона.	4
Исторические аспекты развития малого предпринимательства в современной России	5
Отраслевые особенности  малого предпринимательства	10
Территориальные особенности малого предпринимательства.	20
Значение малого предпринимательства в экономике страны	25
2. Анализ современного состояния малого бизнеса в регионе.	29
3. Инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства.	38
4. Стратегия и тактика маркетинга в малом бизнесе.	47
Планирование маркетинговой деятельности	49
5. Направления и формы поддержки малых предприятий.	56
Финансово-кредитная поддержка	59
Нормативно-правовая поддержка	65
Имущественная поддержка	69
Информационная поддержка	70
Заключение	73
Список использованной литературы	76
Частный бизнес, предприниматели и граждане заинтересованы в укреплении государства и защите его интересов тем больше, чем прочнее и надежнее экономика страны, чем увереннее государство создает оптимальные условия для реализации частных интересов. В развитой рыночной экономике стало аксиомой иметь в лице государства не только гаранта соблюдения свободы предпринимательства, конкуренции и личности в собственной стране, но и устойчивую опору в действиях на просторах мировой экономики. И если любой частный бизнес даже в самой процветающей рыночной экономике не застрахован от банкротства, то хозяйство страны в целом должно быть однозначно защищено от этой угрозы. Забота об экономической безопасности страны, о том, чтобы ее уровень соответствовал внутреннему и международному положению государства, является для частного бизнеса задачей номер один.
   Малое 
предпринимательство, оперативно реагируя 
на изменение конъюнктуры рынка, 
придает рыночной экономике необходимую 
гибкость. Эта черта малого бизнеса 
приобретает в современных 
Существенный вклад вносит малый бизнес и в формирование конкурентной сферы, что для нашей экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он в виду многочисленности составляющих его элементов и высокой динамики в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники, малое предпринимательство выступает в качестве высокого конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций. Именно это качество малого бизнеса сыграло существенную роль в ослаблении, а подчас и преодолении промышленно развитыми странами присущей капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньшее воздействие и на экологическую обстановку
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. Нет нужды доказывать особую значимость этого аспекта развития малого предпринимательства для нашей современной экономики.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно отметить следующие его преимущества по сравнению с крупным и средним бизнесом:
Для экономики в целом, деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Важна роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.
При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости на селения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:
Сегодня малый и средний бизнес- это солидная часть экономики Орловской области. Причем наиболее гибкая и мобильная ее часть, способная быстро перестраиваться под запросы рынка. Предприниматели на практике реализуют одну из важнейших социальных задач - формирование по-настоящему массового и устойчивого среднего класса. Вопросы развития малого предпринимательства, создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства Орловской области.
      Развитие 
малого бизнеса в области 
      Число 
малых предприятий в нашем регионе с 2000 
до 2007 год увеличилось с 2,6 до 3,4 тысяч, 
то есть почти на 27%, что является очень 
хорошей тенденцией. Но не смотря на динамику 
регион по этому показателю в 2007 году был 
на 64 месте по Российской Федерации. Подробно 
динамика развития малых предприятий 
по регионам в период с 2000 по 2007 год представлена 
в Таблице 1. 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1. Число малых предприятий (на конец года; тысяч)16
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | Место,  занимае-мое в Российской Федерации 2007  | |
| Российская Федерация | 879,3 | 843,0 | 882,3 | 893,0 | 953,1 | 979,3 | 1032,8 | 1137,4 | |
| Центральный  федеральный округ  | 
  308,2 | 309,6 | 331,3 | 322,2 | 330,0 | 337,4 | 353,1 | 374,3 | 1 | 
| Белгородская область | 4,6 | 4,6 | 6,3 | 8,2 | 8,2 | 8,6 | 10,1 | 10,8 | 30 | 
| Брянская область | 3,8 | 3,2 | 3,5 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 4,5 | 4,6 | 53 | 
| Владимирская область | 6,9 | 6,9 | 9,4 | 7,1 | 7,8 | 7,6 | 7,3 | 8,5 | 35 | 
| Воронежская область | 11,0 | 11,0 | 14,0 | 14,6 | 15,0 | 15,0 | 15,2 | 17,4 | 16 | 
| Ивановская область | 5,1 | 5,2 | 5,4 | 5,7 | 3,4 | 3,8 | 4,9 | 5,1 | 48 | 
| Калужская область | 5,9 | 5,9 | 6,8 | 5,6 | 6,3 | 5,9 | 6,3 | 6,8 | 43 | 
| Костромская область | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 2,9 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 4,6 | 54 | 
| Курская область | 2,8 | 2,8 | 3,0 | 3,7 | 4,3 | 4,3 | 4,0 | 4,9 | 50 | 
| Липецкая область | 4,3 | 4,3 | 5,3 | 5,6 | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 6,6 | 45 | 
| Московская область | 46,0 | 46,0 | 45,9 | 37,4 | 39,7 | 41,6 | 43,9 | 46,2 | 3 | 
| Орловская область | 2,6 | 2,6 | 3,0 | 2,6 | 3,2 | 3,4 | 3,6 | 3,4 | 64 | 
| Рязанская область | 6,4 | 6,4 | 8,9 | 7,3 | 6,8 | 5,4 | 6,3 | 6,9 | 42 | 
| Смоленская область | 2,5 | 2,4 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 3,2 | 3,7 | 4,4 | 55 | 
| Тамбовская область | 3,6 | 3,6 | 3,0 | 3,1 | 3,1 | 3,4 | 3,5 | 4,2 | 57 | 
| Тверская область | 5,7 | 5,7 | 7,4 | 7,0 | 5,4 | 6,9 | 6,9 | 7,2 | 41 | 
| Тульская область | 6,3 | 6,5 | 6,4 | 6,4 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 8,9 | 33 | 
| Ярославская область | 7,3 | 7,1 | 7,9 | 8,4 | 9,4 | 9,5 | 9,5 | 9,5 | 32 | 
| г. Москва | 180,0 | 182,2 | 189,4 | 190,9 | 196,7 | 200,5 | 207,8 | 214,5 | 1 | 
| Северо-Западный  федеральный округ  | 
  156,3 | 122,3 | 132,5 | 136,1 | 153,9 | 163,3 | 162,5 | 193,2 | 2 | 
| Южный  федеральный округ  | 
  82,2 | 81,8 | 85,5 | 96,4 | 106,9 | 109,4 | 112,0 | 114,2 | 5 | 
| Приволжский  федеральный округ  | 
  131,4 | 131,9 | 148,8 | 148,3 | 157,7 | 160,6 | 173,3 | 191,4 | 3 | 
| Уральский  федеральный округ  | 
  56,2 | 56,3 | 56,6 | 57,8 | 60,6 | 66,3 | 75,9 | 81,2 | 6 | 
| Сибирский  федеральный округ  | 
  103,8 | 100,7 | 92,1 | 98,9 | 105,1 | 103,9 | 111,3 | 130,4 | 4 | 
| Дальневосточный  федеральный округ  | 
  41,2 | 40,4 | 35,5 | 33,2 | 39,0 | 38,4 | 44,8 | 52,7 | 7 | 
Также прослеживается положительная тенденция к увеличению численности малых предприятий и по Орловской области. На 2006 год было зарегистрировано 3606 предприятий, в 2007 – 3382, а в 2008 году – 4356, т.е. увеличилось за 2 года более, чем на 20 %.Динамика численности малых предприятий в Орловской области, включая микропредприятия с досчетом на сельскохозяйственные микропредприятия, представлена Таблице 2.
Число действующих малых предприятий Орловской области по видам экономической деятельности17
(на 
конец года)  
  | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) 
Малые предприятия, включая микропредприятия 
с досчетом на сельскохозяйственные микропредприятия. 
 
По данным Орловской Промышленной Палаты18 в настоящее время на территории области зарегистрирован 9051 субъект малого и среднего предпринимательства. Из них 132 предприятия - средние, 1223 - малые, 7696- микропредпрития. Кроме того, на территории области работают 20472 индивидуальных предпринимателя (на начало 2003 года в городе Орле было зарегистрировано всего 12607 индивидуальных предпринимателей), 1282 фермерских хозяйства, 115385 личных подсобных хозяйств граждан. Действуют 79 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Всего сегодня в сфере малого и среднего предпринимательства занято более 100 тысяч человек, что составляет свыше 20 % экономически активного населения.
По состоянию на сегодняшний день, территориально более 60% малых предприятий и предпринимателей сосредоточено в г. Орле, что объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры.
По данным Федеральной службы государственной статистики19 главные отрасли малых предприятий в Орловской области в 2008 году - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (45,4% к итогу), с большим отрывом обрабатывающее производство на втором месте ( 13,7%) . См. Таблицу 3
      Малые 
предприятия, формирующие 34% торгового 
оборота, реализовали в 2008 году товаров 
на сумму 17,9 млрд.руб. Оборот оптовой торговли 
малых предприятий за год сложился в сумме 
22 млрд. руб. (41,5% общего объема оптового 
оборота по области). Оборот малых предприятий 
по видам экономической деятельности 
за предыдущий 2008 год представлен Таблице 
3. Всего он составил 47633,8 млн рублей. 
 
 
 
 
 
 
Таблица 3 Численность работавших и оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2008 году20
| Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) | Средняя 
  численность внешних   совместителей  | 
  Средняя численность работавших по договорам гражданско-правового характера | Оборот 
  малых   предприятий  | |||||
| человек | в % к итогу | человек | в % к итогу | человек | в % к итогу | млн.  рублей  | 
  в % к итогу | |
| Всего | 41359 | 100 | 2320 | 100 | 1012 | 100 | 47633,8 | 100 | 
| в 
  том числе организации с  экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство  | 
  4220 | 10,2 | 44 | 1,9 | 71 | 7,0 | 1288,5 | 2,7 | 
| рыболовство, рыбоводство | 19 | 0,0 | 3 | 0,1 | - | - | 8,2 | 0,0 | 
| добыча полезных ископаемых | 89 | 0,2 | 2 | 0,1 | 3 | 0,3 | 55,1 | 0,1 | 
| обрабатывающие производства | 8420 | 20,4 | 378 | 16,3 | 158 | 15,6 | 5109,9 | 10,7 | 
| производство, распределение электроэнергии, газа и воды | 380 | 0,9 | 50 | 2,2 | 19 | 1,9 | 141,1 | 0,3 | 
| строительство | 5199 | 12,6 | 388 | 16,7 | 252 | 24,9 | 3638,9 | 7,6 | 
| оптовая 
  и розничная торговля; ремонт автотранспортных 
  средств, мотоциклов, бытовых изделий 
  и предметов личного  | 
  11831 | 28,6 | 641 | 27,6 | 145 | 14,3 | 32135,5 | 67,5 | 
| гостиницы и рестораны | 1610 | 3,9 | 40 | 1,7 | 33 | 3,3 | 789,3 | 1,7 | 
| транспорт и связь | 1723 | 4,2 | 104 | 4,5 | 30 | 3,0 | 1267,4 | 2,7 | 
| финансовая деятельность | 172 | 0,4 | 63 | 2,7 | 15 | 1,5 | 6,3 | 0,0 | 
| операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 6493 | 15,7 | 524 | 22,6 | 204 | 20,1 | 2960,0 | 6,2 | 
| образование | 89 | 0,2 | 4 | 0,2 | 42 | 4,1 | 42,4 | 0,1 | 
| здравоохранение и предоставление социальных услуг | 176 | 0,4 | 39 | 1,7 | 3 | 0,3 | 60,4 | 0,1 | 
| предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 938 | 2,3 | 40 | 1,7 | 37 | 3,7 | 130,8 | 0,3 | 
Информация о работе Отраслевые и региональные особенности функционирования малых предприятий