ПОДДЕРЖКА 
ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 
     Характерной 
чертой инновационной деятельности является 
наличие высокого риска, а также отсрочка 
периода получения прибыли от внедряемых 
научно-технических новшеств. Это обуславливает 
необходимость со стороны государства 
выработки и реализации ряда организационных, 
экономических и правовых мер по стимулированию 
процессов создания и внедрения инноваций 
[1, c. 3]. К таким мерам относится:
  - аккумулирование 
  средств на НИОКР и инновации;
 
  - координация 
  инновационной деятельности;
 
  - стимулирование 
  инноваций, развитие конкуренции в данной 
  сфере, страхование инновационных рисков, 
  введение государственных санкций на 
  выпуск устаревшей продукции;
 
  - создание 
  правовой базы инновационных процессов, 
  в том числе системы защиты авторских 
  прав инноваторов и охраны интеллектуальной 
  собственности;
 
  - кадровое 
  обеспечение инновационной деятельности;
 
  - формирование 
  инновационной инфраструктуры;
 
  - институциональное 
  обеспечение инновационных процессов 
  в отраслях государственного сектора;
 
  - обеспечение 
  социальной и экологической направленности 
  инноваций;
 
  - повышение 
  общественного статуса инновационной 
  деятельности;
 
  - региональное 
  регулирование инновационных процессов; 
 
  - регулирование 
  международных аспектов инновационных 
  процессов [3, c. 105-107].
 
     С 
точки зрения уровня и форм поддержки 
инновационной деятельности в мировой 
практике принято выделять:
  - государственные 
  стратегии активного вмешательства;
 
  - стратегии 
  децентрализованного регулирования;
 
  - смешанные 
  стратегии.
 
     При 
осуществлении стратегии активного 
вмешательства государство признает 
научную, научно-техническую и инновационную 
деятельность главными определяющими 
факторами экономического роста 
национальной экономики. Так, в Японии, 
руководствующейся данной стратегией, 
наблюдается тесные связи между 
органами государственного управления 
и товаропроизводителями. Государство 
не только выполняет ориентирующие функции, 
но и играет активную роль в организации 
и финансировании многих важных программ 
и проектов. 
     Стратегия 
активного вмешательства характерна 
также для Франции, Нидерландов и других 
стран [1, c. 19-20].
     Стратегия 
децентрализованного регулирования 
– это более сложный механизм участия 
государства в научной и инновационной 
сфере. Государство, использующее эту 
стратегию, сохраняет главную, лидирующую 
роль в вопросах инновационного развития, 
но при этом отсутствуют жесткие директивные 
связи, характерные для стратегии активного 
вмешательства.
     Например, 
государство создает инфраструктуру 
инновационной сферы; формирует 
условия, способствующие повышению 
инновационной активности субъектов; 
выделяет государственные ресурсы для 
создания начального спроса на нововведения 
и т.д.  При осуществлении этой стратегии 
используются налоговые льготы и прочие 
стимулы инновационной активности. Данная 
стратегия реализуется в США, Великобритании 
и ряде других стран.
     Смешанная 
стратегия используется в странах, 
где в экономике значительную 
часть составляет государственный 
сектор и государство заинтересовано 
в поддержании высокого экспортного 
потенциала отраслей этого сектора. 
В этом случае по отношению к государственным 
предприятиям государство использует 
стратегию активного вмешательства, а 
к остальным -стратегию децентрализованного 
регулирования. Подобная практика получила 
распространение в Швеции [2, c. 54-55].
     В 
целом для стран ЕС характерны 
следующие основные направления инновационной 
политики:
  - единое антимонопольное 
  законодательство;
 
  - система ускоренной 
  амортизации оборудования;
 
  - льготное 
  налогообложение НИОКР;
 
  - поощрение 
  малого наукоемкого бизнеса;
 
  - прямое финансирование 
  предприятий, осуществляющих инновационные 
  проекты в области новейших технологий;
 
  - кооперация 
  университетской науки и предприятий, 
  производящих наукоемкую продукцию [1, 
  c. 30-32]. 
 
 
1. Зарубежный 
опыт поддержки инновационного 
предпринимательства / Представительство 
ООН в РБ.; отв.ред. Быкова Т. П. – Минск: 
Интегралполиграф, 2009. – 80с.
2. Инновационный 
менеджмент. Учебник для вузов 
/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин 
и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки 
и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Основы 
инновационного менеджмента. Теория 
и практика: Учебник / Л.С. Барютин 
и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели, 
2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство 
«Экономика», 2004. – 518 с.