Понятие малого бизнеса, его значение в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является ознакомление с основными современными методами обучения иностранным языкам, выявление проблем конкретного предприятия по данной теме и разработка рекомендаций по совершенствованию функционирования объекта исследования.


Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать понятие малого бизнеса, определить его значение в России и за рубежом;
определить значение обучения иностранным языкам и обозначить инновационные подходы в обучении;
провести SWOT-анализ конкретного предприятия по данной теме;
разработать ряд рекомендаций по выявленным проблемам.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     На  современном этапе развития экономики  в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных  ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации.

     Еще каких-нибудь 15-20 лет назад на уроках иностранных языков использовались в лучшем случае магнитофон или проектор для слайдов. Сегодня очень многое изменилось, появились различные средства мультимедийных технологий, компьютерные программы, которые расширяют возможности преподавателей, облегчают их труд, оптимизируют изучение языков, делают его увлекательным процессом открытия неизведанного мира иностранного языка и культуры, помогают преодолеть барьеры между людьми.

     Поэтому необходимо знать и уметь применять  на практике достижения электронных технологий, которые значительно обогащают традиционный учебный процесс, представляя новые возможности обучающимся.

     Актуальность  темы. Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

     Целью работы является ознакомление с основными современными методами обучения иностранным языкам, выявление проблем конкретного предприятия по данной теме и разработка рекомендаций по совершенствованию функционирования объекта исследования.  
 

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • дать понятие малого бизнеса, определить его значение в России и за рубежом;
  • определить значение обучения иностранным языкам и обозначить инновационные подходы в обучении;
  • провести SWOT-анализ конкретного предприятия по данной теме;
  • разработать ряд рекомендаций по выявленным проблемам.

      Также выявлен объект исследования – автономная некоммерческая образовательная организация «Международная школа банковского бизнеса».

     Теоретико-методологическая основа исследования включает работы российских и зарубежных ученых в данной области, нормативно-правовые акты, научные статьи, данные глобальной сети Internet.

 

      1 ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА, СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ  ЯЗЫКАМ

     1.1 Понятие малого бизнеса, его значение в России и за рубежом

     Не  так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство.

     Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям  и не реагируют на возникающие  проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства.

     Данные  рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные  и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими  структуру экономики. Это нужно  учитывать экономическим и государственным структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с  тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под  влиянием многих факторов.

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

     С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

     Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

  1. близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
  2. производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;
  3. исключение лишних звеньев управления и т. д.

     Малому  производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере  производственного и личного  потребления.

     В свою очередь развитие мелкого и  среднего производства создает благоприятные  условия для оздоровления экономики:

     - развивается конкурентная среда;

     - создаются дополнительные рабочие  места; 

     - активнее идет структурная перестройка; 

     - расширяется потребительский сектор.

     Развитие  малых предприятий ведет к  насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     Большое значение имеет способность малых  предприятий расширять сферу  приложения труда, создавать новые  возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской  деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

     Многие  экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании  НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют  венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными фирмами, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса.

     Мелкие  исследовательские фирмы активно  проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять  на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства.

     Мелкие  инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

     Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую  деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

     Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

     Западные  экономисты определяют предпринимательство  как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

     Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве  особый, связанный с риском вид  деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

     Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является:

    1. численность персонала (занятых работников),
    2. размер уставного капитала,
    3. величина активов,
    4. объем оборота (прибыли, дохода).

     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

     Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

     - средняя численность занятых  на предприятии работников,

     - ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год,

     - величина активов.

     Но  во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

     Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

     Комиссия  ЕС с 2005г. к малому бизнесу в ЕС относит:

     1) микропредприятия - фирмы с численностью  персонала до 10 человек и с  суммой годового оборота или валюты баланса до 2 млн. евро;

     2) малые предприятия - фирмы с  численностью персонала до 50 человек  и с суммой годового оборота  либо валюты баланса, не превышающей  10 млн. евро;

     3) средние предприятия - фирмы с  численностью персонала до 250 человек и с суммой годового оборота до 50 млн. евро либо валюты баланса до 43 млн. евро.

     В Англии к мельчайшим относят фирмы, в которых работают от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99 сотрудников, к  средним - от 100 до 250 чел. При этом годовой  оборот компании не должен превышать 3 млн. фунтов стерлингов. На начало 2011г. в стране работали 2,6 млн. небольших фирм (46 на каждую тысячу жителей), на которых занято 13,6 млн. чел., т.е. 49% жителей Великобритании трудоспособного возраста. Приоритетными для предпринимателей являются торговля, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, сельское хозяйство, сфера услуг. Малый и средний бизнес обеспечивает 50–53% ВВП страны.

     В Германии малые (до 100 чел.) и средние (до 500 чел.) предприятия с годовым  оборотом до 11,5 млн. евро составляют 99% всех зарегистрированных немецких компаний. Их доля в ВВП страны достигает 50%. В небольших фирмах задействовано 70% всего трудоспособного населения. Ежегодно две трети новых рабочих мест открываются именно в малом бизнесе. Больше всего предпринимателей интересуют сфера услуг, торговля, сельское хозяйство.

     Италия  считается европейским лидером  по развитию малого и среднего бизнеса. Из зарегистрированных в стране 4 млн. фирм только 2% относят к крупным (более 1 тыс. работающих). Большую же часть (80%) составляют компании со штатом менее 250 чел. Если в среднем по ЕС на 1 тыс. населения приходится 45-50 малых предприятий, то в Италии - 68. Всего же в небольших компаниях трудятся более 13 млн. чел., что составляет около 80% кадрового потенциала Италии. Предприниматели работают в сельском хозяйстве, мебельном производстве, легкой промышленности, сфере услуг, торговле и формируют свыше 90% ВВП государства.

Информация о работе Понятие малого бизнеса, его значение в России и за рубежом