Понятие предпринимательства, его сущность, цели и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия предпринимательства, его сущности, целей и видов.
Объектом исследования в работе является предпринимательство как социально- экономическое явление.
На основании поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- определить теоретические подходы к сущности предпринимательства;
- определить функции и цели предпринимательской деятельности;
- определить виды и формы предпринимательства;
-определить особенности развития предпринимательства в России за рубежом;
-определить значение предпринимательства в социально-экономической жизни страны;
- выяснить роль государства в регулировании предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Предпринимательство и его основные формы…………………………….5
Предпринимательство-сущность и значение……….……………………………………...5
Основные функции предпринимательства……………………………………………….11
Виды и формы предпринимательства…………………………………………………….16
РАЗДЕЛ 2. Государственная поддержка предпринимательства в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………………………...22
2.1 Основные проблемы развития предпринимательства в РФ и за рубежом…..…………22
2.2 Развитие предпринимательства в ПМР…………………………………………………...27
2.3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..34СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……………………36

Работа содержит 1 файл

Курсовая Предпринимательство - понятие, сущность. Гос. поддержка в условиях рыночной экономики. Давыдова.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Охарактеризуем некоторые страны с рыночной экономикой по степени  развития предпринимательства.

В 1993г. в США было создано 630 тыс. новых фирм, а в 2003г., согласно аналитикам, в мелких компаниях трудилась более 70% американских рабочих и служащих. Вопросами  предпринимательства в США занимается Комитет  предпринимательства в Сенате США; Администрация  предпринимательства США–АМБ; Министерство торговли США.

Предпринимательство США составляют высокий процент в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая и пластмассовая (23%), обувная (23%).

Теперь считаем нужным перейти  к целям и основным направлениям государственного регулирования и  содействия развитию малого предпринимательства  за рубежом.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Особый интерес государство  проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную  научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной  из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.

Государственное регулирование и  содействие развитию малого предпринимательства  имеет целью:

-создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

-реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

-реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

-оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

-применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

-упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

-снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

-поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

-интенсификацию инвестиционных процессов;

-стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

-законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

-включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в  государственные структуры через  специальные комитеты Конгресса, Администрацию  по делам малого бизнеса, систему  региональных ассоциаций, инкубаторов  малого бизнеса.

Особое место в государственной  политике США уделяется развитию экспортных возможностей сектора предпринимательства. Для этого, был разработан ряд  программ финансовой и технической  поддержки экспортно-ориентированных  предпринимательства. Вопросами развития экспортных возможностей предпринимательства занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе: Комитет  предпринимательства в Конгрессе США;

В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа  расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий, что свидетельствует  о неуклонном росте предпринимательства в этой стране.(3,с.200)

Государственная стратегия развития промышленности, поддержки малого и  среднего бизнеса и расширения экспорта разрабатывается Министерством  торговли и промышленности. Начиная  с 2000г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

-создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

-использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

-обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

-создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

-осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:

-разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;

-оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

-предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

-содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Теперь переходим к непосредственному  рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих  в связи с этим проблем.

Малый бизнес - разнородное и исторически  обусловленное социально-экономическое явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то, например, в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан - и качественно, и количественно.

Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать «западную» его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

«Западные» малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей.

Что же касается малого предпринимательства  в постсоветской России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с «первичными звеньями» советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.

Для этой формы характерны:

1) редкое использование начального  заемного капитала;

2) высокие административно-управленческие  издержки;

3) слабое задействование преимуществ  быстрого перепрофилирования;

4) диспаритетные (зачастую - просто  дискриминационные) отношения с  посредниками по сбыту продукции;

5) исключительно сильная зависимость от местной власти и от местного рынка;

6) особые «теневые» стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).

 Российскому малому бизнесу,  как уже отмечалось, свойственны  и существенные региональные  различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.

Указанные особенности (коих на самом  деле больше 5, мы отметили лишь основные) требуют если не обязательного учета  при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.(19.c.300)

 

2.2 Развитие предпринимательства  в ПМР

 

Говоря о предпринимательстве  в ПМР, вряд ли удастся абстрагироваться от ряда национальных черт этого региона. Ведь на региональном уровне отражаются общие закономерности, присущие местному предпринимательству.

Прежде всего, они связаны со спецификой возрождения частного предпринимательства в постсоветский период.

Самый многочисленный и разнообразный  слой приднестровского предпринимательства - это так называемые представители «новой волны», начинавшие свой бизнес с нуля. Они заняли в основном те ниши, которые в директивной экономике пустовали. Речь идет о внепроизводственной сфере: банковская и иная финансовая деятельность, биржевое и страховое дело, некоторые виды торгово-посреднической деятельности (например, продажа недвижимости, автомобилей, бытовой техники, оргтехники), рекламная, аудиторская и консалтинговая деятельность, а также выпуск не производимых ранее товаров и услуг.

Выявление характерных черт предпринимательства  на уровне Приднестровья обуславливается тем, что они своеобразны по географическому положению и природно-климатическим условиям.

Кроме того, предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д.(административные барьеры).

 Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности приднестровской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции.

Сегодня в странах с развитой экономикой малые и средние предприятия  являются важным «локомотивом» экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для развития предпринимательства имеет важнейшее значение,  как для малого сектора, так и экономики в целом.

Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде. (12.c.421)

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов поддержки малого предпринимательства, система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Понятие предпринимательства, его сущность, цели и виды