Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:28, доклад
Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических  лиц – принимают решение о  ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.
Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его  прав и обязанностей к другим лицам  в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).
Порядок ликвидации юридических лиц
Опубликовано в журнале "Налоговый вестник" №7, 2008
Большинство компаний сталкиваются 
с вопросами ликвидации юридических 
лиц – принимают решение о 
ликвидации своей компании или сталкиваются 
с ликвидацией своих 
Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).
Добровольная ликвидация юридических лиц
Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.
Ликвидация осуществляется в несколько этапов (дополнительно смотри схему № 2 «Добровольная ликвидация юридических лиц»):
Принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.
Извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.
Выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.
Расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.
О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция. В Москве вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции Инспекции ФНС России № 46.
Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.
Первым шагом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).
В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе, что для принятия решения о ликвидации учитывается меньшее количество голосов – например, 85% от количества участников.
В акционерных обществах 
по общему правилу достаточно принятия 
такого решения квалифицированным 
большинством акционеров, то есть проголосовать 
за ликвидацию должно 3/4 от общего числа 
акционеров, принявших участие в 
общем собрании. Уставом или иными 
внутренними документами 
Производственные и 
Единственное исключение составляют фонды – решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.
Какой-либо унифицированной 
формы решения о ликвидации законодательством 
не установлено, поэтому решение 
изготавливается в свободной 
форме. В течение 3 дней с момента 
принятия решения о ликвидации об 
этом должна быть уведомлена налоговая 
инспекция по форме Р15001 «Уведомление 
о принятии решения о ликвидации юридического 
лица», утвержденной Постановлением Правительства 
РФ от 19.06.2002 года № 439. Эта, а также другие 
форма доступны по адресу http://www.nalog.ru/document.
Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 МРОТ (часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ).
Обращаю Ваше внимание на то, 
что ни уведомление о принятии 
решения о ликвидации юридического 
лица, ни другие уведомления, которые 
будет необходимо в дальнейшем предоставлять 
в налоговую инспекцию, не предполагают 
оформления расписки в их получении 
– поэтому лучше всего 
На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию – не находится ли Ваш контрагент в процессе ликвидации.
С момента внесения в ЕГРЮЛ 
записи о начале процедуры ликвидации 
не допускается государственная 
регистрация изменений в 
Следующим важным решением в процессе ликвидации является создание ликвидатора или ликвидационной комиссии. Согласно статье 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Кандидатура лица, которое 
впоследствии будет осуществлять ликвидацию 
юридического лица, очень важна, поскольку 
именно он будет являться представителем 
юридического лица с этого момента, 
к нему переходят полномочия по управлению 
делами юридического лица; ликвидационная 
комиссия от имени ликвидируемого юридического 
лица выступает в суде. Закон не 
запрещает назначать на должность 
ликвидатора либо председателя ликвидационной 
комиссии любого дееспособного гражданина, 
в том числе являющегося 
Решение о назначении ликвидатора либо комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.
О формировании ликвидационной 
комиссии или о назначении ликвидатора 
учредители (участники) юридического лица 
направляют в регистрирующий (налоговый) 
орган Уведомление о 
После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии» и их фамилия, имя, отчество.
После того как назначен 
ликвидатор либо ликвидационная комиссия, 
необходимо уведомить всех контрагентов 
юридического лица о начале процедуры 
ликвидации, чтобы выявить размер 
кредиторской задолженности. Поскольку 
контрагентов может быть очень много 
и их достаточно сложно уведомить 
каждого в отдельности, а также 
во избежание злоупотреблений со 
стороны ликвидируемого юридического 
лица, закон предусматривает 
Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации» (с условиями размещения публикаций можно ознакомиться по адресу http://www.vestnik-gosreg.ru), третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена публикациям юридических лиц. В публикации указываются:
полное наименование юридического лица;
ОГРН;
ИНН/КПП;
адрес (место нахождения) юридического лица;
сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;
порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).
Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.
Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.
Два месяца со дня опубликования – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации можно предусмотреть другой срок – сколь угодно длительный, главное чтобы он составлял не менее двух месяцев.
Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.
По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:
сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
перечень предъявленных кредиторами требований;
результаты их рассмотрения.
Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме Р15003.
После внесения в ЕГРЮЛ 
записи о составлении промежуточного 
ликвидационного баланса 
взыскания задолженности;
выездных проверок;
камеральных проверок;
юридический отдел.
Так же на этом этапе может 
быть назначена камеральная или 
выездная налоговая проверка за период, 
не превышающий трех календарных 
лет, предшествующих году, в котором 
вынесено решение о проведении проверки, 
которая может проводиться 
После проведения проверки 
либо контрольных мероприятий 
Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает 4 очереди кредиторов (необходимо отметить, что до 2006 года очередей кредиторов было 5, и после изменений в ГК РФ не во все подзаконные акты, в том числе многочисленные разъяснения налоговых органов, были внесены изменения – таким образом, в актах до 2006 года читая «кредиторы пятой очереди» надо заменять на «кредиторы четвертой очереди»).
Законодательство 
I очередь: удовлетворяются 
требования граждан, перед 
II очередь: удовлетворяются 
требования по выплате 
III очередь: удовлетворяются 
требования по обязательным 
IV очередь: требования прочих кредиторов.
Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.
Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с пунктом 
6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, 
не удовлетворенные из-за недостаточности 
имущества ликвидируемого юридического 
лица, считаются погашенными, если кредиторы 
после этого не возражают. Если же 
имущества оказалось