Правовая охрана товарных знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара. а) Товарный знак. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

Содержание

1. Правовая охрана товарных знаков……………….………………. ……..3 стр.

2. Правовая охрана знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров……………….………………..……………….………………. ……..7 стр.

Список использованной литературы……………….………………. ……..12 стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 19.35 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

 

Черниговский государственный  технологический университет

 

                                                      Кафедра  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу  “Интеллектуальная собственность”

на тему: “Правовая охрана товарных знаков”

 

 

 

 

 

 

 

   Проверил:                                                                     Выполнил:

   препод.                                                                        ст. гр. ЗВ-021                                             

   Сизоненко Е.В.                                                           Крикун Ю.А.

 

   ................................                                                ................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Чернигов ЧГТУ 2006 год

 

 

 

 

Содержание

 

1. Правовая охрана товарных знаков……………….………………. ……..3 стр.

 

2.  Правовая охрана знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров……………….………………..……………….………………. ……..7 стр.

      

 Список использованной литературы……………….………………. ……..12 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовая  охрана товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест

происхождения товаров

 

Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения  товара. а) Товарный знак. Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара.

Далее, то или  иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю  без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать  ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смешения: а) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров; б) с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ, в частности так называемыми общеизвестными товарными знаками; в) с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров; г) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.

Признак новизны  тесно связан с понятием приоритета. Новизна товарного знака определяется на дату приоритета, которая, в свою очередь, устанавливается по бщему правилу по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию оварного знака в Патентное ведомство РФ. Наряду с этим приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране — участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в Патентное ведомство РФ заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одной из стран—участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности (выставочный приоритет), может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в Патентное ведомство РФ заявка на товарный знак поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Наконец, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ.

Гораздо сложнее  решается данный вопрос тогда, когда речь идет о сходны обозначениях.

Так, у словесных  товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и

окончание слогов, число слогов, последовательность гласных  и согласных букв; у изобразительных  знаков — на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений— на восприятие изобразительных и словесных элементов как в совокупности, так и в отдельности.1 Наконец, обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегестрированно.

Товарные знаки  следует отличать от некоторых других сходных с ними объектов промышленной собственности. Так, наиболее близко к товарным знакам примыкают фирменные наименования. Трудности их разграничения возникают обычно тогда, когда

имеет место  частичное совпадение отдельных  элементов фирменного наименования и товарного знака одного и  того же или разных пользователей.

В отличие от фирменного наименования товарный знак может существовать не только в словесной, но и в иной форме, в частности  изобразительной, комбинированной  и т.д. Кроме того, он подлежит государственной  регистрации, носит срочный характер и может быть передан по договору иным пользователям.

Нельзя смешивать  товарный знак и с промышленным образцом. Последний является

составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок изделия);

товарный же знак (слово, рисунок) лишь проставляется на изделии.

Наконец, товарный знак весьма сходен по выполняемым  функциям с производственной маркой, поскольку и маркировка выпускаемой  продукции, и проставление на ней  товарного знака преследуют, в  сущности, одну и ту же цель, а именно связывают изделие с конкретным производителем, обеспечивая потребителю возможность выбора нужной ему продукции. Однако решается эта задача разными путями: при маркировке продукции до потенциального потребителя доводятся в полном объеме все необходимые сведения о производителе и характеристиках товара, а при проставлении на изделии товарного знака потребитель извещается об изготовителе условным обозначением.

б) Знак обслуживания. Знаком обслуживания признается обозначение, способное 

отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других

юридических или  физических лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания

и наименованиях  мест происхождения товаров» предъявляет  к знакам обслуживания

такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам.

Различие между  ними проходит лишь по объекту маркировки: если товарные знаки 

индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки 

обслуживания  предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными 

лицами. Следует, однако, заметить, что на практике указанное различие также нередко стирается, поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретного владельца и по классу товаров, и по классу услуг. В качестве примера можно сослаться на возможность одновременной регистрации обозначения по классу товаров «Химические вещества промышленного назначения» (класс 1) и по классу услуг «Исследования в области химии» (класс 42) и т.п. Поэтому на практике формальным критерием для отнесения обозначения к товарным знакам или к знакам обслуживания служит выбор конкретного класса (индекса) Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.1 Для регистрации обозначения в качестве знака обслуживания оно должно быть заявлено для одного или нескольких классов услуг: класс 35 — «Реклама», класс 36 — «Страхование и финансирование», класс 37 — «Строительство и ремонт», класс 38 — «Связь», класс 39 — «Транспортирование и хранение», класс 40 — «Обработка материалов», класс 41 — «Образование и развлечения», класс 42 — «Разное». Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.

в) Наименование места происхождения товара. Наименование места происхождения 

товара —  это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного

географического объекта природными условиями или  людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Таким образом, конкретный способ указания на место  происхождения товара может 

быть любым, важно лишь, чтобы обозначение  ассоциировалось у потребителей с определенным местом происхождения товара. Так, не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара известного вида, не связанное с местом его изготовления.

В отличие от товарного  знака и знака обслуживания к  наименованию места 

происхождения товара не предъявляется требование новизны. Это и понятно, так как 

названия географических объектов, включающиеся в обозначения товаров, не являются новыми.

Вторым специфическим  признаком наименования места происхождения  товара как специфического объекта  правовой охраны является связь обозначения  товара с его 

особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людским фактором. и т.п.). Наконец, наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано в Патентном ведомстве. В этом своем качестве наименование места происхождения товара ничем не отличается от других объектов промышленной собственности, права на которые появляются у пользователей только с момента государственной регистрации. Наименование места происхождения товара весьма сходно с товарным знаком и знаком обслуживания. Они совпадают по выполняемым функциям и нередко практически неразличимы по своей внешней форме, поскольку в качестве товарных знаков часто используются названия географических объектов. Их основное различие состоит в том, что товарный знак, в отличие от наименования места происхождения товара, призван связывать свойства и качества товара с конкретным его производителем, а не особыми свойствами географической среды места производства товара.

 

Виды товарных знаков. По форме своего выражения  товарные знаки могут быть

словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.

При регистрации  словесных товарных знаков охраняется не только само слово или 

словосочетание, но и их шрифтовое решение.

Изобразительные товарные знаки  — это обозначения в виде разнообразных  значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, всевозможных предметов и т.п. Хотя их эффективность  по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится окало 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков.

2

Объемные товарные знаки представляют собой изображения  товарного знака в трех измерениях — его длине, высоте и ширине. Предметом объемного товарного знака

может быть либо оригинальная форма изделия, например, форма мыла., свечи, пилюли

и т.д., либо его  упаковка, например, оригинальная форма  бутылки для напитка или флакона  для духов. Например, таллиннскому производственному  объединению «Ливико»

было выдано свидетельство №80759 со сроком действия по 7 февраля 1996 г. на право пользования  товарным знаком, представляющим собой  оригинальную бутылку для 

ликеров, напоминающую старинную башню".

3 Комбинированные  товарные знаки сочетают в  себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетания рисунка и слова, рисунка и

букв, рисунка  и цифр, слов и цифр и т.п. Нередко  указанные сочетания несут в  себе смысловую нагрузку, а используемые элементы взаимно дополняют и поясняют друг друга. Например, на имя Московской экспериментальной кондитерской фабрики «Красный Октябрь» зарегистрирована в качестве комбинированного товарного знака красочная этикетка, служащая оберткой для конфет «Мишка косолапый»

1 . Помимо приведенных видов товарных знаков, законодательство допускает к

регистрации и  другие обозначения товаров и  услуг, в частности звуковые, световые,

обонятельные  и иные обозначения. В настоящее  время подобные товарные знаки 

регистрируются  в основном на имя иностранных пользователей, так как в

отечественной практике они распространения еще  не получили.

В зависимости  от числа субъектов, имеющих право  на пользование товарным знаком, следует  различать индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Коллективным товарным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий (далее — объединение), предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к индивидуальным товарным знакам. Однако правовой режим коллективных товарных знаков имеет ряд особенностей. Во-первых, такой товарный знак может принадлежать только объединению предприятий. Во-вторых, субъектом пользования коллективного товарного знака могут быть только такие входящие в объединение предприятия или организации, за которыми по закону признается возможность обладания индивидуальным товарным знаком. В-третьих, предприятия—участники объединения могут использовать

Информация о работе Правовая охрана товарных знаков