Правовое положение финансово-промышленных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является проведение анализа понятия и законодательного регулирования деятельности ФПГ, путей реализации на практике закрепленных Гражданским кодексом РФ норм и принципов российского права, что значительно облегчает изучение специальных отраслевых юридических дисциплин.
Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:
изучение теории вопроса с учетом последних достижений научного прогресса;
анализ развития отдельных норм права, касающихся создания и деятельности отдельных видов ФПГ;
анализ имеющихся проблем в данной области права на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП……7
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП.....9
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП…………………………………….16
4 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……….…………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовая - ФПГ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

2 ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ  ГРУПП 

     Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон "О финансово-промышленных группах", который устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Сейчас в данной сфере действуют и другие подзаконные акты. Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 48 утверждена специальная Программа содействия формированию финансово-промышленных групп5, подписан Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп"6. Ряд важных постановлений Правительства РФ был принят по тем или иным вопросам создания и организации деятельности ФПГ. К их числу относятся: Постановления от 23 мая 1994 г. N 508 "О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представленных на рассмотрение Правительства Российской Федерации", от 22 мая 1996 г. N 621 "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации", от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленных групп". Данный перечень ограничен.

     В числе ведомственных актов надо назвать письмо Госкомимущества РФ от 17 октября 1994 г. N ПМ-35/8814 "О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний"7. В нем определяется статус ФПГ, взаимоотношение групп и холдингов, концернов, союзов, ассоциаций и других объединений.

     Сама  ФПГ не является юридическим лицом. Участники ФПГ учреждают центральную  компанию ФПГ, которая является юридическим  лицом, уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел ФПГ. Центральная компания ФПГ создается в форме хозяйственного общества или ассоциации (союза).

     Лицо  принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное  общество, т.е. лицо входит в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством. Определение понятия "группа лиц" содержится в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"8 (далее - Закон N 135-ФЗ), где группой лиц признаются:

     юридические лица, являющиеся участниками ФПГ;

     лицо  или группа лиц, которые получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора (частный случай - управляющая организация). Данное основание также позволяет относить к аффилированным лицам юридических лиц, по отношению к которым общество является дочерним не в силу их преобладающего участия в уставном капитале, а в силу их возможности в соответствии с заключенным между ними договором либо иным образом определять решения, принимаемые таким обществом;

     лица (лицо), которые совместно с акционерным  обществом в результате соглашения (согласованных действий) имеют право  прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров  купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли, паи), составляющие уставный (складочный) капитал какого-либо юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает правом распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли, паи), составляющие уставный (складочный) капитал такого третьего лица;

     лицо, которое имеет право назначать  единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) по предложению которого избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Такое лицо может приобрести право назначения не только при покупке контрольного пакета акций либо контрольной доли, но и в силу заключения иными лицами гражданско-правовых договоров. В случае если определенное лицо, не являясь крупным акционером общества, выдвигает в совет директоров (наблюдательный совет) либо иной коллегиальный орган кандидатуры и по результатам голосования свыше 50% совета директоров (наблюдательного совета) либо коллегиального исполнительного органа избрано из числа предложенных данным лицом, то в группу лиц входит само юридическое лицо, лицо, выдвинувшее кандидатуры в органы управления, и физические лица, избранные в состав органов управления;

     физическое  лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридических  лиц. В случае если физическое лицо осуществляет полномочия в нескольких юридических лицах, то такие юридические лица и данное физическое лицо образуют группу лиц;

     одни  и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим  лицом, которые составляют одновременно более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц либо по предложению избрано более 50% совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц. В этом случае все указанные лица образуют группу лиц;

     физическое  лицо, исполняющее трудовые обязанности  в юридическом лице или входящих в одну группу лиц юридических лицах, одновременно являющееся единоличным исполнительным органом другого юридического лица, либо физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице или во входящих в одну группу лиц юридических лицах, составляющее более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица. Из этого следует, что если единоличный исполнительный орган работает по совместительству в любой должности в ином юридическом лице, то все они вместе образуют одну группу лиц;

     одни  и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические  лица, которые имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли каждого из двух и более юридических лиц. Данное условие аффилированности выполняется только в случае, если есть два и более юридических лица, в каждом из которых одни и те же перечисленные лица могут распоряжаться 50% голосов. Тогда в группу лиц будут входить все юридические лица, контролируемые одной группой акционеров, а также сами эти акционеры вне зависимости от их доли в уставном капитале в отдельности;

     физические  лица и (или) юридические лица, имеющие  право самостоятельно или через  представителей (поверенных) распоряжаться  в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляющие более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица. Например, если два близких родственника входят в состав правления акционерного общества при общем количественном составе правления в три человека и те же два близких родственника совместно контролируют более 50% другого юридического лица, то все упомянутые физические и юридические лица будут входить в одну группу лиц.9

     Закон о ФПГ, в настоящий момент утративший силу, несмотря на свою "молодость", уже стал предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В.Д. Рудашевский, автор замечательной статьи по рассматриваемой проблеме, справедливо отмечает, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статей половина содержало отсылку к административным актам, решениям субъектов РФ и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение10. Имеются и конкретные пробелы и недостатки Закона, а это служит основанием для продолжения работы над совершенствованием отдельных правовых актов, определяющим деятельность ФПГ.11

     Мы  согласны с мнением о том, что  в условиях переходного периода  новый Закон о ФПГ необходим. Российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится "зарегулировать" статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. На наш взгляд, надо продолжить работу над разработкой нового Закона о ФПГ с определением его места в системе российского законодательства. Пока что законодательство о финансово-промышленных группах стоит изолированно в действующем законодательстве. Ни ГК РФ12, ни законы о хозяйственных обществах не называют ФПГ в качестве субъектов права.

     Финансово-промышленные группы зачастую называли "особыми  экономическими зонами", т.к. они  позволяли минимизировать многие риски, будучи одной из форм организации  производственно-хозяйственных комплексов. Нужно отметить, что ФПГ создавались в тот период практически во всех государствах - участниках СНГ. Финансово-промышленная группа не являлась одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Она обладала лишь отдельными элементами правосубъектности юридического лица в рамках антимонопольного законодательства, при этом каждый участник группы сохранял юридическую самостоятельность.

     Долгое  время в России существовали как  официальные, зарегистрированные ФПГ ("Интеррос", "Русхим", "Драгоценности  Урала", "Нижегородские автомобили" и др.), так и неофициальные ФПГ ("Норильский никель", "Газпром", "ОНЭКСИМ-банк", "Альфа-груп" и др.). Причем количество неофициальных ФПГ во много раз превосходило количество зарегистрированных групп, что объяснялось отсутствием каких-либо преимуществ, предоставляемых официально зарегистрированной группировке компаний. Хотя именно финансово-промышленные группы при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства должны были стать объектами экспортно ориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.

     На  практике оказалось, что конкретных мер государственной поддержки  ФПГ не получили, как и не получили льгот, перечисленных в законодательстве. Таким образом, многие положения  законодательства о финансово-промышленных группах имели декларативный характер, а некоторые из них не соответствовали нормам Гражданского и Налогового кодексов 13. Что касается тех ФПГ, которые все же официально были зарегистрированы в нашей стране, то они не подлежат ликвидации, а продолжают свою деятельность в рамках гражданского, налогового и антимонопольного законодательства. 

3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 

     ФПГ определяется как совокупность юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества либо полностью или  частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система  участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих намерений.

     Идея  создания ФПГ не нова. ФПГ формируется  в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала и т.д. Иначе говоря, в рамках ФПГ происходит объединение финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала региона, отрасли, страны. ФПГ - это финансово-промышленная олигархия, которую в свое время критиковали известные классики.

     Например, в хрущевскую эпоху были образованы совнархозы - многоотраслевые образования, построенные по территориальному признаку. В советский период действовали многочисленные производственные и научно-производственные объединения и другие крупные структуры.

     Из  легального определения ФПГ следует, что группы организуются либо в виде холдинга (основная компания и дочерние общества), либо через систему участия, при которой участники ФПГ на основе договора объединяют свои материальные и нематериальные активы полностью и частично. Такой вывод заслуживает внимания в контексте сравнения ФПГ с холдингом. ФПГ может быть смоделирована по типу холдинга.

     ФПГ не является юридическим лицом и  не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц. Юридическими лицами являются участники ФПГ, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками.14

Информация о работе Правовое положение финансово-промышленных групп