Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

На этом основании можно установить цель работы. Она заключена в следующем – анализирование правовой базы регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса и изучение выше перечисленных правовых проблем.

Задачами же являются

-определение понятия субъекта малого бизнеса

-выявление недостатков в нормативной базе

-поиск методов по преодолению этих недостатков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...

Глава 1. Правовое определение малого бизнеса…………………………

1.1 Основные понятия………………………………………………………………………..

1.2 Субъекты малого бизнеса………………………………………………………………..

Глава 2. Правовое регулирование деятельности малого бизнеса...

2.1 Законодательство………………………………………………………………………...

2.2 Изменения в законодательстве………………………………………………………….

Глава 3. Проблемы законодательства и пути их преодоления……..

3.1 Проблемы в законодательстве…………………………………………………………..

3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая правовое положение субъектов.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     Указанный проект федерального закона предусматривает  предоставление права организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками единого  налога на вмененный доход, применять  контрольно-кассовую технику, не оснащенную фискальной памятью, а в случае продажи товара также право не применять контрольно-кассовую технику при условии предоставления по требованию покупателя товарных чеков.

     Проблемы  при регистрация  малых предприятий

     Порядок государственной регистрации юридических лиц определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), который ввел заявительную систему создания юридических лиц, что в целом соответствует общемировой тенденции.

     Вместе  с тем, идея «устранения административных барьеров» оказалась не в полной мере реализованной. Значительное сокращение контрольно-надзорных функций государственных  органов привело к тому, что  потребность в государственном регулировании оказалась неудовлетворенной, а также существенно ухудшилось правовое положение кредиторов, поскольку недобросовестные предприниматели зачастую учреждают юридические лица в целях уклонения от исполнения обязательств, в том числе налоговых. Учитывая то, что существующие механизмы привлечения указанных лиц к ответственности неэффективны, экономическому обороту наносится серьезный ущерб.27

     Реакцией  на подобные злоупотребления стал фактический  возврат к разрешительной системе  государственной регистрации, когда регистрирующий орган при наличии определенных субъективных оснований («адрес массовой регистрации», учреждение одними и теми же лицами нескольких организаций, назначение одного и того же лица генеральным директором в нескольких организациях и т.п.) может затянуть сроки государственной регистрации, вынести решение об отказе по формальным основаниям, либо потребовать личного присутствия учредителей или генерального директора при представлении документов. Кроме того, в настоящее время регистрирующий орган фактически проводит юридическую экспертизу документов, представляемых заявителем при государственной регистрации юридических лиц, и, в случае несоответствия предоставляемых документов законодательству Российской Федерации, отказывает на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

     В целях повышения эффективности  контроля за достоверностью фактических  сведений, предоставляемых заявителями, предполагается установить дополнительные основания для отказа в государственной регистрации: отсутствие информации в ЕГРЮЛ об учредителе – российском юридическом лице либо установление недействительности документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося учредителем и руководителем юридического лица, а также признание таких лиц недееспособными или дисквалифицированными на основании судебного решения. Для получения своевременной и достоверной информации, необходимой для вышеуказанной проверки, предлагается разработать порядок электронного взаимодействия между государственными органами. Такое электронное взаимодействие необходимо также для упрощения процедуры государственной регистрации и реализации принципа «одного окна» (получение документов пенсионного фонда, органов статистики, социального страхования, медицинского страхования в регистрирующем органе).

     В целях защиты прав и интересов  третьих лиц предлагается установить обязательность нотариального свидетельствования подписей всех учредителей на учредительных  документах, одновременно установив  повышенную ответственность нотариусов.28

     Для повышения публичности процедуры  государственной регистрации предполагается введение механизма размещения в  электронном средстве массовой информации сведений об изменении наименования, места нахождения юридического лица и управляющей компании юридического лица, а также предварительное размещение сведений об уменьшении уставного капитала, о реорганизации и о ликвидации юридического лица. Кроме того, предлагается повысить доступность информации, содержащейся в реестре дисквалифицированных лиц, путем размещения ее в сети «Интернет» и предоставления бесплатного к ней доступа, одновременно установив повышенную ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом, либо непринятие мер по расторжению такого договора.

     Также в целях создания комфортных условий  для предпринимателей вводится единый федеральный регистрационный номер  юридического лица, в будущем предполагается возможность государственной регистрации  организаций с помощью сети «Интернет» при условии использования электронной цифровой подписи и типовых документов, а также возможности электронной обработки документов в регистрирующем органе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Основные направления  по совершенствованию  законодательства 

     На  основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем, мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса. Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное налогообложение, единое как для начинающего предприятия, где работает два-три человека практически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий, численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону долларов; отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере производства; неразвитая, если не сказать больше, система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.29

     Чтобы определить приоритетный механизм преодоления перечисленных проблем нужно в первую очередь определиться с основополагающими целями развития малого бизнеса: что здесь первично - экономическая или социальная составляющая?

     После долгих размышлений можно прийти к единому выводу, что, не принижая значимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства, главным приоритетом государственной политики следует признать социальную миссию развития малого бизнеса. С этим выводом, кстати, согласны и Министерство финансов, и Министерство по налогам и сборам, и Министерство экономического развития.30

     Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение неотложных задач:

     - создание политических, правовых  и экономических условий для  свободного развития малого бизнеса,  обеспечивающих повышение социальной направленности деятельности малых предприятий;

     - упрощение административных процедур  и снижение связанных с ними  издержек малых и средних предприятий  при регистрации бизнеса и  начале предпринимательской деятельности;

     - устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

     - значительное сокращение количества  сертифицируемой продукции за  счет расширения декларирования, пересмотр технических норм и правил;

     - совершенствование налогообложения  малых предприятий; 

     - расширение доступа к недвижимости  и инфраструктуре электросетевого  и газового хозяйства; 

     - обеспечение доступности различных  форм финансирования предпринимательской  деятельности;

     - поддержка программ развития  малого бизнеса, реализуемых общественными  организациями предпринимателей;

     - расширение государственной финансовой  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства.

     - Проведение на всех уровнях  активной оптимальной политики и защиты малых предприятий от недобросовестной конкуренции;

     Существует  необходимость внесения конкретных изменений в конкретные федеральные  законы, что позволит сформировать систему государственной поддержки  предпринимательства, обеспечит создание завершенной нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства, повысит защищенность российских предпринимателей.

     Следует отметить необходимость особого  внимания к уровню социальной защищенности тех, кто сегодня работает в этом секторе. Всем известно, что сегодня значительная часть заработка выплачивается в конвертах с целью уклонения от уплаты подоходного налога и единого социального налога. Даже снижение ставки подоходного налога до 13 процентов не решило всех этих проблем. Но ведь невысокие выплаты за каждого работника в социальные фонды - это не только слабая наполняемость этих фондов сегодня, это и низкие пенсии, и социальные выплаты завтра уже самим этим работникам, в отношении которых хитрят руководители этих предприятий.

     Для решения данной задачи разумно было бы ввести специальные налоговые льготы для тех частных предприятий, средняя заработная плата на которых выше прожиточного минимума в конкретном субъекте Федерации.31

     Особый  разговор о людях, работающих по найму  у предпринимателей без образования юридического лица. Такие предприниматели по закону не обязаны уплачивать единый социальный налог за наемных работников. В результате наемные работники вообще не могут рассчитывать на оплату больничных, отпусков, в том числе по беременности и уходу за ребенком. Более того, период работы на предприятии без образования юридического лица не засчитывается в трудовой стаж для начисления пенсии в отличие от самих предпринимателей. Будет справедливо, если ограничить возможности использования наемного труда предпринимателями без образования юридического лица. Либо ты - индивидуальный предприниматель, своим личным трудом зарабатывающий деньги, либо, если ты хочешь привлекать дополнительную рабочую силу, регистрируй малое предприятие и работай, не нанося ущерба социальной защищенности своих работников.

     Важно обратить внимание на позицию и принципы подхода к налогообложению малого бизнеса, из которых выделяются два  направления.

     Первое - применять по отношению к малым  предприятиям только экономически обоснованные и более низкие по сравнению с действующими сегодня налоги, исчисление которых не требует ведения полномасштабного бухгалтерского учета и отчетности - это единый налог на вмененный доход и налог, уплачиваемый по упрощенной системе.

     Второе - предприниматель должен иметь возможность выбора между системами налогообложения, а также выбор налогооблагаемой базы, естественно, в рамках Налогового кодекса.32

     Следует признать, что вряд ли удастся решить проблему малого бизнеса без облегчения его доступа к финансовым ресурсам. Жизненно важно разработать пути создания финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса, из которых выделяются : государственная помощь в организации ориентированных на малый бизнес обществ взаимного кредитования и других небанковских кредитных институтов; второе - формирование системы распределения кредитных рисков в сфере малого предпринимательства с участием государственных федеральных и региональных гарантийных фондов и кредитных бюро; третье - распространение льгот на малый бизнес аналогично тем, которые применяются сегодня при кредитовании предприятий сельского хозяйства, когда ими оплачивается только одна треть процентной ставки Центрального банка.

     Кроме того, обоснованы своей значимостью  основные концептуальные направления реализации имущественной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства, в том числе, что особенно важно, направления по созданию и развитию кадрового потенциала для сферы предпринимательства.

     Есть  хорошая народная мудрость: "Выход из нищеты начинается в голове". В этой связи полезно будет привести некоторые статистические данные, которые достаточно показательны. Только 4 процента работников малых предприятий имеют высшее образование, что существенно меньше, чем в целом по российской экономике. Тот же вывод можно сделать и в отношении работников со средним специальным образованием, доля которых едва превышает 30 процентов. Необходимо готовить сегодня не только кадры для малого предпринимательства, но готовить и преподавателей, способных осуществлять такую подготовку.

     Многочисленные  обследования показали, что только 7 процентов предпринимателей не испытывает проблем с информационным обеспечением, хотя существуют государственные информационные ресурсы - как официальная статистика, так и ведомственная. Необходимо обеспечить расширение доступа к ним малых предприятий.33

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства