Правовое регулирование хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – порядок создания и ликвидации хозяйственной деятельности (предпринимательства).
Цель работы: изучить порядок создания и ликвидации хозяйственной деятельности.
Методы исследования: анализ, синтез, диалектика и системности, исторический, а также экономико-математические методы.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние аналитического процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение
1 Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Хозяйственные организации как основной субъект хозяйствования
2 Способы и порядок создания субъектов хозяйственной деятельности
3 Государственная регистрация субъектов хозяйствования
4 Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственной деятельности
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     В конце ХХ века в Республике Беларусь произошли существенные экономика-политические преобразования, сформировались принципиально новые подходы к проблемам правового регулирования хозяйственной деятельности.

     Введение  частной формы собственности, процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности, развитие предпринимательства и другие процессы привели к необходимости кардинального обновления законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики.

     В современных условиях хозяйственная деятельность осуществляется в новых правовых формах. Созданы и действуют такие организационно-правовые формы предприятий, как акционерные общества, общества с ограниченной либо дополнительной ответственностью, частные предприятия и т.д.

     С 1 июля 1999 г. вступил в силу новый Гражданский кодекс Республики Беларусь, который обобщил опыт правового регулирования имущественных отношений на нынешнем этапе развития нашего общества.

     Государственное предпринимательство можно определить как участие государства в  производстве товаров и услуг, не представляющих собой услуги по государственному управлению, поддержанию правопорядка в обществе и т.п.

     Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

     Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку субъектом хозяйственной деятельности, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься предпринимательством. Для экономики в целом деятельность предприятий оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

     Правильное  решение вопросов экономического характера требует от будущих специалистов знания правового механизма регулирования хозяйственной деятельности.

     Исходя  из актуальности темы и степени ее разработки, в курсовой работе ставится цель изучить порядок создания и ликвидации хозяйственной деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности;

     - изучить способы и порядок создания субъектов хозяйственной деятельности;

     - рассмотреть государственную регистрацию субъектов хозяйственной деятельности;

     - изучить реорганизацию и ликвидацию  субъектов хозяйственной деятельности.

     Предметом исследования в курсовой работе являются порядок создания и ликвидации хозяйственной деятельности.

     Объектом  исследования в курсовой работе являются субъекты хозяйственной деятельности. При анализе, использовался метод научной абстракции, метод группировок, методы анализа и синтеза, метод факторного анализа, экономико-математические и статистические методы.

     В ходе исследования, проведенного в  курсовой работе, использовались литературные источники исследующие порядок создания и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности. Наибольший вклад в разработку данной проблемы внесли Мартемьянов В.С. «Хозяйственное право: Курс лекций. В 2-х томах», Ананько А.В., Березуцкая H.C., Бомдаренко H.Л. «Правовое регулирование хозяйственной деятельности», Вабищевич С.С. «Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь».  

 

1 Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Хозяйственные организации как основной субъект хозяйствования

     В гражданских правоотношениях участвуют  Республика Беларусь, территориально-административные единицы, юридические лица различного рода организационно-правовых форм, целей деятельности и форм собственности, граждане, международные организации. Все они решают при этом свои, определенные законом или учредительными документами задачи, преследуют достижение конечных экономических или иных результатов.

     Гражданские правоотношения включают в себя такую свою разновидность как хозяйственные правоотношения, складывающиеся и функционирующие в сфере хозяйствования и, следовательно, имеющие присущий им субъектный состав.

     Основными участниками хозяйственных правоотношений выступают юридические лица. Юридические лица – это главный субъект хозяйственной деятельности. Именно на их долю приходится основной объем выполняемых ими работ, оказываемых услуг, получаемой прибыли, выплат в государственный бюджет.

     Статьей 46 ГК юридические лица (организации), преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками, относятся к категории коммерческих организаций, а организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками – к числу некоммерческих организаций.

     Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Некоммерческие  организации, создаваемые, как правило, в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений и т.д., могут осуществлять хозяйственную (предпринимательскую) деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для реализации их уставных целей (выпуск соответствующих печатных изданий, культовых принадлежностей, религиозной литературы и др.).

     Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

     Допускается создание объединений коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей или индивидуальных предпринимателей.

     B соответствии с законодательными актами юридические лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том числе и иностранных юридических лиц, и форме финансово-промышленных групп и иных хозяйственных групп.

     Таким образом, субъектом хозяйствования считается организация, главной целью которой является извлечение прибыли от своей хозяйственной деятельности либо распределяющая полученную прибыль между ее участниками.

     В предпринимательской деятельности участвуют и индивидуальные предприниматели, однако их вклад здесь значительно меньше, чем хозяйственных организаций как юридических лиц.

 

2 Способы и порядок создания субъектов хозяйственной деятельности

     Все субъекты хозяйствования имеют обобщенное наименование «лица». В гражданском обороте имеется множество юридических лиц и физических лиц – индивидуальных предпринимателей, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Способы их создания различны: субъекты хозяйствования могут создаваться собственниками имущества или уполномоченными ими органами, а также учредителями создаваемого юридического лица.

     Создание  субъекта хозяйствования – это совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта хозяйственной деятельности.

     Физическое  лицо становится субъектом хозяйствования с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

     Современная теория права классифицирует способы создания субъектов хозяйствования в зависимости от того, по чьей воле и в какой форме они создаются.

     Институт  субъекта хозяйствования неразрывно связан с институтом юридического лица.

     Появление института юридического лица, в самом общем виде было обусловлено усложнением социальной организации общества и развитием экономических отношений. Большинство теорий юридического лица объединяет положение, которое лаконично можно было бы сформулировать так: субъектом права, помимо человека, может быть некое образование, обладающее самостоятельными правами и обязанностями. Понятие юридического лица может быть выведено не путем установления тех общих черт, которые присущи всем разновидностям юридических лиц, а через выявление основной экономической цели указанного института. Именно так, через функции юридического лица, в конечном итоге и формулировались его правовые признаки.

     Юридическое лицо – это общеправовое понятие, и неважно, какое законодательство регулирует те или иные отношения – гражданское, административное, финансовое и т.д. Субъектами этих отношений, в принципе, могут быть физические, юридические лица либо государство (его учреждения или административно-территориальные единицы), осуществляющее свои функции через органы, наделенные правами юридического лица. Признаками юридического лица являются присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом права.

     В соответствии со ст. 44 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

     B Республике Беларусь отсутствует  единый акт, регулирующий вопросы создания юридических лиц, однако имеется целый ряд специальных нормативных актов, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. Например, в законе Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» предусмотрено, что хозяйственное общество создается путем его учреждения или реорганизации юридического лица. Оно может создаваться в форме акционерного общества (в виде открытого или закрытого), общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

     Учреждение  хозяйственного общества осуществляется по решению его учредителей, которое принимается до проведения учредительного собрания хозяйственного общества путем заключения между всеми учредителями договора в письменной форме о создании этого общества, если его заключение предусмотрено указанным Законом, либо подписания протокола собрания учредителей.

     B соответствии с положениями этого Закона, например, создание акционерного общества включает в себя заключение учредителями акционерного общества договора о создании акционерного общества, в котором определяются:

     - порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию акционерного общества, их права и обязанности по созданию этого общества;

     - распределение между учредителями обязанностей по подготовке к, государственной регистрации общества;

     - размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;

     - категории акций [простые (обыкновенные) и привилегированные)], подлежащие распределению среди учредителей, их номинальная стоимость и количество акций каждой категории;

     - порядок размещения акций среди учредителей акционерного общества;

     и другие необходимые сведения.

     При этом договор о создании акционерного общества признается заключенным с момента его подписания всеми учредителями. B случае единогласного решения учредителей о заключении договора о создании акционерного общества в нотариальной форме такой договор признается заключенным с момента его нотариального удостоверения. Договор о создании акционерного общества не является учредительным документом и его действие прекращается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по данному договору.

Информация о работе Правовое регулирование хозяйственной деятельности