Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть общие положения о предпринимательской деятельности;
выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;
определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;
выявить особенности судебных способов защиты прав предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Общие положения о предпринимательской деятельности………………….5
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности…………….5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности………………………...11
2. Особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ……………………………………………………………...17
Понятие законодательства о предпринимательстве……………………..17
Конституционные основы законодательства о предпринимательстве…19
Законодательное регулирование предпринимательской деятельности...22
Проблемы и перспективы совершенствования законодательного регулирования предпринимательской деятельности…………………….33
3. Судебные формы защиты прав предпринимателей………….……………..39
Заключение………………………………………………………………………...51
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая опд.docx

— 97.21 Кб (Скачать)

В частности, к формам недобросовестной конкуренции  относятся:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

2) введение в заблуждение  в отношении характера, способа  и места производства, потребительских  свойств, качества и количества  товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

4) продажа, обмен или  иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение,  использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную  или иную охраняемую законом  тайну;

6) приобретением и использованием  исключительного права на средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ или услуг.

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом  – Федеральной антимонопольной службой, который создает свои территориальные органы.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной  основы регулирования монополий и развития  добросовестной конкуренции были предприняты наиболее важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать в отношении построения эффективной системы регулирования, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. 
       С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему нормативных актов, основанием которой являются положения ГК РФ. Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Кроме этого, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также иные нормативные акты.

Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г.) не закрывает всех путей для финансовых махинаций, однако же ликвидирует самые вопиющие из них. Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и, по сути, способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств. Новый закон тоже имеет свои недостатки и все же он - несомненный шаг вперед, которого все ждали.

Что же такое банкротство? Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Понятие несостоятельности законодатель определяет путем указания на его существенные черты (условия). В качестве таких условий следует назвать следующие:

  • неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме втечение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;
  • неспособность должника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены;
  • наличие решения арбитражного суда, констатирующего неплатежеспособного должника как несостоятельного, иными словами, признающего его банкротом.

Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (обязанность должника уплатить кредиторам определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основанием, предусмотренным ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. В нашей неустоявшейся экономике зачастую нельзя с ходу понять, дошло ли предприятие на самом деле «до ручки». Поэтому к процедуре собственно банкротства относится только конкурсное производство. Все остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) являются по сути предбанкротными.

Банкротами могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности). Что же касается физических лиц, то в настоящее время несостоятельными могут быть признаны индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Закон о несостоятельности содержит перечень процедур, относимых к процедурам банкротства (ст. 27). Существенной чертой процедуры банкротства является то, что она проводится после возбуждения дела о несостоятельности в арбитражном суде и осуществляется под контролем арбитражного суда.

Специальные режимы банкротства - как  правило, более мягкие. В новом законе появляются спецрежимы банкротства для отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан, субъектов естественных монополий и предприятий ВПК.

В новом законе впервые появляется фигура государства-кредитора: если вы должны казне, она вместе с другими  кредиторами потребует своего сполна. Прежний закон не давал государству права голоса в процессе о банкротстве - представителям государства можно было лишь присутствовать на собраниях кредиторов и в арбитражном процессе, без права голоса. С другой стороны, старый закон требовал, чтобы претензии государства удовлетворялись едва ли не в первую очередь. Новый закон уравнивает права государства и всех прочих кредиторов: они наравне и участвуют в собраниях, и получают свое.

Вообще, полностью меняется облик  «очереди», в которой «стоят»  кредиторы, чтобы получить с должника свои деньги. В старом законе было так: сначала покрывались судебные издержки, потом - в порядке убывания - текущие  платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, залоговые требования, обязательные платежи в бюджет, иные обязательства. Новый закон дает другую последовательность: судебные издержки, текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, иные обязательства.

В заключение необходимо заметить, что во всех странах  система банкротства находится  под контролем государства. Участие государства проявляется не только в создании нормативной базы, но и в том, что в назначении и проведении процедур банкротства активную роль играет специальный орган по делам о несостоятельности, а также суд: признание должника банкротом — прерогатива суда. Повсеместно существует система судебных восстановительных процедур.

Предпринимательская деятельность в  современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов  будут сочетаться с публично-правовыми  интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование  предпринимательства – сравнительно новое явление в российском законодательстве. Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию.

Но  у государственного лицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто, чтобы их разорить.

Сейчас под Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» подпадают только те виды предпринимательской деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники  рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток  непрофессионалов и откровенных  жуликов, которые могут сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.

Но это не означает, что нужно отказаться от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности.

Следует также заметить, что никто  не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или  услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Возникают вопросы и с применением нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.

Система лицензирования была неплохо  отработана на региональном уровне. Требовалось  лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более  эффективно и оперативно решать возникающие  вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого «единого окна», когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?

Важное значение для развития предпринимательской деятельности имеет принятие ряда таких законов, как Закон «Об акционерных обществах», новые редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

 

2.4. Проблемы и перспективы совершенствования  законодательного регулирования  предпринимательской деятельности

 

В условиях интенсивного развития рыночных отношений и предпринимательства, усиления роли государства в сфере  экономики ГК РФ перестал осуществлять функции определителя направлений в развитии других отраслей законодательства, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения (в том числе и предпринимательского). Появление Бюджетного, Налогового, Жилищного, Земельного, Лесного кодексов привело к тому, что соответствующие отношения получают совершенно другое правовое регулирование, не совпадающее с принципиальными положениями ГК РФ. Более того, текущие законы их изменяют. Так, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 02.07.2005) был дополнен возможностью прекращения правоспособности юридического лица внесением записи об его исключении из Единого реестра юридических лиц, а Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. изменена норма абз. второго п. 6 ст. 98 ГК РФ о том, что акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности