Предпринимательская деятельность в театре

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры.
Задачами данной работы являются:
Описать особенности коммерческой деятельности учреждений СКС;
Выявить влияние коммерческой деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;
Провести анализ взаимодействия коммерческой и творческой деятельности на примере театра.

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему предпринимательство в сфере театрального искусства.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Предприятие культуры на основе данных учредителя, имеющихся  творческих и экономических ресурсов, запросов населения и заказов  юридических и физических лиц  самостоятельно разрабатывает и  утверждает план своей деятельности. План включает в себя:

  • мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;
  • объемы основной деятельности, определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;
  • объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом (положением);
  • единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).

Услуги творческих предприятий  как результат их культурной деятельности весьма неоднородны и специфичны, порой – уникальны. Но воспроизводство  ресурсов социально-культурного обслуживания представляет собой схожее с природой других предприятий движение общественного труда: подготовка сценария, производство спектакля, репетиционная работа, премьерный показ и т.д. Живой труд овеществляется при этом не в каком-либо предмете, а в творческом акте, он переходит в форму прошлого труда в измененных способностях человека.

Учреждения культуры, с одной  стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектами существующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных, льготных и платных услуг. Независимо от формы конечной реализации результатов своей деятельности, учреждения и организации социально-культурной сферы, прежде всего, выступают покупателями материальных условий своего существования. Приобретение оргтехники, компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей и усилительной аппаратуры, радио – и видеоаппаратуры, аренда помещений и т.п. становится все более ощутимой по своему удельному весу частью внутреннего и отчасти внешнего рынка страны. Широко используются предприятиями продажа результатов своего труда в форме либо услуг, либо пригодных для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К. Маркса, «отдельно от художественной деятельности создающего их художника». Технические возможности реализации результатов художественного творчества в виде товара, существую его отдельно от творца, приводят к созданию и развитию предприятии фото- и видеозаписи, репродукции картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.

Общесоциальная полезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании, обеспечивающем регулярную деятельность творческих коллективов в социально-культурной сфере, оплату государственного или иного творческого заказа, субсидирование гастролей в определенном регионе и другие формы культурного обслуживания населения.

  • Общественное переустройство немыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности в духовном обществе людей, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, социально-экономического прогресса, укреплению целостности РБ на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе законов рынка.

Рыночная форма связи  и свойственные ей условия внешней  среды координации культурной деятельности часто не позволяют реализовать  целевую функцию организации  культуры и она ищет выход во внерыночной среде, или ограничении рыночной среды, хотя полностью освободиться от рыночных методов ей не удается. Однако доля нерыночных форм регулирования деятельности организации культуры остается достаточно высокой. Складывающиеся условия хозяйственной деятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма, стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызывают к жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализации своих услуг.

Хозяйственная деятельность организаций культуры таким образом  не может регулироваться исключительно  рыночными механизмами. Нерыночные методы выделения ресурсов, утилизации результатов деятельности организации  культуры ведут к необходимости  обращения организации культуры к другим не преследующим чисто рыночные цели или преследующие их опосредованно участникам экономических процессов (государство, общественные организации и т.д.).

В свою очередь нерыночные методы регулирования экономических  отношений диктуют реализацию в другом типе хозяйственной деятельности, ограничивают конкурентные отношения и ведут к монополизации культурной деятельности, стремятся оказать влияние на содержательную составляющую культурного процесса.

Характер творческих процессов в сфере культуры в силу внутренней логики развития обусловливает стремление преодолеть реальные отношения внешней среды, выйти за их рамки, что порождает поиск особых условий хозяйствования и организационно-экономических и правовых форм деятельности. При этом корпоративные интересы организации культуры могут оказаться безучастными к конечному потребителю результатов своего труда. Однако они вынуждены считаться с интересами непосредственных заказчиков, финансирующих их деятельность (государственных, политических, коммерческих и других органов). В этом случае интересы непосредственного потребителя, а именно населения, могут оказаться ущемленными. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что рыночная экономика предлагает многообразие субъектов хозяйственной деятельности, и в сфере культуры и досуга хозяйственное пространство делится между частными, государственными и некоммерческими учреждениями. Однако главная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, чтобы определить, какие именно отрасли и направления культурной деятельности требуют государственного финансирования, а какие могут существовать самостоятельно. Ее решение, очевидно, лежит в плоскости изучения специфики производства и потребления услуг в сфере культуры и досуга, которая на сегодняшний день еще мало изучена.

Социально-экономический  анализ специфики рынка услуг  в социокультурной сфере обнаруживает действие факторов несовершенства рынка, которые в экономической теории получили название ошибок рынка, характерных  для социокультурной сферы. Так, в социокультурной сфере нередко возникает так называемая естественная монополия, ликвидация которой в принципе невозможна без резкого увеличения затрат на единицу продукции. В основе ее формирования лежат, как правило, локальный характер рынков, не транспортабельность услуг и преимущества концентраций. Например, в небольшом населенном пункте спрос на развлечения удовлетворяется одним-единственным клубом, который, по сути, является естественной монополией. Однако необходимо иметь в виду особенность конкуренции в сфере культуры и досуга, которая осуществляется не столько между потреблением товаров определенной группы в рамках одного вида деятельности, сколько за «место» в структуре досуга, т.е. между предложениями по развертыванию разных типов досуговой деятельности. В небольшом населенном пункте конкурентами клубу могут быть различные формы домашнего досуга, спортивные учреждения, отдых на природе, на улице.

В настоящее время  социальные и экономические аспекты  деятельности организаций СКС находятся в состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная значимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказались в более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладали соображения экономической выгоды.

Некоторые достаточно тревожные  явления и тенденции, существующие в настоящее время, свидетельствуют  о кризисной ситуации в культуре и искусстве; для устранения этих тенденций необходимы меры по формированию новой культурной политики.

Культурная политика, заключающаяся только в разработке и инициировании различных социокультурных  программ, не может быть жизнеспособной в условиях бюджетного дефицита, политической и экономической нестабильности хотя бы потому, что эти явления не позволяют обеспечивать реализацию культурных программ надлежащими финансовыми ресурсами.

Подводя итог, можно заметить, что главная задача государства  – обеспечить условия для более  эффективной коммерческой деятельности учреждений СКС. Но самое главное, силы всех участников финансирования культуры должны быть направлены на достижение единой цели – сохранение и развитие культуры и искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на примере театра

 

Реформа бюджетной сферы возобновила дискуссии об особой природе театрального искусства и необходимости выбора особого режима деятельности для выживания театра в рыночных условиях. Слишком велика опасность коммерциализации театра, за которой с неизбежностью следует снижение художественного уровня и потакание самым неизменным запросам публики. Вместе тем коммерческий театр – явление гораздо более сложное. Осмысление его сущности и места в театральной системе позволяет расширить традиционный взгляд на современные модели реализации творческой деятельности.

Со многими критическими замечаниями в адрес коммерческого  театра трудно не согласиться. Действительно, большинство постановок, появившихся  последние годы в РБ, - будь то заимствования западных образцов или попытки создать оригинальный продукт – оставляют впечатление, что заработать на театре можно при минимальных творческих и материальных затратах. Непритязательный (желательно комедийный) сюжет, небольшое число актеров, среди которых обязательно присутствие известных имен, скромное сценическое оформление. Другая модель постановки, способной приносить прибыль, представляет собой масштабное и эффектное шоу, сочетающее элементы различных видов искусства и рассчитанное на самую широкую аудиторию, но редко получающее признание профессионалов,

В то же время истории  и сегодняшней практике коммерческого  театра известны образцы, весьма далеко отстоящие от традиционных схем. В  разнообразии репертуара можно найти  и серьезную драматургию (от Шекспира и Ибсена до современных классиков), и произведения, требующие большого состава высококлассных исполнителей, и новаторскую сценографию, техническое воплощение которой слишком дорого для некоммерческого театра. Данная система не только использует уже состоявшихся артистов, но и создает собственных «звезд»: заметная роль в коммерческой постановке открывает широкие возможности для начинающих артистов, становится их «визитной карточкой», свидетельствующей о высоком профессиональном уровне.

Так что коммерческий спектакль – совсем не обязательно низкопробное развлекательное шоу. Более того, любые попытки отождествить коммерческий театр с теми или иными творческими составляющими весьма относительны. Единственный абсолютный критерий в этом случае один – спектакль должен быть ориентирован на кассовый успех, который может быть достигнут как благодаря жанру постановки или именам исполнителей, так и через абсолютно неожиданное, авангардное режиссерское прочтение материала. Сформулируем по-другому: любая постановка, отвечающая условиям достаточно частых показов при полных залах и соответствующих ценах на билеты, - потенциально коммерческая.

Вместе с тем понятно, что данный фактор относится не только к «эксплуатационным характеристикам» спектакля, но и напрямую определяет его художественное решение.

Постановкам, изначально созданным для коммерческого  проката, как правило, не удается  избежать творческих компромиссов. Не желая рисковать, продюсеры стремятся  задействовать уже проверенные  методы, гарантирующие успех у  публики. Отсюда частая облегченность и развлекательность, шаблонность сюжетов и, в целом, использование художественных приемов б качестве своеобразных технологий, способных вызвать нужную реакцию зала. Все это, естественно, не способствует развитию художественного процесса, апробации новых идей и форм, подлинному самовыражению авторов.

Конечно, бывают и исключения, когда интуиция и профессиональное чутье создателей подсказывают нестандартные  ходы, а риск оправдывается не только финансовой, но и значительной творческой удачей. Однако общая тенденция такова, что возможности творческого поиска в коммерческом театре ограничены. Полем для экспериментов и собственно развития искусства становятся организации некоммерческой сферы, играющие на современном этапе все большую роль.

Таким образом, театральное искусство демонстрирует способность существовать в различных экономических моделях, быть основой деятельности организаций, ставящих перед собой разные задачи.

Но если определить цели хозяйствования этих организаций можно  довольно четко, то разграничить собственно коммерческое и некоммерческое искусство столь однозначно нельзя.

Как было показано выше, творческая состоятельность и коммерческий потенциал – величины хотя и в  значительной степени связанные, но не обратно пропорциональные. Подчеркнем еще раз, что коммерческий спектакль может отвечать самым взыскательным требованиям, так же как и произведение, реализующее смелые художественные искания, способно оказаться вполне коммерчески успешным.

Как же на практике решаются вопросы такого рода разграничения? Обратимся к опыту Соединенных Штатов Америки, где развитие некоммерческого театра сочетается с успешной эксплуатацией постановок, приносящих прибыль.

В течение долгого  времени американский театр развивался преимущественно именно как коммерческий. Вершиной этого процесса стали постановки, осуществляемые на одной из центральных улиц Нью-Йорка. Бродвей - не только знаковое место, но и символ коммерческого театра как такового, а также отправная точка единой системы проката: свой «Бродвей» есть не только в каждом крупном американском городе, но и во всех мировых мегаполисах, где одновременно идут постановки, либо уже сошедшие с подмостков Бродвея, либо те, которым еще предстоит его покорить.

Информация о работе Предпринимательская деятельность в театре