Предпринимательство и предприятие в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Содержание

Введение………………………………………………….с.5
1.История возникновения и сущность предпринимательства………………………………...……………………..с.7
2.Формы и виды предпринимательства……………..с.15
3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике Казахстана……….…....с.29
Заключение…………………………………………..…..с.38
Приложения…………………………………………..…с.39-40
Список использованной литературы……………..…..с.41

Работа содержит 1 файл

kollegiya.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

А.Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным механизмом рыночной системы – механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего положения, противостоит на рынке толпа людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем другие производители аналогичной продукции, трудно будет найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Итак, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.

Рынок выдает те товары, полагает А.Смит, который желает получить общество, и в том количестве, которое последнему требуется. Таким образом, А.Смит показал, что рыночная система – могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Следует, однако, отметить, что, поскольку рынок саморегулируется, А.Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, представленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

Д.Рикардо видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйства. В основу экономической теории К.Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте – эксплуататоре.

Лишь на рубеже 19-20 вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.

Американский экономист Дж.Б.Кларк (1847-1938) несколько видоизменил "триединую формулу" Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

  1. капитал;
  2. капитальные блага – средства производства и земля;
  3. деятельность предпринимателя;
  4. труд рабочего;

              При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля произведенной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага – ренту, предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б.Кларк:

свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам – то, что создается капиталом, а предпринимателям – то, что создаётся функцией координирования[3].

Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 – 1950) в книге "Теория экономического развития", которая вышла в 1911г., трактует понятие "предприниматель" как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществления новых комбинаций, и которые выступают как его активный элемент.

По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974г. Фридрих Фон Хайек (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.[4] Последний тезис представляется очень важным.

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги "Предпринимательство – это свобода", следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативность, на свободу создавать и расторгать сообщества по своему собственному выбору.

Свободное общество признаёт эти права не только потому, что при их посредстве могут быть достигнуты высокие уровни производительности.

Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.

Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без необходимости произвольного вмешательства властей, диктата более сильного или фаворитизма режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях экономической демократии, которую осуществляет общество посредством рынка. С этим вполне можно согласиться.

Ряд функций, таких, как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Вместе с тем отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различна. С одной стороны, понятие "предпринимательство" шире понятия "управленческая деятельность", с другой, эффективное управление (менеджмент) со всеми его нынешними функциями по силам не каждому предпринимателю. Хорошо об этом сказано в широко известной книге об основах менеджмента:

Такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считалось с отдыхом, то есть то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше.[5]

Основное качество менеджера – способность "внести организованность в неструктурированную организацию" – далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену предпринимателю – новатору приходит хороший управляющий – менеджер.

Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" нередко совпадают, хотя один из них - собственник, а другой – управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками управляемых ими средств производства.

Вплотную к понятию "предприниматель" примыкает понятие "предпринимательство". Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказания услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Интересно проследить эволюцию терминов "предприниматель" (в средние века – антрепренер) и "предпринимательство"[6].

    1725г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска.

    1579г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

    1876г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

    1934г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии.

    1961г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

    1964г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.

    1975г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально- экономические механизмы. Действуя в условиях умеренного риска, он несёт полную ответственность за возможную неудачу.

    1985г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего- то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это всё необходимое время и силы, берёт на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

А вот как трактуется понятие "предпринимательство" в Энциклопедическом словаре предпринимателя[7]:

"Предпринимательство" (фр.enterprise) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр.entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённые законом, включая коммерческое посредничество, торгово – закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами".

Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведённая в книге "Рыночное предпринимательство".

Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.

Предпринимательство… является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство – это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определённой деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в законе Республики Казахстан с изменениями и дополнениями от 13 января 1993 г. "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Республике Казахстан": предпринимательство – это инициативная хозяйственная деятельность, совершаемая за счёт собственных, заемных и других средств и имущества в целях получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.

К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:

    самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

    экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

    хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределённость, риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание ранее Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, ТО А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством, они не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.

Представляется более правильной оценка предпринимателя, данная Й. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет "созидательное разрушение", являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что предприниматель и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

 

    

 

 

 

 

 

              ІІ. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство в разных отраслях имеет выраженные особенности и отличается по содержанию и технологии проведения предпринимательских действий. Даже вид товаров и услуг, с которыми имеет дело предприниматель, способ их получения активно воздействует на характер бизнеса. Например, одна ситуация, когда предприниматель производит продукцию, приобретая факторы производства, другая – когда он перепродает готовый товар, и третья – когда предприниматель не производит товары, не торгует ими, а посредничает, соединяя производителей и потребителей.

Формы предпринимательства зависят и от того, действует ли предприниматель самостоятельно или в кооперации с другими предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работников.

В том случае, когда предприниматель действует как физическое лицо при условии регистрации своего бизнеса, но без оформления статуса предприятия, - это простейшая форма ведения дела, индивидуальное предпринимательство. Примерами такого предпринимательства является любая деятельность, от выращивания огурцов на своем огороде и продажи их на рынке, до сдачи внаем своего жилья другим людям.

В ряде случаев закон предусматривает необходимость получения государственных лицензий, выдаваемых за отдельную плату и дающие право на конкретные виды индивидуального предпринимательства, например на занятие охотой и рыболовством в определенных масштабах, на медицинские образовательные услуги, транспортировку грузов. Для систематических занятий определенными видами деятельности приобретается патент.

Разновидность индивидуального предпринимательства представляет собой семейный бизнес, который относится к коллективным формам ведения дела.

Коллективное предпринимательство не требует, как правило, отказа от собственности на имущество каждого предпринимателя при создании общей фирмы с другими предпринимателями. Вопрос лишь в том, как делится общий доход. Вместе с тем большинство форм коллективного предпринимательства связаны со слиянием капиталов, созданием юридического лица в виде хозяйственного общества. Как вариант условного сохранения собственности в коллективном предпринимательстве можно привести превращение её в акционерную собственность, где каждый акционер – хозяин своей акции.

Объединительные, интеграционные формы предпринимательства оформляются в виде ассоциаций и союзов. Если к предпринимательству примыкают государственные предприятия и организации, то можно говорить о государственном предпринимательстве. Это возможно, например, в случае аренды предпринимателями государственной или муниципальной собственности.

Информация о работе Предпринимательство и предприятие в Казахстане