Предпринимательство в рыночной экономике его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

В Республике Казахстан интенсивно создаются все предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства.

В Республике Казахстан применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Содержание

Введение.................................................................................................................3

1. Сущность, функции и роль предпринимательства...........................................5

2. Виды предпринимательства и организационные формы бизнеса.................11

Основные виды предпринимательской деятельности............................11
Формы организации бизнеса....................................................................14
3. Риск в предпринимательстве............................................................................22

4. Законодательная поддержка малого предпринимательства в Республике Казахстан ......................................................................................27

Заключение............................................................................................................30

Список использованной литературы....................................................................

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство и бизнес в РК.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

  Во  взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

  Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.

  Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие факторы:

    • новизна  товара и его соответствие интересу потребителя;

    • качество;

    • цена, доступность  товара;

    • степень универсальности товара;

    • внешний  вид и упаковка;

    • позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

    • возможность  воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

    • соответствие общепринятым или государственным  стандартам;

    • престижность и привлекательность рекламы  товара и т. д.

  Вывод, который можно было бы сделать  из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт..

  Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

  В зависимости  от конкретной ситуации государство может быть:

    • тормозом развития предпринимательства, когда  оно создает крайне неблагоприятную  обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

    • посторонним  наблюдателем, когда государство  прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

    • ускорителем  предпринимательского процесса, когда  государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

  Наемный работник как реализатор идей предпринимателя  также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

  Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

  В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

  Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

  В условиях рынка от предпринимателя требуется  умение — и даже предрасположенность  — действовать в союзе с  другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

  Таким образом, при планировании своей  деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы  взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

  Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

  Однако  получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

  Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

  • обычная  прибыль делового человека;

  • излишек  над обычной прибылью делового человека.

  Второй  элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

  Всякий  предприниматель, таким образом, выступает  в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

 

    2. Виды предпринимательства  и организационные  формы бизнеса

    2.1. Основные виды  предпринимательской  деятельности

  Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

  а) предпринимательство  государственное;

  б) предпринимательство  частное.

  Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

  Частное предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

  Конечно, каждый из этих видов — государственное  и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

  Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

    1) осуществление  непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

    2) осуществление  посреднических функций, т. е.  оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

  Общественное  понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

  Но  такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

    1) к увеличению  производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

  2) к  ускорению темпов оборачиваемости  (кругооборота) капитала;

    3) к насыщению  товарных рынков до объективно  требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

  В зависимости  от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое,  финансовое, посредническое, страховое.

  Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.

  Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

  1) традиционалистский  характер (традиционалистское предпринимательство),

    2) инновационный  характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

  Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике его роль и значение на сегодняшний день в Республике Казахстан