Прикладные модели оценки конкурентоспособности потенциала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность потенциала предприятия является важной характеристикой и показателем развития современного промышленного производства в условиях преодоления последствий экономического кризиса в

Работа содержит 1 файл

Задание для контрольной работы по дисциплине.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

  

Задание для контрольной работы по дисциплине: 

  «Потенциал предприятия». 

Задание № 1. 

Вопрос  №9. Прикладные модели оценки конкурентоспособности  потенциала предприятия. 

       Конкурентоспособность потенциала предприятия является важной характеристикой и показателем развития современного промышленного производства в условиях преодоления последствий экономического кризиса в Украине. Если предприятие имеет широкий набор компетенции на основе комплекса интеллектуальных, технических, технологических, организационных и экономических характеристик в условиях изменений внешней среды, то успешную деятельность на ринке обеспечивает конкурентоспособность его потенциала. Соответственно, предпосылки для достижения целей в конкурентной борьбе у него приоритетные. Эти особенности конкурентоспособности потенциала нуждаются в разработке научно-методического инструментария для оценки ее уровня на предприятиях в рыночных условиях. Проведение критического анализа для исследования основных инструментов оценки конкурентоспособности предприятия, а также определение методики, направлений практического приложения и оптимизации влияния факторов конкурентоспособности потенциала предприятия, осуществляется на примере перерабатывающей отрасли промышленности. Основой реализации поставленных проблем являются условия трансформации экономики в Украине.

       Работа по становлению и развитию конкурентоспособного потенциала промышленного предприятия должна идти в направлении беспрерывного усовершенствования системы управления производством.

      Управления конкурентоспособным   потенциалом предприятия есть  процесс, в котором деятельность, направленная на достижение цели, рассматривается не как одноразовая,  а как серия беспрерывных, взаимосвязанных действий - функций управления, объединенных процессами коммуникаций и принятие решений, которые связывают.

     Управления конкурентоспособным   потенциалом может осуществляться как в рамках общих задач системы управления предприятия в целом, так и специальной системой управления, которое имеет все необходимые атрибуты, элементный состав, принципы функционирования, структуру, информационное, экономическое, кадровое, правовое и организационное обеспечения.

       В тех случаях, когда управления конкурентоспособным   потенциалом проводится в рамках общих задач управления предприятием, возникают трудности системного развития и использование имеющихся возможностей. Решения отдельных блоков задач в рамках функциональных подсистем, которые действуют, не дает того эффекта, что можно было бы ждать при правильном их объединении. В данном случае оказывается действие кибернетического закона – эмерджентности, исходя из которого вытекает, что новое качество и необходимые результаты достигаются на основе налаженных определенным чином связей между элементами, а не путем простого суммирования их свойств .

       Поэтому при управлении конкурентоспособным потенциалом в рамках общей системы управления связи между отдельными подсистемами, задействованными в управлении им, слабые или полностью отсутствуют, что и  предопределяет низкую эффективность результатов.

       Преодолеть данные недостатки возможно на основе создания специального механизма управления конкурентоспособным потенциалом промышленного предприятия (МУКППП).

       К разным областям формирования механизма относятся экономика, управления, планирования, организация производства. В последнее время в связи с быстрыми изменениями в экономической среде механизм стал объектом внимания предпринимателей, менеджеров, экономистов практиков.

Следует отметить, что на украинских предприятиях процесс формирования механизма управления конкурентоспособным потенциалом еще не окончательно отработанный. Это можно объяснить недостаточностью исследования данного вопроса в теоретическом и методическом плане, который определяет необходимость его дальнейшей разработки.

      Исходя из обобщенного опыта построения механизмов управления разными объектами, автором предлагается концепция формирования механизма управления конкурентоспособным потенциалом предприятия как отдельного специфического объекту управления, которые требует соответствующей системы управления.

       В основу концепции проектирования механизма управления конкурентоспособным потенциалом промышленного предприятия (МУКППП) положенная его многосторонность. Механизм, прежде всего , включает систему целей предприятия и их распределение между разными функциональными навыками. Сюда же относится состав подразделов, которые находятся в определенных связях и отношениях; распределение задач и функций по всем навыкам; распределение ответственности, полномочий и прав внутри предприятия по вопросам обеспечения конкурентоспособности. Важными элементами механизма управления являются коммуникации, которые являются процессом обмена информацией.

      Особое значение имеет осознания того, что механизм управления -  этой всегда группы людей, которые вступают в формальные и неформальные взаимодействия. Эти взаимодействия могут быть направлены на достижения цели организации или на причинение сопротивления разным изменениям, которые всегда сопровождают нововведение, обязательные для развития и поддержки конкурентоспособного потенциала предприятия. 

       Механизм управления конкурентоспособным потенциалом промышленного предприятия есть сложной категорией управления. Главной характеристикой МУКППП есть его нацеленность на достижение тех, что стоят перед ним и его элементами целей.

       Механизм управления должен создаваться с учетом определенных подходов и принципов. К основным подходам следует отнести: системный и ситуативный подходы.

      Применения системного подхода предполагает рассмотрение всех элементов системы в взаимосвязи; определения целей и критериев функционирования механизма управления и каждого его элемента в отдельности; согласования локальных критериев и подчинение их глобальному критерию, общей цели.

       Важнейшим требованием системного подхода есть обеспечения одно- направленности целей всех элементов системы. Это означает, что для эффективности механизма управления должна быть заданная конкретная, реальная совокупность целей, которые имеют приоритетность соотношения. Они должны иметь количественное измерение, которое разрешает оценить степень их достижения.

       Системный подход к формированию механизма управления конкурентоспособным потенциалом предприятия состоит в следующем:

     - не терять из виду ни единую из управленческих задач, без решения которой реализация целей окажется неполной;

      - выявления и взаимосвязь функций, которые обеспечивают решение этих задач по вертикалу и горизонтали.        

       Использования системного подхода при построении и функционировании механизма управления обеспечивает целенаправленное и высокоэффективное взаимодействие всех его элементов. Соответственно  требованиям системного подхода МУКППП владеет следующими свойствами:        

целостность, которая предполагает, что изменения, запланированные в одной части системы обязательно предоставят свое действия на другие;

делимость -  возможность декомпозиции системы;

откровенность системы - что предполагает действие внешней среды и в ответ реакцию внутренней среды на них;

динамизм -  беспрерывное развитие системы.

       Любая организация - это открытая система, поэтому изменения, которые происходят в внешней среде, немедленно ведут к в ответ изменений внутри системы, то есть внутри системы закладываются рычаги адаптации. При принятии управленческих решений рассматриваются только факторы, изменение которых предоставляет влияние в конкретной ситуации.           

       В условиях современного бизнеса, обострение соперничества между фирмами перерабатывающей отрасли - это реальная внутриотраслевая конкуренция, в которой для утверждения своих позиций предприятия используют различные инструменты, например, цени, качество выпускаемого продукта, рекламу, уровень организации логистики поставок, производственные мощности. Успешное использование фирмами-производителями соответствующих рыночных инструментов позволяет достигнуть эффективного конкурентного уровня развития потенциала предприятия. Покупатели или клиенты на рынке выступают вторим фактором влияния на рост конкурентоспособного потенциала предприятия. Фирмы вынуждают снижать цены, улучшать качество обслуживания, расширять ассортимент продукции, а компании, которые не учитывают желаний или замечаний клиентов, в ближайшей перспективе могут утратить большое число реальных и потенциальных потребителей и, в результате, ослабить свои позиции. Таким образом, предприятие должно постоянно отслеживать качество выпускаемой продукции, следить за уровнем обслуживания и работы с клиентом, учитывать новые тенденции товарного ассортимента.

       Поставщики на рынке могут организовать собственное производство в отрасли. Следовательно, необходимо обладать конкурентоспособным потенциалом собственного перерабатывающего предприятия.

       Новые фирмы входят в бизнес, привлекая на рынок новые производственные мощности, чтобы войти и занять свою долю на ринке. Ежегодный масштабный прирост новых производителей можно объяснить относительно невысоким для бизнеса входным барьером, если рассматривать строительный бизнес, то согласно статистическим данным в 2006 г. бетонщиков на ринке Украины было 574 компаний, а в 2008 г. - уже 723 компании, т.е. на 26% больше. Конкурентоспособность потенциала указанных промышленных предприятий характеризуется высоким уровнем экономических показателей и стимулирует компании-производители к повышению эффективности производства и росту потенциала.

       Выводи данного исследования и перспективы последующих исследований. Возможности и позиции предприятий перерабатывающей отрасли промышленности на современном конкурентном ринке Украины нуждаются в теоретическом и методическом обосновании. Необходимо детализировать аспекты формирования конкурентоспособности потенциала, за которыми должен быть построен действующий механизм наблюдения за конкуренцией.

       Процесс инвестирования сопровождается привлечением банков в инвестиционные проекты для обеспечения роста перерабатывающих предприятий и соответственно повышения их конкурентоспособности. Таким образом, основой взаимодействия банков и предприятий должны стать методики оценки конкурентоспособности потенциала предприятий как инструмент установления оптимальных инвестиционных возможностей предприятия.

       В современных условиях развития предприятий перерабатывающей отрасли возникает острая необходимость в совершенствовании управления конкурентоспособности потенциала предприятия как главного, необходимого и важного элемента современной экономики.

Конкурентоспособность перерабатывающих предприятий в  строительной отрасли зависит, во-первых, от обострения соперничества между  существующими фирмами. Использование  фирмами- производителями рыночных инструментов позволяет им достигнуть эффективного конкурентного уровня развития потенциала предприятия. Во-вторых, конкурентная борьба по расширению сегментов ринка и привлечению клиентов стимулирует компании постоянно отслеживать качество выпускаемой продукции, следить за уровнем обслуживания, работы с клиентом и новыми тенденциями товаров. В-третьих, необходимо обладать конкурентоспособным потенциалом собственного перерабатывающего предприятия для сохранения устойчивого положения на ринке. Достаточно важно, чтобы конкурентоспособность потенциала перерабатывающих предприятий в строительном бизнесе характеризовалась высоким уровнем экономических показателей и стимулировала производителей к повышению эффективности производства и росту потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание № 2

      Тест  № 7 «Потенціал підприємства: «Сущность и структура» 

1.Наличие конкурентоспособных идей определяют:

Информация о работе Прикладные модели оценки конкурентоспособности потенциала предприятия