Принципы предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Принципиальные изменения в экономической, политической и государственно-правовой системах обусловили появление новых для нас институтов и структур общества и государства. Одновременно с этим трансформации подвергается и право, которое наполняется новым содержанием, и в этой связи его исследование приобретает особое актуальное значение. Научное осмысление проблем права с гуманистических позиций в современный период жизненно необходимо с учетом закрепления в Конституции Российской Федерации положения о том, что Россия является демократическим правовым государством. В этих условиях большую роль играет изучение нового сущностного понимания принципов права.

Содержание

Введение.................
1. понятие принципов предпринимательского права
2. конституционные принципы предпринимательского права
3. отраслевые принципы предпринимательского права
Заключение
список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

       Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных  видов деятельности. Эта система  получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

       До 1995 г. порядок лицензирования отдельных  видов деятельности определялся  Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской  деятельности». Согласно п. 4 ст. 21 этого  закона перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определялся  Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в  ее состав, а также уполномоченными  ими органами. Установление столь  широкого круга государственных  органов, имевших право вводить  лицензирование, привело к тому, что лицензионная система получила чрезмерное распространение. Это создавало  почву для бюрократических излишеств  в сфере экономики и не было обоснованным по существу, поскольку  предварительный контроль за хозяйственной  деятельностью путем выдачи лицензий во многих случаях мог быть заменен  последующим контролем за этой деятельностью.

       Улучшению и ограничению системы лицензирования способствует содержащееся в ст. 49 ГК РФ правило, согласно которому данная система может вводиться только на основе закона.

       Основополагающим  нормативным актом в этой области  в настоящее время является Федеральный  закон от 4 мая 2011 г. № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем устанавливается общий порядок лицензирования и предусматривается, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Кроме того, Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых проводится органами субъектов РФ.

       Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской  деятельности. Предпринимательская  деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы  собственности, допускаемые в нашей  стране, определяются в ст. 8 Конституции  РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и  иные формы собственности.

       На  первом месте здесь названа частная  собственность, что объясняется  ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность  может принадлежать гражданам или  юридическим лицам. На ее базе создаются  частные предприятия (хозяйственные  общества и товарищества), преобладающие  в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская  деятельность.

       Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным  субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности  действуют государственные предприятия.

       Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным  образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные  предприятия, используют свое имущество  в целях развития соответствующей  территории.

       Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого  правового режима имущества предприятий  различных форм собственности и  равную правовую защиту их имущества7. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.

       Единое  экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о  едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого  рынка определяются в федеральном  законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности  на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской  деятельности8. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Отраслевые  принципы предпринимательского права
 

       Получение прибыли как цель предпринимательской  деятельности. Предпринимательская  деятельность направлена на получение  прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также  учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью  хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.

       В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях  может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную  для обороны страны, которая может  быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и  другие некоммерческие организации  для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную  деятельность, но получение прибыли  не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она  не распределяется между участниками  такой организации. В некоторых  случаях муниципальные предприятия  обслуживают население без получения  прибыли, иногда такие предприятия  являются убыточными и работают с  дотацией от государства9. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.

       Законность  в предпринимательской деятельности. Под законностью в предпринимательской  деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.

       До  начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.

       Принцип законности должен соблюдаться и  при издании нормативных актов. В прошлом права предприятий  нередко нарушались путем издания  ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам и  постановлениям правительства. Во избежание  этого в настоящее время введен порядок контроля за законностью  ведомственных нормативных актов  со стороны Минюста России. Этот порядок определяется Правилами  подготовки нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г № 1009. Каждый ведомственный  нормативный акт, имеющий общее  значение, до его издания должен представляться в Минюст России для  контроля и регистрации, которая  осуществляется лишь в случае его  соответствия законам, президентским  указам и правительственным постановлениям. Только после регистрации и официального опубликования ведомственные нормативные  акты вступают в силу.

       Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в правовом регулировании  предпринимательской деятельности. Предприниматели ведут свой бизнес в собственных интересах, их права  защищаются законодательством. Однако было бы неверно исходить из того, что  задачи правового регулирования  предпринимательской деятельности состоят лишь в защите прав предпринимателей. При осуществлении предпринимательской  деятельности должны учитываться и интересы государства, всего общества. Таким образом, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и публичных интересов, частноправовых и публично-правовых начал.

       Это обстоятельство не учитывается теми, кто утверждает, что правовое регулирование  предпринимательской деятельности осуществляется лишь нормами гражданского права. Гражданское право — это  частное право, гражданское законодательство используется для регулирования  предпринимательской деятельности в целях охраны интересов предпринимателей и их контрагентов. Но это лишь одна сторона вопроса, другая состоит  в том, что помимо частноправовых норм имеются публично-правовые нормы, ограждающие интересы общества от недобросовестных действий предпринимателей, направляющие их деятельность на обеспечение общественных интересов10. Такой подход прямо вытекает из предусмотренного в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством.

       Публично-правовые нормы, регулирующие предпринимательство, не вошли в ГК РФ за редкими исключениями, к которым относятся, например, нормы  о государственной регистрации  юридических лиц. ГК РФ конструируется в основном как частноправовой закон, в соответствии с п. 3 ст. 2 этого  кодекса гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям.

       Количество  публично-правовых норм, применяемых  для регулирования предпринимательской  деятельности, весьма велико. Это приводит к усложнению правового регулирования  предпринимательской деятельности и выдвигает задачи существенного  улучшения предпринимательского законодательства. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании предпринимательской деятельности наилучшим образом могло бы быть обеспечено путем развития единого предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включающего как частноправовые, так и публично-правовые нормы. Это могло бы быть обеспечено путем принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса или иного обобщающего закона по регулированию предпринимательских отношений.

       Государственное регулирование предпринимательской  деятельности. Государственное регулирование  хозяйственной деятельности существует в любом государстве. Экономика  каждой страны представляет собой единую систему, включающую не только горизонтальные, но и вертикальные связи.

       В зависимости от уровня и условий  развития экономики, национальных традиций и иных обстоятельств государственное  регулирование осуществляется различными способами. В условиях плановой экономики  в СССР применялись жесткие административные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. При переходе к рыночной экономике  возникла необходимость изменить формы  и методы этого регулирования  в целях обеспечения развития предпринимательской деятельности. Однако вместо этого в 1992—1993 гг. была сделана попытка полного отказа от государственного регулирования  предпринимательской деятельности путем введения «шоковой терапии», основанной на том, что экономические  процессы должны развиваться на базе полного саморегулирования. Это  привело к разрушению целых отраслей промышленности, поставило экономику  в кризисное состояние.

       Попытки отказа от государственного регулирования  в нашей стране основывались на представлении  о том, что государственное регулирование  экономики присуще только социалистической системе, а при переходе к рыночной экономике от него следует отказаться. Это исходное положение принципиально  неправильно и опровергается  опытом давно существующих стран  с рыночной экономикой, например Франции, где сложилась система индикативного (рекомендательного) планирования социально-экономического развития11.

       В последнее время в нашей стране государственному регулированию экономики  стало уделяться больше внимания. Создаются особые экономические  зоны, образован государственный  инвестиционный фонд, оказывается поддержка  инновационной деятельности, проводятся другие меры, рассматриваемые в последующих  главах.

       Формы государственного регулирования предпринимательской  деятельности многообразны. К ним  относятся не только ограничительные  меры, но и государственная поддержка  хозяйственной деятельности, необходимой  для государства и общества. Важное значение имеют государственная  регистрация субъектов предпринимательской  деятельности, лицензирование отдельных  видов деятельности, антимонопольное  регулирование, налоговое регулирование, техническое регулирование, регулирование  цен на продукцию предприятий, доминирующих на рынке, и др. Государственное регулирование  предпринимательства осуществляется, как правило, в масштабах страны. В некоторых случаях оно проводится и на региональном уровне.

Информация о работе Принципы предпринимательского права