Приватизация государственного и муниципального имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

В конце прошлого века появились правовые конструкции, опосредующие перевод государственных предприятий на самоокупаемость и хозрасчет, в том числе путем создания арендных и иных коллективных предприятий. Но для устранения монопольного положения государственных предприятий и создания независимых и самостоятельных хозяйствующих субъектов были необходимы более радикальные методы, направленные на разгосударствление экономики. Термин "разгосударствление" широко использовался в нормативных актах, часто одновременно с понятием приватизации, при этом основное различие между указанными понятиями основывалось на правовом статусе лица, приобретающего государственное имущество (коллективные и частные предприятия). Законодательство этого периода широко использовало экономические термины, выделяя особо коллективные формы собственности. Преобразование государственной собственности в коллективную, основанную на существовании "коллективных" (арендных) предприятий, традиционно рассматривалось как "разгосударствление". Приватизация понималась как один из способов разгосударствления, направленный на преобразование государственной собственности в частную. Таким образом, сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество. Следовательно, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

Работа содержит 1 файл

роспредправо V.docx

— 30.32 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В конце прошлого века появились правовые конструкции, опосредующие перевод государственных предприятий на самоокупаемость и хозрасчет, в том числе путем создания арендных и иных коллективных предприятий. Но для устранения монопольного положения государственных предприятий и создания независимых и самостоятельных хозяйствующих субъектов были необходимы более радикальные методы, направленные на разгосударствление экономики. Термин "разгосударствление" широко использовался в нормативных актах, часто одновременно с понятием приватизации, при этом основное различие между указанными понятиями основывалось на правовом статусе лица, приобретающего государственное имущество (коллективные и частные предприятия). Законодательство этого периода широко использовало экономические термины, выделяя особо коллективные формы собственности. Преобразование государственной собственности в коллективную, основанную на существовании "коллективных" (арендных) предприятий, традиционно рассматривалось как "разгосударствление". Приватизация понималась как один из способов разгосударствления, направленный на преобразование государственной собственности в частную. Таким образом, сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество. Следовательно, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.

 

 

 

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ  И ПРИНЦИПЫ

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.1

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества2:

1. Приватизация государственного  и муниципального имущества основывается  на признании равенства покупателей  государственного и муниципального  имущества и открытости деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления;

2. Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность  физических и (или) юридических  лиц исключительно на возмездной  основе (за плату либо посредством  передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);

3. Приватизация муниципального  имущества осуществляется  органами местного самоуправления самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ  ПРИВАТИЗАЦИИ

Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и  покупатели - с другой. Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и  Санкт-Петербург). К субъектам приватизации  государственного и муниципального имущества относятся: 1. Покупатели государственного и муниципального имущества  – любые физические и юридические лица, за исключением:

- государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- государственных и муниципальных учреждений;

- юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона).

2. Собственники государственного и муниципального имущества  – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

- ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

- издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

- руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

- принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

- осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

- подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

- осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

- обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества выполняет функции:

- осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

- обеспечивает оценку федерального имущества;

- заключает договоры купли-продажи федерального имущества

- ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления

Объекты приватизации - это  то государственное и муниципальное  имущество, которое может быть приватизировано  в соответствии с законом о приватизации. Ряд объектов выведен из сферы действия этого закона: они отчуждаются на основе других федеральных законов.

Объекты приватизации, подпадающие  под действие закона о приватизации, отличаются следующими особенностями (признаками)3:

1) их отчуждение в частную  собственность затрагивает интересы  работников, трудового коллектива  предприятия в целом. Обеспечение  этих интересов диктует необходимость  в специальном регулировании.  Так, п. 5 ст. 14 Закона о приватизации запрещает унитарному предприятию-субъекту со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества сокращать численность работников этого предприятия. Статья 17 Закона о приватизации посвящена социальным гарантиям работникам акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

2) сделке приватизации  предшествует включение объекта  в прогнозный план (программу)  приватизации и принятие решения  об условиях приватизации конкретного  объекта компетентным органом  исполнительной власти;

3) приватизация носит  возмездный характер;

4) функции продавца федерального  имущества от имени Правительства  РФ могут выполнять специализированные  государственные учреждения (ст. 6 Закона о приватизации). Эти функции возложены Правительством РФ на Российский фонд федерального имущества (РФФИ);

5) По правилам Закона  о приватизации отчуждаются объекты,  составляющие государственную, муниципальную  казну. Имущество, закрепленное  за унитарными предприятиями  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, не  входит в понятие "казна". Унитарные предприятия распоряжаются  этим имуществом от своего  имени, в установленных случаях  - с согласия собственника, и на  эти отношения Закон о приватизации  не распространяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Правовое регулирование  приватизации государственных и  муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ. Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя  отношения, в которых государство  играет главенствующую роль. Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о  приватизации, как правило, императивны  и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих  отношений.

Основу правового регулирования  приватизации составляют федеральные  законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг. Первый Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной программы, определяющей на предстоящий период (первый год и три последующих года), что именно и каким способом будет приватизироваться, кто является участниками приватизационных отношений.

Законы о приватизации 1997 и 2001 гг. (в отличие от Закона 1991 г.) в определении приватизации не раскрывают, какие виды имущества являются объектами приватизации. Сфера действия Закона о приватизации 2001 г. (как и его предшественника - Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Закон не распространяется.4 Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда, имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в ст. 3 Закона.

ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Порядок приватизации  – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации  федерального имущества5:

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущес тва. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения: а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); б) способ приватизации имущества; в) нормативная цена; г) срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); д) иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом6:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества  за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного  плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных  в прошедшем году имущественных  комплексов федеральных государственных  унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного  федерального имущества с указанием  способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в  Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, муниципального имущества  за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности  субъектов РФ, и муниципального имущества  определяется соответственно органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах  приватизации имущества субъектов  РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приватизация - это возмездное отчуждение имущества, находящегося в  собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Сущность приватизации заключается в изменении формы  собственности и субъекта права  собственности на имущество.

Информация о работе Приватизация государственного и муниципального имущества