Проблемы и основные направления развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:30, реферат

Описание работы

Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Дать определение малому предпринимательству
Выявить его особенности
Определить место малого предпринимательства в экономике
Рассмотреть его эволюцию
Классифицировать проблемы малого бизнеса
Продумать возможные пути решения этих проблем

Работа содержит 1 файл

Проблемы и основные направления развития малого предпринимательства..docx

— 50.15 Кб (Скачать)

 

Институт  экономики и управления

 
 

Реферат

Проблемы  и основные направления развития малого предпринимательства. 

Выполнен 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение  

Малый  бизнес в рыночной экономике —  ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится  на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом  проблем. Количественные показатели в  несколько раз уступают соответствующим  показателям развитых стран.

Цель  работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

  • Дать определение малому предпринимательству
  • Выявить его особенности
  • Определить место малого предпринимательства в экономике
  • Рассмотреть его эволюцию
  • Классифицировать проблемы малого бизнеса
  • Продумать возможные пути решения этих проблем
 

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и  построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует  актуальность данной темы. 
 
 
 
 
 
 

     2. Малый бизнес: определение  размеров и законодательство 

     Под субъектами малого предпринимательства  понимают коммерческие организации, в  уставном капитале которых доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

    • в промышленности 100 человек;
    • в строительстве – 100 человек;
    • в сельском хозяйстве – 60 человек;
    • в научно-технической сфере – 60 человек;
    • в оптовой торговле – 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

     Существуют  количественные и качественные критерии определения малого бизнеса.

     К количественным критериям малого бизнеса  относят:

  • численность занятых;
  • объем продаж;
  • стоимость активов.

     Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными  критериями. Это позволяет рассматривать  малое предприятие не как уменьшенную  разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от деятельности крупной фирмы высокой степенью неопределенности, потенциально более  высокой степенью восприимчивости  к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а так же необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне. Таким образом, можно выделить малые и средние  предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами  организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики.

     К качественным критериям малого бизнеса  относят:

  • относительно небольшое число производимых продуктов (услуг);
  • сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и др.) и преимущественно использование нецентрализованных источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;
  • высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;
  • менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;
  • несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;
  • концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников (функции собственности и управления чаще всего не разделены);
  • способность овладевать только ограниченными (локальными сегментами рынка);
  • устойчивое стремление сохранить юридическую независимость фирмы любой ценой;
  • уязвимость для неблагоприятных изменений в макро- и микросреде фирмы, недостаток устойчивости в кризисных ситуациях, нередко вынуждающий владельцев малого предприятия прекращать предпринимательскую деятельность или уходить в теневой сектор, фактически не контролируемый государством, но тесно связанный с криминальными структурами;
  • четкая ориентация на рынок, свободную торговлю, конкурентные механизмы самовоспроизводства.
 

3. Малое предпринимательство  и значение его  развития 

В экономике  развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном, семейном труде.

Основные функции  малого, среднего и крупного предпринимательства  в общих чертах совпадают. Однако имеются и определенные различия, прежде всего касающиеся возможности  реализации этих функций.

Развитие предпринимательства  с разными масштабами деятельности в значительной степени зависти  от внешней и внутренней среды.

Размеры предприятия  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются  для них более предпочтительными.

Для современной  экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств  – крупных, средних, малых.

С одой стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материалами, трудовыми и  финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способы вести крупномасштабные научно – технические разработки, которые и определяют важнейшие  технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый  рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и  кооперации множества работников. Малых  и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а так же в отраслях, связанных  с производством потребительских  товаров и оказанием услуг.

Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство  играет весьма важную роль в хозяйственном  прогрессе. Так как:

1. Эта предпринимательская  форма способствует достижению  оптимальной структуры экономики,  в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности  занимать мельчайшие рыночные  ниши. Малое предпринимательство  содействует гибкой перестройке  производства, росту занятости, формированию  предпринимательской культуры, равномерному  развитию регионов, активной инновационной  деятельности, инициирует накопление  капиталов, сглаживает социальные  конфликты.

2. Весьма значимой  общественной функцией малого  предпринимательства служит функция  обеспечения повышенной мобильности  и гибкости рыночной экономики.  Если спрос растет, то быстро  появляются новые малые предприятия.  В случае падения спроса определенная  часть малых фирм закрывается  или переориентирует свою деятельность. Благодаря этому малый бизнес  выполняет задачу сглаживания  колебаний экономической конъюнктуры

3. Хорошо сбалансированная  малая экономика обеспечивает  развитие конкуренции, создающей  систему сильных мотивационных  стимулов для более полного  использования знаний, умений, энергии  и трудолюбия населения. В свою  очередь, это позволяет более  активно разрабатывать и задействовать  имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические  ресурсы.

4. Как свидетельствует  опыт мирового экономического  развития, в периоды кризисов  и спадов производства именно  малый бизнес является существенным фактором создания новых рабочих мест. Например, в США кризис 1980-1987 г.г. вызвал сокращение занятости в крупных компаниях, в то время как все 984 тыс. рабочих мест, созданные в американской экономике за этот период, пришлись на мелкие предприятия с числом занятых менее 20 человек.

Страны Число малых и средних фирм Численность занятых, млн. Для малых и средних фирм, %
тыс. ед. в расчете  на 1 тыс. жителей В общей  численности занятых в ВВП
Великобритания 2930 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 57 55-62
Страны  ЕС 15777 45 68,0 72 63-67
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония  6450 49,6 39,3 78 52-55
Россия 836,6 5,65 8,1 9,6 10 - 11

5. Мелкий бизнес  по своей природе является  более инновационным по сравнению  с крупными компаниями, так как  само создание малых фирм нередко  связано с идеей коммерческого  использования какого-либо новшества.  По оценкам американских экспертов,  за послевоенный период примерно 40-60% всех базовых нововведений  было осуществлено на мелких  предприятиях. При этом для небольших  фирм инновации связаны с меньшим  риском, так как возможные неудачи  не подрывают коммерческую репутацию  всей продукции, как это было  бы с большой компанией.

  На 1 июля 2010г.
тысяч в % к итогу
Всего 219,6 100
из  него: 
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
13,4 6,1
рыболовство, рыбоводство 0,7 0,3
добыча  полезных ископаемых 1,1 0,5
в том  числе: 
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
0,3 0,1
добыча  полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 0,8 0,3
из  нее добыча металлических руд 0,2 0,1
обрабатывающие  производства 35,3 16,1
из  них: 
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
6,6 3,0
текстильное и швейное производство 3,1 1,4
производство  кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,4 0,2
обработка древесины и производство изделий  из дерева 2,5 1,1
целлюлозно-бумажное производство; издательская и  
полиграфическая деятельность
2,7 1,2
в том  числе: 
производство целлюлозы, древесной массы,  
бумаги, картона и изделий из них
0,5 0,2
издательская  и полиграфическая деятельность, 
тиражирование записанных носителей информации
2,2 1,0
производство  кокса и нефтепродуктов 0,1 0,0
химическое  производство 1,1 0,5
производство  резиновых и пластмассовых изделий 2,2 1,0
производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов 2,5 1,1
металлургическое  производство и  
производство готовых металлических изделий
3,7 1,7
в том  числе: 
металлургическое производство
0,3 0,2
производство  готовых металлических изделий 3,3 1,5
производство  машин и оборудования 4,1 1,9
производство  электрооборудования,  
электронного и оптического оборудования
2,6 1,2
производство  транспортных средств и оборудования 0,9 0,4
прочие  производства 2,9 1,3
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 2,8 1,3
из  них производство, передача и распределение  
электроэнергии, газа, пара и горячей воды
2,3 1,0
из  них: 
производство, передача и распределение электроэнергии
0,6 0,3
производство  и распределение газообразного  топлива 0,1 0,0
строительство 30,9 14,1
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,  
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
65,5 29,8
в том  числе: 
торговля автотранспортными средствами и  
мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт
6,3 2,9
оптовая торговля, включая торговлю через  агентов,  
кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
35,9 16,4
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными  средствами и  
мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
23,2 10,6
гостиницы и рестораны 8,6 3,9
транспорт и связь 12,6 5,7
из  них: 
деятельность железнодорожного транспорта
0,2 0,1
транспортирование по трубопроводам 0,0 0,0
связь 1,5 0,7
операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 38,3 17,5
из  них научные исследования и разработки 1,6 0,7
образование 0,3 0,1
здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,7 1,2
предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 5,4 2,4
из  них деятельность по организации  отдыха  
и развлечений, культуры и спорта
1,9 0,9

Информация о работе Проблемы и основные направления развития малого предпринимательства