Проблемы малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:44, реферат

Описание работы

В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике 4 стр.
1.1 Понятие, функции, критерии малого бизнеса 4 стр.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7 стр.
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в
современной России 10 стр.
2.1 Развитие и становление малого бизнеса 10 стр.
2.2 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития
малого бизнеса в России 12 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 38.86 Кб (Скачать)

Высокие налоги, всевозрастающая плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала –  все это затрудняет положение  эффективной деятельности и вынуждает  направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий –  низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного  воздействия на малый бизнес –  глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что  только часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается не в  состоянии приступить к реальному  производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые  предприятия и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она  осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставления налоговых  льгот, дотаций льготного банковского  кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему  должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей  стране налоговая политика не только неэффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной  в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение  «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко  оставляют предприятию лишь 15 25% полученной прибыли). Общее направление  совершенствования налоговой системы  – усиление стимулирующей роли налогов  в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов  на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость  дифференцированного налогового подхода  к предприятиям разного профиля  деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для  наиболее важных, приоритетных отраслей.

К числу факторов, препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в России, эксперты и исследователи в этой области  относят:

·      отсутствие цивилизованной конкурентной среды;

·      несоответствие нормативно-правового обеспечения реальным условиям развития малого бизнеса;

·      высокий уровень административных барьеров и коррупции;

·      затрудненный доступ предпринимателей к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;

·      несовершенство системы налогообложения;

·      низкое качество информационно-аналитического обеспечения органов поддержки малого бизнеса;

·      низкая компетентность представителей органов поддержки малого бизнеса в вопросах предпринимательства;

·      отсутствие системы юридической защиты малого бизнеса и т.д.

Для решения этих проблем необходима активная и эффективная государственная  политика по поддержке малого бизнеса  на всех уровнях власти. В настоящее  время такая политика в России только разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования комплексной политики поддержки  и развития малых предприятий  и создания механизмов ее реализации. Многие меры государственного регулирования  деятельности малого бизнеса носят  противоречивый характер. Опыт большинства  зарубежных стран, однако, показывает, что это важное самостоятельное  системное направление социально-экономической  политики государства, которая строится на принципе наибольше6го благоприятствования  развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический  эффект в стране и регионе .

Реализация государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия  для развития малого бизнеса, требует  создание правовой, финансовой и институциональной  среды, эффективное функционирование которой предполагает постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном  дублировании функций, а также ориентацию как на общие цели социально-экономической  политики государства, так и на интересы субъектов малого бизнеса.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и  организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий  не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана  государственная программа развития малых предприятий.

Комплекс первоочередных мер по развитию малого бизнеса в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

– нормативно-правовое;

– финансово-кредитное;

– информационно-техническое;

– организационное;

– кадровое и консультационное обеспечение;

– внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе  должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой  политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые  обеспечивали бы создание равных стартовых  условий в развитии предпринимательской  деятельности.

В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного  рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного  и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и  аудиторской деятельности, а также  создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение  к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также  определить меры, обеспечивающие поддержку  внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько  возможности частного – отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основными же направлениями  использования государственных  ресурсов должно стать не выделение  прямых инвестиций, а страхование  и предоставление гарантий под кредит.

Для экономики стран деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Итак, становление малого бизнеса  в России началось со второй половины 1980-х гг. За это время малый  бизнес в своем развитии прошел несколько  этапов. Однако и на сегодняшний  день в развитии малого бизнеса России имеется множество проблем. Решение  этих проблем может быть найдено  только на путях всесторонней государственной  и общественной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение .

Российский малый бизнес активно  участвует в разрешении комплекса  экономических и социальных проблем  в регионах. Его деятельность способствует активизации структурной перестройки  экономики, насыщению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, развитию рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, формированию новых субъектов собственности  и становлению среднего класса общества.

Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.

Социальная значимость малого бизнеса  имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той  или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной  арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Многие  характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны  с основными проблемами, мешающими  развитию нормальных рыночных отношений  и частного предпринимательства  в целом. Поэтому в ближайшей  перспективе необходимо принять  комплекс мер для динамичного  и эффективного развития малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Список литературы.

4.       Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса (по результатам опросов руководителей малых предприятий) Экономист. 2009. №7. С. 28-42.

7.       Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М., 2007.

9.       Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М., 2007.

10.    Морозко Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений Экономика и управление. 2008. №2. С. 169-173.

11.    Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом соотношении // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 91-107.

12.    Павлов К.В., Андреева И.Г. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства // Экономика и управление. 2007. №5. С. 25-28.


Информация о работе Проблемы малого бизнеса в России