Проблемы развития предпринимательства в РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Анализ учений классиков экономической мысли в XVIII-XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции.

Работа содержит 1 файл

курс.№2.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      Факторы, препятствующие реализации инноваций на промышленных предприятиях:

  -недостаток  собственных денежных средств;

- недостаток  финансовой поддержки со стороны  государства;

- высокая  стоимость нововведений;

- низкий  инновационный потенциал предприятия;

- низкий  платежеспособный спрос на новую  продукты;

- высокий экономический риск;

- длительные  сроки окупаемости нововведений;

- неразвитость  рынка технологий;

- неразвитость  инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги);

- недостаточность  законодательных и нормативно-правовых документов;

- недостаток  квалифицированного персонала;

- недостаток  информации о новых технологиях;

- недостаток  возможностей для кооперирования  с другими предприятиями и  научными организациями;

- недостаток  информации о рынках сбыта;

- неопределенность  сроков инновационного процесса;

 - отсутствие необходимости вследствие более ранних инноваций;  

- невосприимчивость предприятия к нововведениям.

      Всякая хозяйственная деятельность, бизнес неразрывно связаны с потребностью в кредите. Чем больше, масштабнее эта хозяйственная деятельность, тем больше потребность, и, если ее не могут удовлетворить местные банкиры, предприниматели вынуждены обращаться за займом к иностранным структурам.  

    2.3. Проблемы  механизмов кредитования

    Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и особенно ее почти полной неспособностью обеспечить развитие малого предпринимательства.

    Обеспечить  доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из "тени", но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий из 880 тыс. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

    В банковской среде распространено мнение, что вложения в малые предприятия рискованны и невыгодны. Это связано, в первую очередь, с отсутствием залогов и гарантий у малых предприятий, кропотливостью и сравнительно низкой рентабельностью проектов. Постепенно банки все больше внимания уделяют сектору малой экономики, однако необходимо и дополнительное по стимулирование этого интереса.

    С одной стороны, государство должно заинтересовать банки в кредитовании малого бизнеса путем субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства. Это привело бы к снижению рисков реализации проектов в сфере малого бизнеса и уменьшению сроков окупаемости инвестиционных проектов, повысив их привлекательность для кредитующих организаций. С другой - необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства.

    Затрудненный  доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий  существенно снижают предпринимательскую  активность населения, не стимулируют  развитие малых производств.

    Мировой опыт, опросы предпринимателей и представителей кредитных организаций России, исследования зарубежных и отечественных специалистов, выполненные, в том числе, в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении рыночных отношений, говорят о необходимости, целесообразности и актуальности создания в стране института (системы) государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства.

    Большинство коммерческих банков России как не рассматривало, так и не будет рассматривать в обозримом будущем предприятия как потенциальных клиентов, если государство не возьмет на себя часть рисков, неизбежно возникающих при кредитовании финансовыми структурами субъектов предпринимательства.

    Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени Российской Федерации и ее субъектов, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.

    Причинами, по которым предприниматели не имеют возможности обратиться за кредитами, являются следующие: завышенные требования к залогу, высокая величина минимального кредита, сложность процедуры оформления кредита, высокие ставки за пользование заемными средствами, отсутствие доступной филиальной сети банков.

    Действующее в настоящее время в России нормативно-правовое обеспечение кредитных  гарантий, как на федеральном, так  и на региональном уровнях предусматривает следующее: государственная гарантия может выдаваться только тогда, когда обязательство получателя кредита (принципала) обеспечивается также залогом его ликвидных активов, причем стоимость предлагаемых в качестве залога активов должна быть равна сумме гарантируемого обязательства принципала.

    Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта РФ выдаются высшим органом исполнительной власти в  лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о  гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа обязан проводить финансовую проверку принципала, а также проверку активов, которые предлагается использовать в качестве залога.

    Таким образом, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной.

    Дважды  по итогам Всероссийских конференций  представителей предприятий Президент РФ давал поручение Правительству РФ совместно с Банком России разработать комплекс мер по стимулированию кредитования предпринимательства. Однако и сегодня эта проблема не решена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Перспективные направления развития предпринимательства

      Организационная  помощь  в скором  и эффективном решении   всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных  структурах,

    - создание  равных  и  справедливых  условий  их  конкуренции  за  пользование  государственными (муниципальными) ресурсами.

        Экономическая поддержка предприятий-производителей, которая включает     в себя:

     - поддержку существующих производств. В отношении их  могут  использоваться    следующие формы поддержки:

     - налоговые освобождения (также освобождения по  сборам  и  платежам),         исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том         случае, если указанная сумма  будет  направлена  на  финансирование         конкретных  социально значимых  объектов   (программ),   признанных         таковыми властью;

       - налоговые льготы. При этом скидки должны  устанавливаться  по  таким       налогам как НДС, налог на прибыль,  налог  на  имущество,  налог  на         содержание    жилого    фонда.    Установленная    скидка     должна         компенсироваться: а) ростом поступлений по  подоходному налогу  (на         основе  четкого финансового расчета)   либо   б)   соответствующим         сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных;

     - налоговый кредит должен предоставляться предприятиям,  отнесенным  к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель  налогового         кредита – закупка  нового  оборудования,  расширение  производства,         запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно         сопровождаться убедительными расчетами по  планируемому  расширению         налогооблагаемой базы;

      - поддержку новых производств.   Вновь   создаваемые   производственные   предприятия   должны   быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

     - если предприятие создается на производственной базе и с участием старого    производственного предприятия в качестве соучредителя, то -  старое  предприятие не  может полностью войти в состав  нового        (например, просто перерегистрировавшись),

         - переданные новому предприятию  производственные  мощности  не  могут   превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

         - на базе одного старого предприятия  не может быть создано больше  двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

     -  новое  производственное  предприятие,  чтобы  оно  могло   пользоваться предоставленным освобождением, должно либо  приобрести  в собственность участок земли, на  котором  предполагается  строить  производство,  либо    иметь в собственности производственные  мощности  (в  частности  здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

       Информационная поддержка предприятий-производителей:

      Сведения о производственных предприятиях города:

      - основные данные о предприятии  (полное  название,  правовой  статус,        юридический и фактический адрес,  состав  руководства,   телефоны        служб),

      - данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

          - данные об  основных  фондах  предприятия (площадь,  правовая  форма       землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

      - сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут   быть сданы в аренду, проданы,  переданы  в качестве  учредительного        взноса во вновь создаваемое предприятие),

         - сведения о промышленном  оборудовании,  которое  предприятие  готово   продать, сдать в аренду, в лизинг.

        Сведения о государственных или муниципальных ресурсах:

        - сведения о муниципальном и  областном заказах,

         - сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

         - утвержденный на текущий год  бюджет,  включая  лимиты  финансирования отдельных департаментов и служб,

         - утвержденный на год объем  зачетов.

            С 1 августа прошлого года стало возможным приступить к осуществлению предпринимательской деятельности без получения различного рода разрешений в органах местного самоуправления (уведомительный порядок для ряда видов деятельности). Исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности. В прошлом году принят Федеральный закон, освобождающий компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и расширена сфера декларирования соответствия, что сэкономит, например, только парфюмерно-косметической отрасли 700 млн. рублей в год.

    Для малых компаний установлены льготные тарифы на технологическое присоединение  к электрическим сетям: для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость составляет 550 рублей, а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. Существенно расширены возможности по применению малыми предприятиями специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения (предоставлена возможность регионам снижать ставку налога с 15% до 5%; в четыре раза сокращен объем налоговой отчетности) и патента (его разрешено применять лицам, нанимающим на работу до 5 человек; увеличено число видов предпринимательской деятельности, по которым возможно его применение).

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в РФ на современном этапе