Проблемы становления и развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Россия в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи.

Содержание

Введение
Сущность предпринимательства
Проблемы малого предпринимательства
Проблемы предпринимательства
Место предпринимательства в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.25 Кб (Скачать)
 

Проблемы становления  и развития предпринимательства  в России 

Содержание 

Введение

Сущность предпринимательства

Проблемы  малого предпринимательства

Проблемы предпринимательства

Место предпринимательства  в современном обществе

Заключение

Список использованной литературы 

 

      Введение 

     Россия  в конце ХХ века совершила новый  поворот и перешла на иные социально-экономические  и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей  части основанного на малом и  среднем бизнесе. Известный закон  о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим  новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия  или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось  уже тысячи. Несмотря на всевозможные препоны, в том числе связанные  во многом с негативным отношением общественного мнения и части  властных структур, тем не менее, они  проявили поразительную живучесть.

     Но  наряду с этим, в это и последующее  время, проявилась масса проблем, связанных  с развитием предпринимательства. В первую очередь они были связаны  с отсутствием соответствующего законодательства и экономической  поддержки государства. Имеющиеся  законы во многом уже не могли быть использованы, новых законов создано  не было. Законодательная база не поспевала  за быстроменяющейся действительностью. Государственные органы, занятые  в это время другими проблемами, не обращали внимания на бурное развитие бизнеса и связанные с ним  проблемы. По большей части они  ограничивались общими декларациями. Все это весьма сильно сдерживало дальнейшее развитие предпринимательства  и временами даже возникала опасность  свертывания его. Во всяком случае, перспективы его развития оставались весьма туманными.

     Однако, создание общественных организаций  типа профсоюзов и фондов поддержки, а также специальных государственных  структур позволило не только не угаснуть предпринимательству, но сохранить  свои активные позиции в национальной экономике. Сегодня можно уже  говорить о необратимом процессе в развитии частного предпринимательства.

     В настоящее время система государственной  поддержки предпринимательства  стала более целенаправленна. Органы власти усилили внимание к проблемам  институциональных преобразований предпринимательства, что нашло  отражение в Гражданском кодексе  РФ, программных документах по углублению экономических реформ. В последние  годы произошли изменения также  в информационной поддержке российского  предпринимательства, формирования его  инфраструктуры. Практически действует  региональные фонды и центры поддержки  предпринимательства. В связи с  этим возникли новые проблемы, которые  требуют тщательного изучения.

     Средний и малый бизнес сегодня требуют  всесторонней социальной защиты предпринимательства  и предпринимателей, в том числе  и от криминальных структур, изменения  системы социального страхования  и пр. Большое значение имеет формирование общественного мнения. За последние  годы, как показывают социологические  исследования, общественное мнение сильно изменилось. Население и властные структуры стали более лояльно  относиться к малому и среднему бизнесу, в определенной степени оказывая ему моральную поддержку. Отсутствие дефицита на товары и услуги во многом заслуга именно малого и среднего бизнеса. В свою очередь это создает  и нормальный психологический климат в обществе, снимает излишнее социальное напряжение. 

 

      Сущность предпринимательства 

     Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших  предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель  является главным действующим лицом  рыночного хозяйства.

     Мы  сможем лучше понять сущность предпринимательства, если рассмотрим поведение предпринимателя  с разных сторон - с экономической, управленческой и личностной. Исследователи  XX в. особое внимание уделяли личностным и социальным характеристикам предпринимателя, что нашло свое отражение в следующих суждениях: «Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать». « С точки зрения экономиста, предприниматель - это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок. С точки зрения психолога, предприниматель - это человек, которым движут определенные мотивы - например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность... С точки зрения других предпринимателей, он может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги... С точки зрения политэконома, предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места». «Предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства».

     Каждое  из этих определений рассматривает  предпринимателя под разным углом  зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский  талант, творческое начало, умножение  богатства и готовность рисковать. И все же каждое из этих определений  ограничивает сферу предпринимательства, хотя на самом деле предпринимателей можно найти во всех областях - в  образовании, медицине, науке, юриспруденции, архитектуре, в сфере производства, социальной сфере, сфере распределения. Поэтому здесь можно дать следующее  определение, которое охватывает все  типы предпринимательского поведения: предпринимательство - это процесс  создания чего-то нового, обладающего  ценностью; процесс, поглощающий время  и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и  личное удовлетворение достигнутым.

     Жизнь человека, который решает начать собственное  дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда. При  этом вероятность потерпеть неудачу  очень велика - не будет спроса, слишком  сильной окажется конкуренция или  просто не удастся заручиться необходимой  финансовой поддержкой.

     Итак, предпринимательство - это осуществление  смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство - это готовность добровольно брать на себя весь риск, связанный с реализацией новых  идей. Это попытки придумать и  сделать что-то новое или улучшить уже существующее.

     Предпринимательство часто связывают с понятием «бизнес», хотя эти слова имеют разный смысл. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность.

     Предпринимательская же деятельность - это прежде всего  интеллектуальная деятельность энергичного  и инициативного человека, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым  управляет. Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями  «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие смелые идеи.

     Проблемы  малого предпринимательства

 

     К настоящему времени, по официальным  данным, на долю частных субъектов  малого предпринимательства в общем  количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных малых  предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

     Что же конкретно мешает малому предпринимательству  нормально развиваться?

     Проблемы  малого бизнеса можно разделить  на следующие группы1:

  1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
  2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
  3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
  4. Кредитная необеспеченность.

     Сами  представители малых предприятий  распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

  1. Недостатки налоговой системы
  2. Отсутствие оборотных средств
  3. Низкий платежеспособный спрос населения
  4. Высокая арендная плата
  5. Экономическая политика государства
  6. Недоступность кредитов
  7. Дороговизна сырьевых ресурсов
  8. Слабое развитие внутреннего рынка
  9. Высокие тарифы на перевозки.
  10. Отсутствие производственных площадей.

     Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание  интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную  нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать  развитие бизнеса и создавать  благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная  политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию  административных барьеров на пути деловой  активности малого бизнеса. Нужно снизить  регулирование экономики, но не в  том смысле, что нужно меньше уделять  ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки"2. Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

     Сейчас  готовится законопроект "О регистрации  юридических лиц", который ликвидирует  все основания для отказа в  регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При  этом предполагается введение жесткой  ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение  правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы". Упрощению  жизни предпринимателей также будет  способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве  и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций  по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций  предприятий. То есть требует решения  проблема перераспределения функций  в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

     Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать  малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие  мощности других предприятий3. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Информация о работе Проблемы становления и развития предпринимательства в России