Раво хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству.
Это - вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Появление и сохранение этих вещных прав в отечественном правопорядке связано с существованием планово-регулируемой, огосударствленной экономики.

Работа содержит 1 файл

Предпринимательское право.docx

— 33.90 Кб (Скачать)

 Особенностью правового положения  учреждения как финансируемой  собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им "приносящей доходы" (то есть предпринимательской) деятельности в соответствии с учредительными документами, то есть с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в "самостоятельное распоряжение" учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).    

 Данное правило закона основано  на возможности неполного финансирования собственником всех необходимых потребностей созданного им учреждения и вызванной этим необходимости ограниченного участия учреждений-несобственников в имущественном обороте в качестве, близком к роли унитарных предприятий. В связи с реализацией указанной возможности учреждение получает два вида имущества, закрепленных за ним на различном правовом режиме и даже по-разному оформленных.    

 Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника  по смете, находится у него на праве оперативного управления. Другая часть, "заработанная" самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, находится в режиме особого вещного права, прямо не названном законодателем. Однако характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно - право хозяйственного ведения. Ведь перечень вещных прав, в отличие от прав обязательственных, является закрытым (п. 1 ст. 216 ГК) и не может включать права, прямо не предусмотренные законом. В действовавшем ранее законодательстве аналогичная ситуация разрешалась прямым указанием в п. 2 ст. 48 Основ на принадлежность данного имущества учреждению на праве полного хозяйственного ведения. Соответственно этому к праву учреждения на полученное им таким образом имущество применяются правила ст. 295 ГК.     

 Кодекс специально оговаривает,  что результаты хозяйственного  использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения

(п. 2 ст. 299). Из этого прямо вытекает, что данные результаты становятся

объектом  права собственности учредителей  предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления стало имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия или учреждения на ограниченном вещном праве.    

 Следовательно, предприятие  или учреждение ни при каких  условиях не может стать субъектом права собственности, что лишает всякой почвы рассуждения о возможности появления "права собственности трудовых коллективов", "права собственности работников" или их "коллективной собственности" на какую бы то ни было часть имущества предприятия или учреждения, включая и фонды участия в прибылях или фонды экономического стимулирования. Все это имущество полностью остается объектом права собственности учредителя.    

 Право хозяйственного ведения  или оперативного управления  на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него на предприятие или учреждение переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.    

 Прекращение названных вещных  прав происходит не только  по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, но и в случаях правомерного изъятия имущества собственником (по основаниям, допускаемым законом). Важно, что в соответствии с п. 3 ст. 299 ГК в качестве таких общих оснований названы основания прекращения права собственности. Это означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников.

Исключение из этого правила  составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов: например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя.

В предусмотренных законом случаях  учредитель может сам изъять у  них соответствующее имущество. В целом же за ними сохраняются все способы охраны своих прав, свойственные субъектам вещных прав и действующие в отношении всех третьих лиц, включая и самого собственника. 

 Вещный характер прав хозяйственного  ведения и оперативного управления проявляется в сохранении их действия в случае смены собственника (ст. 300 ГК). Смена собственника государственного или муниципального предприятия возможна лишь путем передачи этого предприятия от одного публичного собственника к другому (в противном случае речь должна идти о приватизации имущества предприятия, осуществляемой по правилам специального законодательства). Учреждение же может быть объектом права собственности любых лиц. В обоих случаях речь идет о предприятии или учреждении как имущественном комплексе (ст. 132 ГК), а не как о самостоятельном субъекте права, то есть, по сути, об имуществе, закрепленном за этими юридическими лицами.

 

 

 

Задача 10.

25 Октября 2002г. Самохина, увидев у подруги очень красивую брошь, попросила продать ей брошь, пояснив ей при этом, что это старинная с пяти бриллиантами брошь и поэтому стоит 25т.р. Самохина согласилась на сумму 25т.р. и купила у Федоровой брошь. При этом они заключили письменный договор купли- продажи, в котором было указанно, что Федорова продала старинную брошь, с 5 бриллиантами, а Самохина ее купила. Также они оговорили в договоре, что срок исковой давности по данной сделки составляет 9месяцев с момента заключения договора. 25мая 2003г. в связи с финансовыми затруднениями Самохина заложила брошь и обратилась в ломбард , где ей разъяснили, что эта брошь практически ни какой цены не имеет, т.к. камни в ней не являются бриллиантами или какими-либо другими драгоценными камнями. 30 мая 2003г. Самохина попала в автокатастрофу и находилась в больнице в тяжелом состояние до 31июля 2003г. Выписавшись из больницы, она обратилась к Федоровой с просьбой о возврате денег в обмен на брошь, но последняя ей отказала. В сентябре 2003г. Самохина обратилась в суд с целью расторжения заключенного между ними договора. В суде Федорова, возражая против иска, указала, что по соглашению сторон они устанавливали срок исковой давности 9 месяцев и данный иск не может быть удовлетворен судом.

Вопросы:

  1. Каков срок исковой давности согласно ГК РФ?
  2. Истек ли срок исковой давности для признания данной сделки недействительной в судебном порядке?

 

 

 

 

1.Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ)

2. Нет, не истек. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.


Информация о работе Раво хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом