Риски в сфере международного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотреть риски в сфере международного предпринимательства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить классификацию предпринимательских рисков;

- определить основные методы оценки и управления рисками;

- выявить главные механизмы снижения рисков;

- рассмотреть особенности предпринимательских рисков в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Риски в сфере международного предпринимательства

1.1. Классификация предпринимательских рисков……………………………..4

1.2. Основные методы оценки и управления рисками…………………………...6

1.3. Главные механизмы снижения рисков……………………………………..10

1.4. Особенности предпринимательских рисков в России……………………...17

Заключение………………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. ФКЗУ-73.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Во  Франции по национальной информационной системе «Минитель» (Minitel) можно получить необходимые сведения о коммерческих компаниях и акционерных обществах, зарегистрированных в Национальном реестре и Торговых судах. Эти сведения сосредоточены в базе данных компании «Инфогрефф» (Inffogreffe), представляющей собой объединение «Секретарей Торговых судов» (Greffiers des Tribunaux de Commerce). Информация в этой базе данных обновляется каждые полгода. За определенную плату можно получить следующую информацию о предприятии:

  • дата создания и регистрации в Национальном реестре и Торговом суде, юридическая форма;
  • сведения о руководителях и членах правления;
  • сфера деятельности компании;
  • наличии филиалов и отделений;
  • объемы торговых оборотов, валовых и чистых прибылей;
  • уровень внешней задолженности.

     В рассматриваемой базе данных содержатся сведения не только о французских предприятиях, но и о многих компаниях других стран — членов Европейского союза. С помощью полученных данных можно оценить надежность предприятия (особенно малого или среднего), который является потенциальным партнером по совместному предпринимательству, по упрощенной модели скоринга (от англ. scоге — отмечать).

     Скоринг — оценка финансового положения предприятия путем сравнения его показателей с их нормативными значениями.

     Во  многих странах действуют различные  системы оценки надежности партнеров. По действующему в Германии законодательству предприятия обязаны до подписания договора о сотрудничестве проверить благонадежность своих партнеров. Для этого возможны следующие способы.

     а) Все немецкие предприятия регистрируются в государственном реестре при судах, у которых любой человек за 50 нем. марок по письменному запросу может получить о предприятии следующую информацию:

  • юридический адрес;
  • сведения о владельцах предприятия; размер уставного капитала и структура его распределения;
  • кто имеет право подписи на документах предприятия.

     Каждое  предприятие обязано каждые три  месяца брать выписку из реестра и в случае изменения каких-либо сведений или их несоответствия действительности уведомить об этом суд.

     б) Банк, обслуживающий потенциального партнера, может за определенную плату выдать так называемую справку «об отсутствии сомнений». При этом, однако, нужно обосновать необходимость такой справки, приложив, например, копию договора или коммерческого предложения сотрудничества. Если банк выдаст неверные сведения, он может быть привлечен к ответственности через суд.

     в) Информация организаций типа детективных агентств «Burgal» и 
«Schimmelpfennig», которые могут предоставить достаточно полную информацию о кредитоспособности физических и юридических лиц. Услуги этих организаций довольно дороги.

     г) Торгово-промышленная палата и Союз предпринимателей Германии дают по запросу только нейтральную информацию, например, о том, 
имеет ли предприятие опыт работы на конкретном рынке. При этом они 
не дают никаких оценок. Их услуги, как правило, бесплатны.

     Таким образом, представленные в данном разделе  материалы подтверждают, что проблемам оценки уровня риска и минимизации связанных с ним потерь следует уделять самое серьезное внимание, особенно при организации совместных предприятий и финансировании совместных проектов. 

1.4. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ В РОССИИ 

     В последние годы оценки странового риска, в том числе России, влияющие на решения инвесторов, получили широкое распространение. Это особенно важно для стран с переходной экономикой, инвестиции в которых подвержены особым рискам. Различные рейтинговые агентства используют для оценки таких рисков различные наборы макроэкономических показателей. В табл. 1.2. представлены показатели, ис- пользуемые специалистами Французской компании страхования для внешней торговли (КОФАСЕ) для характеристики экономической ситуации в России и формулирования на этой основе выводов об уровне ее странового риска на 2005 г. 

Основные  показатели развития российской экономики  в 2002—2005 гг.

Таблица 1.2.

  2002 2003 2004 2005
Темпы экономического роста (%) 4,7 7,3 7,5 5,8
Уровень инфляции (%) 15,0 12,0 10,4 8,4
Экспорт (млрд долл.) 90,9 114,6 143,0 144,5
Импорт (млрд долл.) 49,0 60,0 78,0 88,0
Сальдо  торгового баланса (млрд долл.) 41,9 45,6 65,0 56,5
Сальдо  текущего платежного баланса (млрд долл.) 27,5 29,0 34,5 22,0
Отношение текушего сальдо к ВВП (%) 8,0 6,7 5,9 3,3
Внешний долг (млрд долл.) 143,5 180,2 195,5 210,7
 

     Как отмечают эксперты КОФАСЕ, в последние  годы финансовое положение России продолжат улучшаться в основном благодаря поддержанию положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям и государственного бюджета, а также высокому уровню официальных валютных резервов. Эта позитивная динамика объясняется не только уровнем мировых цен на нефть. Определенный успех принесли налоговая реформа и более жесткая и прозрачная бюджетная политика. Наблюдался также рост инвестиций, способствовавший оживлению экономической активности. Однако наметившееся экономическое оживление имеет весьма уязвимый характер, так как российская экономика базируется на добывающих отраслях промышленности, в основном на нефтедобыче, эффективность которой зависит от колебаний мировых цен. Кроме того, развитие сырьевого сектора тормозится его фактической закрытостью для иностранных инвестиций. Что касается конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, то она во многом страдает от завышенной оценки реального курса рубля.

     В политическом плане централизация  властных полномочий в руках президента способствовала усилению политической стабильности в стране. Вместе с тем это создает угрозу ослабления противовесов политике лидера. К тому же приход к власти так называемого «клана силовиков» (в большинстве своем бывших сотрудников КГБ) ставит вопрос о продолжении реализации стратегии реформ. Дело ЮКОСА свидетельствует об ожесточенной борьбе за передел собственности в энергетическом секторе, а также о том, что права собственности в России не защищены должны образом.

     Разразившийся летом 2004 г. непродолжительный кризис ликвидности продемонстрировал низкую прозрачность российской банковской системы, находящейся в состоянии перманентного ожидания радикальных реформ. В целом российская экономика страдает от неразвитости законодательных и институциональных рамок для развития эффективной рыночной экономики. После серьезного финансового кризиса 1998 г. положение с погашением задолженности российских предприятий своим поставщикам, персоналу, банкам и налоговым органам значительно улучшилось: отношение суммы задолженности к ВВП уменьшилось с более чем 50% в 1998 г. до 12,6% в 2003 г. При этом непогашенная задолженность предприятий их поставщикам уменьшилась с 23% ВВП в 1998 г. до 5,4% ВВП в 2004 г., что явилось результатом ускорения экономического роста. Вместе с тем задолженность предприятий сохраняется, а их финансовое положение остается непрозрачным.

     Современная российская экономика характеризуется  рядом сильных и слабых сторон. К сильным сторонам российской экономики относятся:

  • наличие разнообразных природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы;
  • утверждение статуса ведущей региональной и ядерной державы с приходом к власти Д.А. Медведева;
  • принятие в последнее время многочисленных законодательных актов;
  • обеспечение политической стабильности, положительно сказывающейся на экономическом поведении хозяйствующих субъектов.

     К слабым сторонам российской экономики  относятся следующие:

  • недостаточное открытие промышленных секторов для иностранных инвестиций;
  • зависимость национальной экономики от положения на мировом рынке энергоносителей; отсутствие практического осуществления уже объявленных реформ из-за сопротивления экономических субъектов и региональных властей;
  • недостаточность принятых мер в области защиты прав собственности и прозрачности бизнеса для обеспечения благоприятного делового климата.

     Мировой экономический форум, ежегодно собирающийся в Швейцарии, ведет мониторинг конкурентоспособности более 100 стран мира и издает на этой основе доклад по этому вопросу. По данным такого доклада на 2005—2006 гг., Россия занимает 53-е место из 117 стран по уровню глобальной конкурентоспособности. К сожалению, в последнее время Россия начинает утрачивать свои признанные в мире позиции по качеству научно-естественного образования: по этому показателю она опустилась с 21-го места в 2004 г. до 23-го места в 2005 г. По степени развития финансовых рынков страна переместилась по сравнению с 2004 г. с 91-го на 101-е место, а по доступности получения кредитов — с 87-го на 91-е место. Примерно такие же рейтинги и такое же ухудшение положения приводятся в докладе и по таким вопросам, как степень независимости правосудия, эффективность законодательства, защита прав собственности, положение дел с коррупцией и организованной преступностью, огромная дифференциация доходов бедной и наиболее богатой части населения.

     Анализ  сравнительно непродолжительного (немногим более десятилетия) опыта реализации совместных проектов с участием иностранных инвесторов в России позволил выявить ряд специфических рисков, присущих российской экономике, с которыми должны считаться не только иностранные инвесторы, но и российские участники. Эти риски связаны с такими внешними для совместных предприятий факторами, как нестабильность и несовершенство правовой базы, высокий уровень монополизации отдельных сегментов экономики, неустойчивость финансово-кредитной системы, определенный вакуум в сфере объективной комплексной информации о состоянии развития промышленных и др. предприятий. В России во многих случаях сохраняются длительные бюрократические процедуры: переговоры между потенциальными парт- нерами иногда длятся 1—2 года, подписание и утверждение контрактов — 2—3 месяца, согласование и получение лицензии еще 2—3 месяца. Часто эти процедуры столь сложны и запутанны, что позволило некоторым специалистам говорить о новом типе риска — «бюрократическом».

     Кроме того, российские предприятия уделяют  недостаточное внимание выявлению и прогнозированию организационных рисков, связанных в первую очередь с качеством менеджмента, что обусловлено недостаточной подготовкой и отсутствием опыта у российских управляющих, незнанием ими принятых на Западе методик оценки рисков и эффективности инвестиционных проектов, отсутствием команды управления, обеспечивающей преемственность при изменении в персональном составе высшего руководства предприятия. В результате случаются факты, когда жизнеспособный проект практически рассыпался из-за болезни директора и неспособности его заместителей осуществлять должное руководство проектом. Наличие надежной и квалифицированной команды управляющих помогло бы предотвратить такие случаи.

     Особое  внимание при организации совместного  проекта в России следует уделять  анализу и оценке его устойчивости. Дело в том, что в настоящее время российский рынок сырья и комплектующих изделий в значительной степени монополизирован, что делает возможным ценовой диктат поставщиков. Имеются факты, когда после положительного решения об участии иностранного инвестора в финансировании проекта цены смежников повышались в несколько раз. Для минимизации подобных рисков малые предприятия могут создавать запасы материалов и комплектующих, рынок которых монополизирован. Крупные предприятия могут предпринять определенные организационно-правовые меры (например, закрепление в договоре определенных условий и жестких санкций за их несоблюдение) по предотвращению внезапного повышения цен.

     Для успешной реализации инвестиционных проектов в России важным является обеспечение эффективного взаимодействия и поддержки местных (региональных) властей, что может обеспечить получение льгот по местному налогообложению, реальные гарантии по возврату средств и т.д.

     Все эти и другие риски, присущие российской экономике, во многом связаны с переживаемым страной переходным этапом и с течением времени будут смягчаться или вовсе исчезать. Но уже и сегодня осуществление на стадии проработки совместного инвестиционного проекта комплекса специальных организационных мер позволяет минимизировать эти риски. Как показывает опыт успешно действующих в России иностранных инвесторов, затраты на проработку таких мер с лихвой окупаются в ходе реализации проекта.

     Преодоление всех этих трудностей и недостатков  будет способствовать решению одной из главных задач, стоящей перед Россией — задачи повышения конкурентоспособности российской экономики на основе преодоления ее отставания в инвестиционно-технологической области. Решение этой задачи предполагает активное привлечение иностранных прямых инвестиций.

Информация о работе Риски в сфере международного предпринимательства