Роль и значение малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:43, лекция

Описание работы

Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Лекция 1. Роль и значение малого бизнеса.

     Малое предпринимательство является важнейшей  сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление  на товарных рынках, появление самостоятельных  источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.

     Малый бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

     Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью  получения прибыли, экономическая  свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале, а также более высокая оборачиваемость собственного капитала.

     Важная  роль малого бизнеса заключается  в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды  крупных предпринимателей, выпускает специальные товары и услуги. Кроме того, немаловажен вклад малых предприятий в создание валового внутреннего продукта страны и в формирование федерального и региональных бюджетов. Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства рыночного хозяйства, он играет большую роль в становлении конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения общества в товарах, работах, услугах.

     Поэтому изучение данной темы особенно актуально на современном этапе развития рыночных отношений в России.

     Актуальность  темы данной заключается в том, что налогообложение, учёт и отчётность представителей субъектов малого предпринимательства на территории Российской Федерации постоянно изменяются и корректируются. С момента существования налоговой системы и системы контроля были кардинально изменены как методология, так и порядок исчисления налогов различных уровней бюджетов (налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на рекламу и др.), многие налоги были и вовсе отменены (налог с продаж, налог на содержание жилищной сферы), но есть в этих рядах и «новички» (единый налог на вменённый доход, упрощённая система налогообложения, транспортный налог, единый сельскохозяйственный налог).

     Особое  внимание при разработке изменений  и дополнений, вносимых в налоговое  законодательство, уделяется предприятиям малого бизнеса. Одним из перспективных  направлений для рыночной экономики  на сегодняшний день является развитие малого и среднего бизнеса. Такое положение объясняется его следующими выгодными особенностями:

     • повышает уровень благосостояния населения, способствует смягчению социальной напряжённости;

     • создаёт дополнительные рабочие  места и способствует самозанятости  населения;

     • увеличивает спектр, предлагаемых товаров и услуг;

     • придаёт экономике гибкость за счёт оперативного реагирования на изменения  конъюнктуры рынка;

     • способствует притоку капитала;

     • стимулирует развитие инновационной  и научной деятельности;

     • увеличивает доходную базу бюджетов всех уровней.

     Перечисленные выше особенности показывают, что  для России и её регионов развитие малого и среднего бизнеса может  стать существенным фактором, улучшающим социально-экономические условия  жизни населения и развивающим  экономику России.

     Несмотря  на достигнутые успехи в развитии малого предпринимательства, на сегодняшний  день существует значительный потенциал  для роста этого сектора экономики.

     Одним из основных факторов, сдерживающим развитие данного сектора экономики является высокий размер налоговых платежей.

     В связи с введением 1 января 2003 года специальных налоговых режимов, в том числе и упрощённой системы  налогообложения, отмечается увеличение роста предприятий малого бизнеса, а также приток поступлений во все уровни бюджетов.

     С введением главы 26.2 «Упрощённая  система налогообложения» Налогового Кодекса РФ

       Понятие субъектов  малого предпринимательства  в российском законодательстве

     Особенностью  малого бизнеса является наличие  в законодательстве нескольких определений  понятия «малое предприятие». Их можно разделить на три вида.

     Во-первых, это определение, содержащееся в  п.3ст.3 Закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.)

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

     в промышленности - 100 человек;

     в строительстве - 100 человек;

     на  транспорте - 100 человек;

     в сельском хозяйстве - 60 человек;

     в научно-технической сфере - 60 человек;

     в оптовой торговле - 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

     Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Оно определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.

     Во-вторых, это определения малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных  актах субъектов федерации. Можно  сказать, что понятие малого предприятия  в региональном законе может несколько  отличаться от того, что содержится в Законе № 88-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.

     В-третьих, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на специальные налоговые  режимы статья 18 Налогового Кодекса  РФ. Хотя как в первом, так и  во втором случае под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со ст.3 Закона № 88-ФЗ, круг лиц, которые вправе воспользоваться специальными налоговыми режимами значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе № 88-ФЗ.

     Согласно  п.1 ст.3 Закона № 88-ФЗ субъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия не могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и др.

     При отнесении предприятия к той  или иной отрасли необходимо руководствоваться  Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ).

     При этом, в случае, когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота или объем прибыли.

     Однако  в региональном законодательстве возможны случаи, когда власти субъекта федерации  сами определяют, какую деятельность принимать для расчета многопрофильными предприятиями.

     Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются субъектами малого предпринимательства независимо от каких-либо условий, в том числе  и от количества наемных работников.

     Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета малого предпринимательства

     Организация и ведение бухгалтерского учета  субъектами малого предпринимательства  регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Формирование и развитие такой системы - одно из важных направлений Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Основной целью данной программы является приведение российской системы учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

     В настоящее время складывается 4-х  уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 1. 

     Таблица 1. Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации

Уровень Наименование Нормативные документы
Первый Законодательный Федеральные законы,

постановления Правительства РФ,

указы Президента РФ

Второй Нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету
Третий Методический Нормативные акты

(иные чем  положения), методические указания  и методические рекомендации, письма  Минфина РФ

Четвертый Организационно-распорядительный Учетная политика организации
 

     Первый  уровень включает законодательство о бухгалтерском учете. В его  состав входят федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Особое место на этом уровне занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений).

     В законе определены: концептуальные положения  и общие принципы организации  и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность  в этой области юридических и  физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.

     Методологические  основы бухгалтерского учета обозначены в этом законе только в основных чертах. Закон определяет, что методологией учета должны заниматься органы, которым  федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета. Эти органы имеют право разрабатывать и утверждать обязательные для всех организаций на территории России:

Информация о работе Роль и значение малого бизнеса