Система Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:06, доклад

Описание работы

Министерство финансов в российской структуре власти всегда занимало особое положение, по крайней мере, с начала XIX в. Не ограничиваясь «бухгалтерскими» функциями, оно претендовало на то, чтобы держать в своих руках нити всех других министерств и секторов общества, направлять хозяйственную деятельность страны. В конце же XIX в. оно превратилось в нечто грандиозное. В него входили, помимо традиционного казначейства, Монетного двора и таможенного управления, еще три налоговых департамента, департамент торговли и промышленности, департамент железнодорожных дел, Государственный банк, Дворянский и Крестьянский банки, управления кредитных дел, различные комиссии, советы и комитеты. Многое из этого учредил и расширил сам Витте. Общее число служащих более чем в тысячу человек — огромная по тем временам цифра, по сути это было настоящее государство в государстве.

Работа содержит 1 файл

Система Витте.docx

— 19.61 Кб (Скачать)

«Система  Витте»

     Министерство  финансов в российской структуре  власти всегда занимало особое положение, по крайней мере, с начала XIX в. Не ограничиваясь «бухгалтерскими» функциями, оно претендовало на то, чтобы держать в своих руках нити всех других министерств и секторов общества, направлять хозяйственную деятельность страны. В конце же XIX в. оно превратилось в нечто грандиозное. В него входили, помимо традиционного казначейства, Монетного двора и таможенного управления, еще три налоговых департамента, департамент торговли и промышленности, департамент железнодорожных дел, Государственный банк, Дворянский и Крестьянский банки, управления кредитных дел, различные комиссии, советы и комитеты. Многое из этого учредил и расширил сам Витте. Общее число служащих более чем в тысячу человек — огромная по тем временам цифра, по сути это было настоящее государство в государстве.           Разумеется, Витте не стремился к раздуванию штатов. Он привлекал множество деловых, энергичных помощников для реализации своих крупномасштабных планов. Был принят курс на ускоренную индустриализацию с использованием таких «козырей», как громадные природные ресурсы страны, дешевая рабочая сила, активная государственная поддержка и вложения иностранного капитала. Чтобы привлечь зарубежных инвесторов, необходимо было навести порядок государственных финансах и обеспечить твердый курс национальной валюты. Таким образом, требовалось совместить трудно совместимое — крупномасштабные государственные инвестиции и сбалансированный бюджет. Новый министр финансов, конечно, не начинал на пустом месте. При его предшественниках — Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградском железнодорожное строительство уже опять начало переходить в руки государства, был введен протекционистский тариф, ограждавший интересы национальной индустрии, росли косвенные налоги как источник дохода казны, начал накапливаться золотой запас. Но лишь при Витте все это обрело системность, было дополнено другими мерами, что придало цельность всей проводимо программе. Американский историк Теодор фон Лауе так и назвал ее — «система Витте».   Витте исходил из следующей «цепочки развития». Железнодорожное строительство дает точек росту металлургии и топливной индустрии (угле- и нефтедобыче). Обе отрасли стимулируют развитие машиностроения, а последнее, в свою очередь — легкую промышленность. Таким образом, индустриализация под защитой протекционистских тарифов постепенно создает внутренний рынок. Главным звеном всего плана являлось железнодорожное строительство, причем не только с точки зрения влияния на указанные отрасли. Железнодорожное строительство способствовало формированию рынка индустриального труда. Кроме того, с проведением Сибирской магистрали (построенной в основном в годы Витте) началось перемещение населения центральных и южных губерний на Восток, освоение сибирских недр, вывоз местной сельскохозяйственной продукции в Европу, а также экспорт российской продукции в Китай и Восточноазиатский регион. План Витте требовал огромных инвестиций. Где их взять? Одной из статей являлось бюджетное накопление. В 1894 г. Витте ввел винную монополию, что увеличило доходы государства от продажи спиртного на одну четверть. Вместе с тем финансовое ведомство провозгласило целью реформы также улучшение качества крепких напитков и повышение культуры их потребления.           Кроме того при Витте с целью пополнения бюджета были повышены и так уже немалые во времена Вышнеградского косвенные налоги — акцизы на предметы первой необходимости (соль, табак, сахар, спички, керосин и пр.). При Витте пропорция косвенных налогов по отношению к прямым была втрое выше, чем в Германии и вдвое выше, чем во Франции. Это свидетельствовало о степени тяжести налогообложения, чувствительного прежде всего для широких слоев населения. Но и прямые налоги также были увеличены. В целом за период 1893-1902 гг. налоговое бремя выросло почти наполовину, тогда как население — на 13%. Налоги вместе с питейной монополией (по существу разновидность налога) финансировали 3/5 доходной части бюджета.           Одновременно Витте сумел увеличить доходы государственных предприятий и имуществ. Так, используя опыт железнодорожных тарифов, он сначала уменьшил убыточность действовавших железных дорог, а затем даже получил от них небольшую прибыль. Ему удалось также существенно понизить долю бюджетных отчислений на армию и флот — до 22,5% (для сравнения: в 1863 г. они составили 41%, в 1875-85 гг. — 33%). Это дало ему возможность направлять в народное хозяйство (главным образом в промышленность и строительство) до 55% бюджетных ассигнований. Далее, были капитализированы сбережения населения в сберкассах, которые за «десятилетие Витте» увеличились вчетверо. И хотя вкладчики составляли всего 3-4% населения, тем не менее общая сумма вкладов в начале 1900-х гг. была примерно 900 млн. руб. (для сравнения: годовой бюджет в тогдашней России составлял порядка 1,5 млрд. руб.).  Но для обеспечения требуемых казенных заказов и других форм государственного поощрения промышленного развития этих средств было недостаточно. Поэтому министерство финансов прибегало к государственным займам — как внутренним, так и зарубежным. При Витте государственный долг России вырос на одну треть, достигнув в 1903 г. 6,7 млрд. руб. Но, во-первых, государственный долг регулярно и аккуратно обслуживался. Во-вторых, Витте, используя сравнительно благоприятную ситуацию на европейском финансовом рынке (особенно французском), осуществил удачную конверсию внутренних займов во внешние, что понизило процентные выплаты по этим займам и увеличило кредитный фонд более чем на 1 млрд. руб. Все это вместе взятое дало возможность за десятилетие вложить в индустриализацию страны порядка 3,5 млрд. руб. государственных средств, из которых 2,5 млрд. покрывалось за счет внутреннего денежного рынка (займов и накоплений), а 1 млрд. — заграничными займами.   Наконец, отличительной чертой эпохи Витте был активный приток финансов из других стран. По мнению Сергея Юльевича, Россия имела все необходимое для быстрого развития промышленности. Богатства ее недр и низкая заработная плата рабочих являлись благоприятной предпосылкой для этого. Не хватало лишь свободных капиталов, так как внутреннее накопление происходило медленно. Витте поэтому видел единственную возможность несколько форсировать промышленное развитие страны не иначе как при непосредственном содействии иностранных капиталов путем привлечения их в разные отрасли промышленности. В 1893-1900 гг. в России возникло около 200 новых иностранных (или с участием иностранцев) акционерных обществ. В акционерных коммерческих банках иностранцам принадлежало 42,6% основного капитала. Такой прилив зарубежного капитала прямо стимулировался министерством финансов через низкие налоги, казенные заказы и пр. Сам Витте полагал, что ему удалось привлечь примерно 3 млрд. руб. иностранных инвестиций , и эта цифра экономическими историками не оспаривается.  Приход иностранного капитала в Россию был также во многом стимулирован введением твердой национальной валюты — золотого рубля, что было осуществлено Витте в 1897 г. В своих «Воспоминаниях» Витте напишет, что эту «величайшую» или «крупнейшую» реформу ему удалось осуществить «против течения» и только благодаря доверию к нему императора.   Помимо этого, «система Витте» включал целый ряд других звеньев и мероприятий, нацеленных на индустриализацию страны. Витте внес также большой вклад в развитие экономической и деловой прессы. Им были основаны «Торгово-промышленная газета», журнал «Русское экономическое обозрение», «Статистический ежегодник» и другие издания.Все это вместе взятое и обеспечило столь значительные показатели экономического подъема. 

     Предпринимательство

     Политика  индустриализации, разработанная Витте, требовала значительных капиталовложений из бюджета. Перспективной ее целью  было в течение примерно десяти лет  догнать промышленно развитые страны Запада, прочно укрепиться на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.           Одним из источников получения капитала было введение государственной монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные (они в 90-е гг. возросли на 42,7 %). Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото. Последнее позволило привлечь в российскую экономику иностранный капитал, так как иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли. Успех проводимой Витте экономической политики обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с активным и эффективным участием государственных властных структур, таких, как Государственный банк и Министерство финансов России, во всех преобразованиях. Итогом такой тактики стало, например, учреждение в 1890 г. для проникновения на рынки Китая, Монголии, Кореи, Персии русско-китайского, русско-корейского банков и учетно-ссудного банка Персии. От иностранной конкуренции отечественную промышленность ограждал таможенный тариф.      Правительство поощряло частное предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900-1903 гг. правительство щедро субсидировало и казенные и частные предприятия. Широкое распространение получила концессионная система, выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулом для отечественной промышленности.        Экономическая программа Витте пользовалась поддержкой царя: Николаю II импонировала в ней возможность укрепить экономическое могущество России, практически ничего не меняя в самодержавной системе государственного управления.   Реальным результатом экономической политики Витте стало ускоренное развитие промышленного и железнодорожного строительства. В период с 1895 по 1899 г. в среднем в стране строилось 3 тыс. километров путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти.            Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования, ориентированные на прибыль, не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.         Нужно сказать и о том, что среди российских предпринимателей высоко ценились умение добиться заинтересованности у своих служащих в работе на данной фирме, стабильности, умение торговать прибыльно, но дешевле своих конкурентов.       Усилению этих традиций способствовало и начавшееся в XX в. объединение российских предпринимателей в союзы: съезды российских предпринимателей, комитеты. Так, в октябре 1906 г. по инициативе Московского биржевого комитета и С.Т. Морозова* был создан Совет съездов представителей промышленности и торговли.

     В годы экономического кризиса 1900 — 1903 гг. правительство  щедро субсидировало и казенные, и частные предприятия. Получает распространение концессионная  система, выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам. Все это было хорошим стимулятором отечественной промышленности.     Однако процесс индустриализации в России шел противоречиво. Капиталистические методы хозяйствования (прибыль, себестоимость и т.д.) не коснулись государственного сектора экономики — крупнейшего в мире. Это были заводы оборонного значения. И это создавало определенный дисбаланс в капиталистическом развитии страны.      В своей реформаторской деятельности Витте пришлось испытывать сопротивление со стороны аристократии и высшего чиновничества, имевших большое влияние на царствующих особ. Наиболее активным противником Витте был министр внутренних дел В.К. Плеве. Его курс социальной политики — это противодействие реформам, отстаивание консервативного принципа развития, сохраняющего неизменно привилегии дворянства на власть, а, следовательно, сохранение феодальных пережитков. Эта тенденция противоборства реформ и контрреформ на рубеже двух веков закончилась не в пользу Витте.      Изменения мировой экономической конъюнктуры на рубеже XIX — XX вв. привело к кризису отраслей, интенсивно развивавшихся в 90-е гг. — металлургии, машиностроения, нефте- и угледобывающей промышленности. Противники министра обвинили его в спаде российского производства, называли его политику авантюрной и губительной для России Недовольство политикой Витте привело к отставке в 1903 г.       На политическую арену он вернулся осенью 1905 г. в качестве главы Совета Министров. В августе 1905 г. ему удалось заключить Портсмутский мир с Японией, за этот дипломатический успех Николай II даровал ему титул графа. Российский реформатор вновь оказался востребованным в политической жизни страны. 

Информация о работе Система Витте