Становление института предпринимательства и его роль в формировании современной рыночной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

Институт предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма

Работа содержит 1 файл

николаев.docx

— 21.30 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему «Становление института предпринимательства  и его роль в формировании современной  рыночной системы» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы

1475 Попова  Е.Д. 
 
 

   Казань - 2011

   Институт предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

     В  экономической теории понятие  «предприниматель» появилось в  XVIII в. и часто ассоциировалось  с понятием «собственник». У  его истоков стоял английский  экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

   А. Смит также характеризовал предпринимателя  как собственника, идущего на экономический  риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам  планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п.

       И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества. 

Началом становления  предпринимательства в Российской Федерации считается принятие в 1992 году решения Российского правительства  уничтожившего институты административного  регулирования производства. Так  был упразднен Государственный  плановый комитет, который разрабатывал централизованные планы и прогнозы социально-экономического развития. Прекратил  свое существование Государственный  комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал  все отрасли средствами производства.

           Так, например, российский малый  бизнес (основная часть предпринимательства)  зародился 18 июля 1991 года, когда Постановлением  Правительства Российской Федерации  № 446 были введены критерии  отнесения предприятий к категории  малых, определены общие условия  и правила их функционирования.

           На начало реформ пришелся  мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего  в его малых формах. За 1992 год  было создано порядка 190 тысяч  новых малых предприятий, в  1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот  процесс сыграл решающую роль  в зарождении в России частного  сектора, наполнение которого  шло главным образом за счет  малых предприятий. К 1995 году  порядка 65% всех российских частных  предприятий были малыми.

           За прошедшие 10 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Определены цели и задачи государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

            Достигнутый уровень развития  предпринимательства наглядно отражают  данные государственной статистики: к концу 2000 года число малых  предприятий составило порядка  891 тысячи, приблизившись к отметке  1994 года.  

   Перечислим  проблемы, которые возникли на пути предпринимательства в основном по вине государства:

  • ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта);
  • доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров;
  • чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов предпринимательства к бегству в "теневую" экономику;
  • региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах;
  • неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе;
  • неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования;
  • дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти. Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).
 

Роль  предпринимательства  в формировании современной  рыночной  системы. 

Предпринимательство в целом, как наиболее активная и творческая форма бизнеса, по своей сути является инновационным процессом, поскольку независимо от сферы деятельности оно связано с поиском новых комбинаций факторов производства и потому определяет основные направления экономического развития на всех этапах хозяйственного механизма. Прежде всего, это новые технологии, новые материалы, новое более производительное оборудование, новые системы организации производства и управления. Все инновации являются в настоящее время важнейшим производственным ресурсом, позволяющим значительно повысить не только производительность труда, но и эффективность воспроизводственного процесса в целом.

Предпринимательская деятельность органично вписывается  в воспроизводственный процесс, а именно, обеспечивает его непрерывность, поскольку создает основу для  воспроизводства потребительского спроса в условиях постоянно возрастающих и меняющихся потребностей индивидов, социальных групп и общества в  целом. 
Конкурентная природа предпринимательства обеспечивает реализацию такой важной функции, как способность устранять производственные диспропорции в ситуациях несбалансированности, а также нивелировать социальную рассогласованность. Это значит, что предпринимательство является той силой, которая объединяет общество и обеспечивает его гармоничное развитие, так как оно берет на себя координацию неизбежных и необходимых случаев несогласованности, вызванных этим развитием. 
На наш взгляд, наиболее оптимальной формой бизнеса, способной устранять диспропорции, является малая форма организации предпринимательской деятельности, в силу специфических особенностей, присущих ей. Малое предпринимательство органично встроено в общую систему общественного воспроизводства, что создает условия для развития сфер и отраслей экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и сбалансированный характер. 
Анализ структуры малых предприятий в отечественной экономике отражает несбалансированность их распределения по основным видам деятельности. По-прежнему наибольшая доля таких предприятий концентрируется в сфере торговли и посреднических услуг, в то время как на долю обрабатывающих производств, строительства приходится их незначительная часть. Таким образом, в настоящее время малое предпринимательство в России не является движущей силой структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики.

Информация о работе Становление института предпринимательства и его роль в формировании современной рыночной системы