Становление предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Работа содержит 1 файл

конференция.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

 

Введение.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях хозяйственной  деятельности. Одним из важнейших  направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран  современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтому  возрождение России невозможно осуществить  без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так  как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой  экономическое и социальное развитие.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических  отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Таким образом, предпринимательство  выполняет не только экономические  функции, оно теснейшим образом  связано со всеми сферами жизнедеятельности  общества. Знание состояния и тенденций  развития предпринимательства, выявление  его связей и зависимостей с другими  структурными элементами общества, позволяет  более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления  гражданского общества в России.

 

Сущность предпринимательства

 

Предпринимательство—самостоятельная осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

В России данная сфера деятельности регулируется предпринимательским правом (совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ей)

Предпринимательством можно  заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство. Для начала предпринимательской деятельности необходим стартовый капитал.  Источниками стартового капитала для начала предпринимательской деятельности могут быть:

  1. Собственные средства. (Для индивидуального предпринимателя— его личные средства и сбережения, собственное имущество. Для юридического лица—его уставный капитал, формируемый учредителями.)
  2. Займы в банке или у знакомых (долговое финансирование).
  3. Безвозмездная помощь (гранты или субсидии).

Кроме того для помощи начинающим предпринимателям существуют правительственные  и общественные организации, технопарки и бизнес-инкубаторы.

Формы предпринимательства:

  1. Индивидуальное
  2. Коллективное
    1. Полное товарищество
    2. Товарищество на вере
    3. Общество с ограниченной ответственностью
    4. Общество с дополнительной ответственностью
    5. Закрытое акционерное общество
    6. Открытое акционерное общество
  3. Государственное

По степени законности выделяют законное, незаконное (Ст. 171 УК РФ) и лжепредпринимательство (Ст. 173 УК РФ).

По характеру деятельности различают производственное, торгово-коммерческое, кредитно-финансовое, сервисное (оказание услуг) и др.

 

Условия необходимые  для формирования предпринимательства

Предпринимательская деятельность может существовать и развиваться  в любой стране лишь при наличии  определенных объективных и субъективных условий. К объективным условиям успешного предпринимательства относятся следующие:

  1. благоприятная правовая среда - это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятия: защита предпринимателя от государства бюрократизма: совершение налогового законодательства
  2. благоприятная экономическая среда, выражающаяся набором необходимых условий экономического характера: частная или коллективная собственность на капитал, продукт и доход; свобода выбора деятельности в пределах законодательства страны; свобода в назначении цен, свобода выбора места использования рабочей силы; конкуренция. На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, заемных средств, к которым готовы обратится предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения. Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктур рынка, с помощью, которой предприниматели могут устанавливать деловое взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки оказание финансовых услуг, поставщики снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментами и др. оптовые и розничные продавцы предоставление услуг по доведению товаров до потребителя, специализированные фирмы и учреждения предоставление профессиональных юридических, бухгалтерских, посреднических услуг агентства по трудоустройству оказание помощи в подборе рабочей силы : учебные заведения обучение рабочих и специалистов служащих прочие агентства рекламные ,транспортные, страховые ,и др. средства связи и передачи информации.
  3. благоприятная социальная среда это благожелательное, или хотя бы терпимое, отношение всего населения к предпринимательству и к предпринимателям. Если же в стране господствует зависть к предпринимателям, раздражение по поводу предпринимательской деятельности или же угрозы в адрес предпринимателей, никакие государственные законы не смогут стимулировать рост предпринимательской деятельности.

Все сказанное относится  к объективным условиям развития предпринимательства, т.е. таким, которые  не зависят непосредственно от самих  предпринимателей, а диктуются общественно-экономическими условиями страны.

Наряду с объективными условиями большое значение для  успешного предпринимательства  имеет и субъективный фактор. Субъективный фактор означает внутреннюю готовность субъекта к предпринимательству  и определяется природными способностями  и накопленными знаниями субъекта. Субъективный фактор включает в себя три составляющих момента: желать (хотеть) что-то делать для получения дохода; знать, как делать; уметь делать.

 

Становление предпринимательства  в России

 

Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел  в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы  для частнопредпринимательской  деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения  на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления  и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к  осени 1992 г., правительство самоустранилось  от какой-либо активной экономической  политики, ссылаясь на то, что без  государства и, соответственно, без  правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим местам. Провозглашалось, что зарождающимся рыночным силам не надо мешать, а предпринимательские усилия широких масс населения решат все проблемы. Во главу угла была поставлена масштабная приватизация, которая, как утверждалось, должна будет создать широкие слои собственников, умеющих работать и в то же время отстаивать свои интересы, т.е. сформировать российский средний класс.

В России приватизация проводилась  двумя способами:

  1. мелких предприятий - продажей на аукционах;
  2. крупных - преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, единая энергетическая система).

Отсутствие опыта, особенности  социальной структуры, сложившейся  в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный  курс проведения способствовали возникновению  определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось  создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной  собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией  открылись широкие возможности  для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и  акций) в значительных размерах нужны  были крупные средства, а они имелись  в то время в основном у "теневиков". Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась  без должного представления о  перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто  прекращалось производство, они переоборудовались  под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет  сделать следующие выводы:

  1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
  2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
  3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;
  4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
  5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
  6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес  представляют принципы, заложенные в  программу приватизации 1998 г. Это  программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована  на получение максимальной прибыли  от продажи не контрольных, а более  мелких пакетов акций в целях  борьбы с монополизмом отдельных  финансово-промышленных групп и  развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано  большое количество случаев перепродажи  предприятий, массовая скупка акций  перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился  передел собственности.

Основными направлениями  дальнейшей трансформации собственности  является постепенное сокращение числа  мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность  все же сохранит свою значимость и  функцию опорного звена всей хозяйственной  цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности  использования собственности путем  увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или  выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений "новых" собственников  со "старыми" управленцами могут  способствовать жесткая правовая позиция  государства, организация широких  программ обучения руководства крупных  предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнесконсультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев.

Снятие административно-уголовных запретов на элементарные виды предпринимательской деятельности способствовали бурному росту числа малых предприятий по всей стране: 1992 г. был годом самых высоких с середины 80-х гг. и по сей день темпов роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых на них. В определенном смысле этот факт феноменален, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга значительно подорвали финансовую базу основной массы малых предприятий. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Можно констатировать, что в условиях провозглашения начала рыночных реформ российское МП продемонстрировало свои позитивные возможности. Его важнейшими функциями стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через «самозанятость», предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто лишь формальной занятости) средств к существованию. В основном речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве, на которые приходилось более 50% малых предприятий. 
Следует вспомнить и о повсеместном появлении вещевых и продуктовых рынков наподобие «блошиных». На пустырях, привокзальных площадях, рядом с крупными универмагами ежедневно появлялись десятки новых лотков с всевозможным недорогим товаром. Если в начале 1992 г. на прилавках лежало немало товаров, произведенных российскими кооперативами (столь многообещающими в «перестроечные» годы), то уже к его концу это был в основном импорт. Рублевая гиперинфляция, а также сверхвысокое налогообложение в сочетании с заниженным официальным курсом доллара к рублю поставили на колени всю российскую промышленность. Подавляющая часть продукции российских предприятий стала совершенно неконкурентоспособной по отношению к импорту. Крупные и средние предприятия останавливались одно за другим. Сотни тысяч людей оказывались без средств к существованию, и в этих условиях мелкая торговля на ярмарках и рынках, а также посредничество оказывались вполне приемлемым выходом для них

Информация о работе Становление предпринимательства в РФ