Субъекты и формы предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) .

Работа содержит 1 файл

Фуфло.docx

— 29.17 Кб (Скачать)

Тр - платежи МП франчайзеру  за управленческие технологии, консалтинг. 

При заключении франчайзингового договора МП необходимо проанализировать перспективы целевого товара и услуги на предполагаемом рынке сбыта, стоимость  ресурсов и услуг, поставляемых крупной  фирмой (должна находиться в пределах отраслевых норм), эффективность предоставляемых  технологий и продуктов (желательно проанализировать экономические показатели других предприятий-франчайзи), экономические  показатели деятельности франчайзера. 

Коммерческие франчайзинговые  соглашения являются наиболее распространенной формой обязательственных отношений  по использованию комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса), включающего  право использования фирменного наименования и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) для  предпринимательской деятельности. Несмотря на это, франчайзинговые соглашения исследованы в отечественной  юриспруденции явно недостаточно, что  является одной из причин нераспространенности этой простой и удобной в организационном  отношении формы производства и  реализации товаров, работ и услуг  в Республике Беларусь. Любая франчайзинговая  компания, будучи вовлеченной в международную  торговлю, на практике часто сталкивается с проблемой подготовки и подписания франчайзинговых соглашений. 

Договор франчайзинга является традиционным для англосаксонской  системы права и не распространен  в странах романо-германской (континентальной) системы права, к которой принадлежит  Республика Беларусь. Между тем, необходимость  использования договора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единой франчайзинговой модели осуществления предпринимательской деятельности. 

В действующем Гражданском  кодексе Республики Беларусь (далее - ГК) франчайзинговое соглашение впервые  квалифицируется как самостоятельный  тип договора, который называется договор комплексной предпринимательской  лицензии. В соответствии с п. 1 ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательской  лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и  охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя. 

В отношении франчайзинга Республикой Беларусь не заключено  каких-либо международных нормативно-правовых соглашений. Во многих странах правовое регулирование франчайзинговой  деятельности осуществляется в основном на уровне национального гражданского законодательства. В ГК правовое регулирование  франчайзингового соглашения, как самостоятельного типа договора, незначительно. Как отмечено выше, законодатель лишь дал его  определение и ограничил возможность  применения договора франчайзинга случаями, прямо предусмотренными законодательством. Специальное законодательство о  франчайзинге в Республике Беларусь пока не создано. 

По форме и содержанию франчайзинговые соглашения весьма разнообразны. 

Наиболее простым  типом договорных отношений, которые  получили распространение в сфере  торговли, являются товарные франчайзинговые  соглашения. Они предусматривают  существенные условия распределения  товаров крупной компании (франчайзера  или правообладателя), которая достаточно известна рядовому потребителю. Для  такого типа договорных отношений больше всего подходит продукция, которая  имеет известную торговую марку  и требует комплекса предпродажных  и послепродажных услуг. 

Небольшие предприятия (франчайзи или пользователи) выполняют  две принципиально важные функции: 

1) предоставление  уставного капитала для создания  юридического лица; 

2) руководство созданными  торговыми объектами. 

Чаще всего товарные франчайзинговые соглашения заключаются  в сфере торговли транспортными  средствами. 

Учитывая, что в  настоящее время в Республике Беларусь договор франчайзинга может  использоваться в гражданском обороте, его следует отличать от сходных  обязательств. 

По предмету. Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры, предусматривающие  передачу права на использование  объектов интеллектуальной собственности. Ряд авторов даже рассматривают  франчайзинговые соглашения как  разновидность лицензионных договоров, так как основу предмета договора франчайзинга также составляет передача права на использование исключительных прав как объектов интеллектуальной собственности. Основное отличие между  этими обязательствами заключается  в том, что целью франчайзинговых  соглашений всегда является создание новых предпринимательских комплексов, а для лицензионных договоров  не имеет значения цель такого использования. Кроме того, предмет договора франчайзинга не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в  пользование и включает в себя элементы договоров на возмездное оказание услуг и купли-продажи. 

По сроку действия и территории. Франчайзинговые соглашения обычно носят длительный характер. В их основе, в отличие от договоров  об исключительном импорте (международной  купли-продажи товаров), лежат не разовые юридические действия, а  осуществление предпринимательской  деятельности на определенной территории и в течение определенного  срока или бессрочно. 

По субъектному  составу. Отличие франчайзинговых  соглашений от предпринимательских  договоров, связанных с управлением  одним юридическим лицом другим юридическим лицом состоит в  том, что пользователь, предлагая  потребителям товары или оказывая услуги с использованием фирменного наименования или товарного знака (знака обслуживания) правообладателя, действует от своего имени и несет самостоятельную  имущественную ответственность  по своим обязательствам. 

Договору франчайзинга и договору управления свойственны  контроль и фактическое управление со стороны одного лица по отношению  к другому лицу. Но гражданское  законодательство некоторых государств предусматривает ответственность  управляющего лица по обязательствам контролируемого им лица. 

Законодательство  Республики Беларусь устанавливает  определенные правила, которые необходимо учитывать при заключении франчайзинговых  соглашений. 

Во-первых, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании порядка  проведения и контроля внешнеторговых операций" (с изменениями и  дополнениями) от 4 января 2000 года №7 во внешнеторговом договоре необходимо указывать  дату и место его заключения, предмет  договора, состоящий из отчуждаемых  имущественных прав, условия расчетов, валюту платежа, срок действия договора, ответственность сторон, порядок  разрешения споров, а также наименования, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон. 

Во-вторых, валютное законодательство устанавливает правило, согласно которому расчеты между  резидентами должны производиться  в национальной валюте. Так, если стороны  соглашения являются резидентами Республики Беларусь и по условиям соглашения пользователь уполномочен принимать  от имени правообладателя платежи, то франчайзи будет нести дополнительные расходы, связанные с конвертацией, поскольку расчеты в иностранной  валюте между резидентами в данном случае недопустимы. 

В-третьих, законодательство Республики Беларусь о внешнеэкономической  деятельности обязывает стороны  указывать в соглашении все виды предпринимательской деятельности, которые будут осуществляться в  соответствии с договором, а также  объем прав, входящих в лицензионный комплекс. В договоре может быть установлен минимальный и максимальный объем их использования, указана  или не указана территория использования  применительно к определенной сфере  деятельности (продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных  пользователем, оказание услуг, выполнение работ). 

В-четвертых, разные объекты интеллектуальной собственности, передаваемые в соответствии с франчайзинговыми соглашениями, имеют различную охраноспособность  и присущие им способы защиты. При  передаче права на использование  фирменного наименования в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г., участницей которой является Республика Беларусь, его охрана осуществляется без регистрации. Пункт 4 ст. 50 ГК указывает, что такая регистрация возможна. Порядок регистрации и использования  фирменных наименований предусмотрен действующим гражданским законодательством  Республики Беларусь (§1 гл. 67 ГК). На практике регистрация фирменного наименования производится одновременно с регистрацией соответствующей коммерческой организации  путем внесения в Единый государственный  регистр юридических лиц данных о государственной регистрации, включая фирменное наименование. 

Коммерческие франчайзинговые  соглашения получили распространение  и признаны самостоятельными объектами  правового регулирования более  чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них. Необходимость законодательного урегулирования процедуры заключения франчайзинговых соглашений обусловлена особенностями системы возникновения и закрепления исключительных прав, а также спецификой правового статуса субъектов франчайзинга. 
 
 

3. Финансирование  деятельности малых предприятий:  коммерческое кредитование 

Одним из основных факторов, ограничивающих развитие малых предприятий, является отсутствие реальных возможностей получения финансирования. Банки  обычно предъявляют к ним довольно жесткие требования по гарантиям  возврата кредита ввиду отсутствия у них достаточно длительной кредитной  истории и наличия повышенных рисков. Малому бизнесу присуща специфическая  структура активов с незначительной долей недвижимости, которая могла  бы использоваться в качестве залога возврата кредита. Это также усложняет  поиск сторонних источников финансирования. Кроме того, банковский сектор в  большей мере ориентирован на обслуживание крупных компаний, что существенно  повышает издержки кредитования малых  предприятий и приводит к повышению  ставок по кредитам. 

Поэтому поддержка  малого бизнеса в финансовой сфере  связана с созданием условий  для удешевления кредитов его  субъектам, а также с формированием  специальных институтов и инструментов, облегчающих доступ малых предприятий  к источникам финансирования. Одним  из таких инструментов является микрокредитование. 

Микрокредитование - это предоставление небольших краткосрочных  кредитов предпринимателям, занятым  в сфере малого бизнеса. Этот вид  кредитования отличают несколько принципиальных особенностей: 

-сумма получаемого  впервые кредита обычно не  превышает 50 % валового внутреннего  продукта, приходящегося на душу  населения той страны, где осуществляется  программа микрокредитования; 

-микрокредиты выдаются, как правило, на срок до 12 месяцев.  Это, с одной стороны, стимулирует  своевременный возврат заемных  средств, поскольку заемщик может  рассчитывать на получение новых  кредитов. С другой стороны, краткосрочный  характер кредита снижает степень  риска и повышает эффективность  использования заемных средств; 

-процентные ставки  по микрокредитам находятся на  уровне рыночных значений для  банковских кредитов или даже  превосходят их. 

В качестве формы  обеспечения кредита используется залог, а также поручительство группы заемщиков. В последнем случае несколько (обычно 4-6) человек - знакомых, родственников, соседей - объединяются в группу, которая  несет солидарную ответственность (известный принцип «круговой  поруки») за возврат кредита, полученного  каждым членом этой группы. Используя  именно такую форму обеспечения, программы микрокредитования добиваются 95-98 % возвратности кредита. 

Институты микрокредитования - это своеобразные финансовые посредники, которые, с одной стороны, аккумулируют предназначенные для микрофинансирования  средства, поступающие из разных финансовых источников, а с другой - обеспечивают доступ субъектам малого бизнеса  к финансовым ресурсам и сопутствующим  услугам. 

Роль институтов микрокредитования могут выполнять: сберегательные и универсальные  банки; кредитные союзы; общественные организации; специализированные банковские учреждения. 

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей был  образован Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 28 января 1992 г. № 36, в настоящее время Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с  Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136, которым утверждено положение о нем. 

Основными задачами Белорусского фонда финансовой поддержки  предпринимателей являются: 

- финансовое обеспечение  государственной политики поддержки  малого предпринимательства путем  участия в финансировании соответствующих  государственных, отраслевых и  региональных программ, а также  мероприятий, проводимых Министерством  экономики; 

Информация о работе Субъекты и формы предпринимательства в Республике Беларусь