Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности. Приватизация сельского хозяйства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить предпринимательство и предпринимательскую деятельность.

Исходя из этой цели рассмотрим следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность и виды предпринимательства;

- изучить классификацию предпринимательской деятельности;

- определить виды предпринимательской деятельности.

Содержание

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 5
1.1 Понятие и содержание предпринимательства 5
1.2 Сущность и функции предпринимательства 7
1.3 Виды предпринимательской деятельности 9
Глава 2. Приватизация сельского хозяйства в Казахстане 10
2.1 Приватизация – формы, цели и признаки 10
2.2  Объекты и субъекты приватизации 11
2.3 Экономическое состояние сельского хозяйство в Казахстане 12
Глава 3. Пути совершенствования сельского хозяйства в Республике Казахстан и его интенсификация в условиях рыночной экономики. 14
3.1 Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане 14
3.2 Кластерное развитие 16
3.3 Проблемы и перспективы сельского хозяйства при вступлении в ВТО 17
Заключение 20

Работа содержит 1 файл

курсовая экономическая теория.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

     3.3 Проблемы и перспективы сельского хозяйства при вступлении в ВТО

     Казахстан, как и многие другие страны уже  десять лет стремится стать членом всемирной Торговой Организации (ВТО). Желание благое, ибо это будет способствовать дальнейшей интеграции страны в современные хозяйственные связи.

     Процесс вступления Казахстана, как правило  датируют моментом подачи заявки, т.е. 1996 годом. Процесс длится уже 10 лет. (Для сравнения: у Китая на это ушло 14 лет). В течение многих лет правительство Казахстана утверждает, что осталось совсем немного до того момента, когда республика станет полноправным членом этой организации. Однако, воз и ныне там.

     Не  будем обвинять правительство в  медлительности, процесс этот действительно сложный и продолжительный, а, самое главное, окончательное решение абсолютно не зависит от желания одной страны.

     Думаем, что винить казахстанское правительство  в медлительности нет видимых  оснований. Разве что не стоит  так часто и громогласно заявлять, что решение уже принято. Вхождение в ВТО может состояться при учете сложного баланса интересов: во-первых, необходимо максимально отстаивать национальные интересы Казахстана; во-вторых, присоединение практически невозможно без учета интересов стран-членов ВТО.

     При вступлении любой страны в ВТО  имеются так называемые чувствительные отрасли: отрасли, производители которых  в наибольшей степени уязвимы, когда  страна становится членом данной организации.

     В Казахстане имеются три чувствительные отрасли – сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность.

     Исторически (еще с советских времен) именно эти отрасли являются наиболее проблемными  секторами экономики республики.

     Что же представляет собой сельское хозяйство  Казахстана?

     Думаю, что необходимо прежде всего обратиться к статистическим данным.

     Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7 млн. га, в  том числе пашня – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища – 189 млн. га.

     Климатические условия республики позволяют в  большинстве регионов выращивать зерновые культуры, на орошаемых землях в южном регионе – возделывать хлопчатник, табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады.

     В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе.

     Относительно  низким является и качество земли.

     Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета свыше 50 единиц, позволяющий эффективно возделывать сельскохозяйственные культуры.

     Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия для развития животноводства. Однако ввиду недостаточной обводненности пастбищ в 2004 г. сельскохозяйственными производителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28% их общей площади.

     В период трансформационных процессов  доля сельского хозяйства в валовом  внутреннем продукте (ВВП) снизилась  с 34% до 6,4%, т.е. более чем в 5 раз.

     Такие структурные изменения соответствуют  общемировым тенденциям. Для сравнения: доля сельского хозяйства в ВВП России за эти годы снизилась с 17 до 5 процентов, в Латвии – с 22 до 4 процентов, в Литве – с 27 до 6 процентов, в Эстонии – с 17 до 4 процентов, в Чехии – с 6 до 3 процентов. Добавим, что в самых развитых странах доля сельского хозяйства не превышает 1% ВВП.

     Динамика  производства валовой продукции  сельского хозяйства имеет неустойчивую тенденцию. В частности, темпы производства продукции животноводства растут медленно, а темпы роста продукции растениеводства имеют значительные колебания по годам.

     Такая ситуация обусловлена двумя причинами.

     Во-первых, в кризисные 90-е годы в животноводстве было отмечено значительное снижение поголовья скота, а его нынешний рост предопределяется их медленным  естественным приростом.

     Во-вторых, растениеводство весьма сильно зависит  от природно климатических условий.

     Основными производителями продукции сельского  хозяйства являются личные подсобные  хозяйства населения, на долю которых  приходится более 50% валовой продукции  отрасли, в том числе около 86% – продукции животноводства.

     Анализ  состояния сельского хозяйства  свидетельствует, что в целом  ситуация здесь по-прежнему характеризуется  нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Для развития сельского хозяйства  страны характерен экстенсивный тип развития.

     К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного  сектора экономики республики, можно  отнести:

     - слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной  продукции;

     - снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно к производству;

     - высокий уровень накопленной  задолженности сельхозпроизводителей  по обязательствам;

     - существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий;

     - неэффективное использование природно-климатического  потенциала местности при возделывании  сельскохозяйственных культур и  выращивании животных;

     - нерациональное использование пашни;

     - многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов;

     - недостаток квалифицированных кадров  и рост численности самостоятельно  занятых, что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве;

     - низкий уровень доходов сельского  населения. 
 

 

     

Заключение

 

     Проведенный анализ позволяет сказать о том, что благодаря системной работе по осуществлению диверсификации растениеводства на основе его специализации, внедрению в производство современных технологий и прогрессивных методов земледелия, росту объемов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличено производство сельхозкультур.

     Развитие  сельских территорий имеет свою специфику  и неразрывно связано с сельскохозяйственным производством. Реструктуризацию надо проводить только при наличии  реальных гарантий эффективного функционирования предприятий и соблюдении ими  культуры землепользования. Эти два хозяйственно-экономического механизма в единстве не учитываются и реально не действуют. Вследствие неучтенных моментов уровень экономического развития аула заметно отстает от потребностей населения и общественных перемен в силу множества причин:

     - не сложилось хозяйственное отношение  человека и гражданина к земле,  а законодательство земельных  отношений не превратилось в  действующий государственный механизм  регулирования земельных отношений.  Структурная слабость института  аграрной реформы не в состоянии снять или решить вопрос об общественном неравенстве;

     - сокращение государственных закупок.  В этой сфере наблюдаются путаница  и коррупция, а рыночная инфраструктура  не развита. Нарушение законов  ценообразования или землепользования  в АПК стало его характерным моментом. Расширяется интеграция посредников и налоговиков на основе взятки и сделки. Много лет подряд процветает антиэкономическая деятельность посредников. Кризис взаимных платежей оказался выгодным скорее посредникам;

     - не развит казахстанский рынок средств производства и услуг для села. Отмена монополии государства на землю означала создание условий для развития в ауле различных форм хозяйствования при свободе выбора их крестьянами. Рынок средств производства и услуг нуждается в рыночных механизмах распределения ресурсов и установления связей производителей и потребителей продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

     Пока  система государственного регулирования  сельского хозяйства не адекватна  рыночным отношениям.

     1) В работе были рассмотрены основные этапы исторического развития сельского хозяйства;

     2) дана оценка современного состояния  сельскохозяйственного производства;

     3) выявлены основные направления  производственной и научно-исследовательской  деятельности, рассмотрены перспективы развития;

     4) дана подробная характеристика  аграрного сектора и материально-технической  базы в Республике Казахстан.

     5) выявлены основные проблемы в  области сельского хозяйства  и пути их решения;

     6) описана роль и значения проводимой  аграрной реформы

      
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности. Приватизация сельского хозяйства в Казахстане