Сущность коммерческого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

Содержание

1.Сущность коммерческого предпринимательства
2. Роль малого бизнеса в экономике страны
2.1 Социальная роль малого предпринимательства
2.2 Политическая роль малого предпринимательства
2.3 Экономическая роль малого предпринимательства
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

контрольн по оргган предприним.docx

— 24.91 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1.Сущность   коммерческого предпринимательства        

2. Роль малого бизнеса в экономике страны

     2.1 Социальная роль малого предпринимательства 

      2.2 Политическая роль малого предпринимательства 

     2.3 Экономическая роль малого предпринимательства 

Используемая  литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность   коммерческого предпринимательства        

        Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.  

  Коммерческое (торговое) предпринимательство, суть этого вида предпринимательства состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг. Коммерческое предпринимательство отличается от производственного предпринимательства тем, что оно не предусматривает необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с производством продукции, поскольку коммерческий предприниматель приобретает материальные ресурсы в виде готового товара с последующей его продажей потребителю.

     Принцип организации торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает  непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового  предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

     Коммерческое  предпринимательство охватывает все  виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или  товар на товар. Хотя основу коммерческого  предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

     Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Для успешного  занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный  спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство  более мобильно, изменчиво, так как  непосредственно связано с конкретными  потребителями. Считается, что для  развития торгового предпринимательства  должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования. 
 
 

     2. Роль малого бизнеса в экономике страны 

     Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может  гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта.

     В любой стране, правительство и  президент уделяют огромное внимание развитию бизнеса и предпринимательства. Ведь бизнес - это зачастую самый  главный пункт дохода бюджета.

     Роль  малого предпринимательства в мировой  экономике резко возросла в 80-90-е  годы. По данным ООН, в целом на малых  и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения  и производится 33-60% национального  продукта.

     Предпринимательство, как одна из форм взаимоотношения  в обществе способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного  потенциала общества.

     Роль  малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые  решает малый бизнес в развитых странах. Это в первую очередь, развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

     Развитие  малого бизнеса создает предпосылки  для ускоренного экономического роста, способствует

     Малый бизнес содержит большой потенциал  для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия  является высокая интенсивность  использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации  их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий  пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может  быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

     Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

     Необходимо  особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая  экономика является подлинной базой  рыночной экономики в регионе. Малый  бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство  проблем развития малых предприятий  связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.  

2.1 Социальная роль малого предпринимательства 

     Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и  их наёмных работников, общая численность  которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик  любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного  населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

     Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

     Сектор  малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. 

2.2 Политическая роль малого предпринимательства 

     Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

     Данный  фактор определяет неразрывность связи  малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. 

2.3 Экономическая роль малого предпринимательства 

     Существенная  роль малого предпринимательства в  экономической жизни стран с  рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

     Сектор  малого бизнеса наиболее динамично  осваивает новые виды продукции  и экономические ниши, развивается  в отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость  оборотных средств. Еще одной  характерной чертой этого сектора  является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие малому предпринимательству гибкость и  высокая приспособляемость к  изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  МП вследствие массовых банкротств или  переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. 

     Количество  зарегистрированных малых предприятий

Федеральные округа Количество  зарегистрированных МП на 01.01.08 г в  расчете на 100 тыс. чел Прирост (сокращение) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел
Центральный 905 963 прирост 2%
Северо-западный 928 976 прирост 1,5%
Южный 397 718 прирост 93%
 

     За  2007 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2007 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2008 г. 
 

На предприятии по выпуску бытовых электроплит"Горение" предпологаемый оббьем продаж в натуральном выражении по месяцам. Предполагается, что цена единицы изделия составит в 1 квартале 2100,во 2-2300,в 3-2500,в 4-3000.Состаавить прогноз объема продаж за годовой период 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность коммерческого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике страны