Сущность предпринимательской среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. В Российской Федерации наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (материальные, природные, трудовые и другие ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования благоприятной внешней предпринимательской среды 6
1.1 Понятие предпринимательства 6
1.2 Сущность предпринимательской среды 11
1.3 Предпринимательская среда в России 19
2. Программные направления развития и поддержки предпринимательства 30
2.1 Основные цели и направления развития кредитно-финансовой и имущественной поддержки 30
2.2 Информационно-консультационная и интегральная поддержки, финансовая поддержка в Башкирии 33
2.3 Организационная система формирования стратегии поддержки и развития малого предпринимательства 38
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 42

Работа содержит 1 файл

Предпр.риски.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

     - статистический риск.

     - неопределенность, которую нельзя рассчитать статистически.

     - неопределенность Найта или истинная неопределенность, которую не только нельзя рассчитать, но и невозможно предвидеть.

     Например, до появления Интернета невозможно было оценить рынок для существующих ныне успешных проектов, таких как Google или YouTube.

     Уильям  Баумоль изучал положение предпринимателя, вносящего дисгармонию и вызывающего  отторжение на традиционном рынке2.

     Формы предпринимательства: Индивидуальное; коллективное; полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; закрытое акционерное общество; открытое акционерное общество; государственное.

     По  степени законности выделяют Законное, Незаконное (Ст. 171 УК РФ) и Лжепредпринимательство (Ст. 173 УК РФ).

     По  характеру деятельности различают  Производственное, Торгово-коммерческое, Кредитно-финансовое, Сервисное (оказание услуг) и др.

     Предпринимательство как явление и как процесс отражает:

     - всю совокупность отношений (экономических, организационных, личностных и т.д.), связанных с созданием предпринимателями своего дела с производством товаров и оказанием услуг и получением желаемого результата в виде прибыли;

     - всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей при взаимоотношении друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования и т.д.), с банками и другими субъектами;

     - представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением её в конкретный предпринимательский проект;

     - как экономическое явление отражает  товарный характер отношений предпринимателей с другими на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции и т.д.) и всех инструментов товарного производства и обращения/

     Некоторые ученые выделяют и политическую функцию, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

     Главными  условиями развития предпринимательства  являются:

1) многообразие  форм собственности;

2) право  на занятие предпринимательской  деятельностью;

3) свобода  на труд.

     Деятельность, направленная на получение материальных и духовных благ, может быть признана предпринимательской, если она характеризуется следующими признаками:

     1) систематичность — выступает  в качестве квалифицирующего  признака и устанавливается как в отношении самой деятельности, так и в отношении получения прибыли;

     2) самостоятельность — означает  свободу в выборе направлений  и методов работы, независимое принятие решений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление прав, обеспечение их соблюдения, а также их судебную защиту;

     3) рисковый характер - неизбежно связан с осуществлением предпринимательской деятельности. Риск в предпринимательской деятельности означает, что предприниматель при решении каких-либо задач не в состоянии предвидеть, добьется он успеха или нет, получит прибыль или понесет убыток;

     4) систематическое получение прибыли - является основной целью предпринимательской деятельности. Получение прибыли - главный мотив предпринимательства, представляющий собой разницу между полученным доходом и произведенными расходами;

     5) легализованный характер — проявляется  в необходимости регистрации в соответствующих государственных органах в качестве предпринимателя.

     За  нарушение норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, предприниматели несут гражданско-правовую, административную, уголовную и другую ответственность.

        Современное предпринимательство  в России выполняет три социально-экономические  функции, которые оказывают все  большее влияние на различные области общественной жизни.

          Экономическая функция – формирование  рыночной экономики, переход рычагов  управления экономикой от государства  к частным лицам, инициативное  развитие отельных направлений  в промышленности и сельском  хозяйстве

         Социальная функция – формирование нового социальной группы - предпринимателей и бизнесменов; формирование среднего класса – социального слоя обеспеченных людей; изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.

          Психологическая функция – формирование классового самосознания новой русской буржуазии, осознание себя как особой активной экономической (и даже политической) силы, способной оказывать влияние на различные стороны жизни страны.

           Следует отметить, что предприниматели, как активная социальная группа, тесно взаимодействует с тремя слоями общества: с клиентами, с наемными работниками и представителями госструктур (Рис. 1). Клиенты выполняют важнейшую функцию в бизнесе, являясь потребителями продукции предпринимателей и обеспечивая возврат потраченных финансовых средств в виде оплаты за товары или услуги. Кроме того, между предпринимателями и потребителями существуют и другие связи, которые могут иметь решающие последствия для развития того или иного бизнеса.

     

     Рис. 1 Взаимодействие предпринимателей с другими компонентами российского общества. 

     В настоящее время в России, в  отличие от Запада, наемные работники  пока представляют собой разобщенную  саму людей, не сплоченную реальными  профсоюзами, что облегчает взаимодействие с ними предпринимателями, однако, в перспективе не исключена жесткая конфронтация между бизнесом и наемным трудом.

           Государство, с одной стороны,  осуществляет регламентацию бизнеса  и жесткий контроль, получая взамен  финансовые ресурсы в виде  налогов. Третья составляющая государства – это силовые структуры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы3. 

     1.2 Сущность предпринимательской  среды 

     До настоящего времени не существует единого универсального определения предпринимательской среды, несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблемам предпринимательства.

     Обзор зарубежной и российской теории и  практики позволяет говорить о наличии  трех основных подходов к определению  предпринимательской среды: 1) общеуправленческого (в частности, концепция стратегического менеджмента); 2) маркетингового и 3) предпринимательского. В них наблюдаются различия в формулировке рассматриваемого понятия (например, «предпринимательская среда», «среда организации», «маркетинговая среда», «деловая среда» и т.д.), что не меняет его сущности и связано с особенностями экономической науки, в которой используются данные термины.

     В менеджменте зарубежными (М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури и др.), и российскими (А.Г.Поршнев, З.П.Румянцева, Н.А.Саломатин и др.) авторами используется понятие «среда организации». Согласно системному подходу, организация - это открытая система, представляющая собой внутреннюю среду и взаимодействующая с окружающей ее внешней средой. Общее представление и описательная характеристика элементов предпринимательской среды представлены О.С.Виханским и А.И.Наумовым. У них превалирует термин «внешнее окружение», которое состоит из «общего внешнего окружения» и «непосредственного делового окружения»4.

     Среди представителей управленческого подхода заслуживает внимания точка зрения И.Н.Герчиковой, сформулировавшей обобщенное определение предпринимательской среды, как «...условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним»5. Недостатком данного определения является смещение акцента на непосредственный процесс управления предпринимательской организацией. Таким образом, предпринимательская среда понимается в узком смысле слова применительно к конкретной предпринимательской структуре, и учитывается лишь та совокупность факторов, которая влияет на ее функционирование и управление.

     В работах Ш.Славика и Ш.Майтана говорится о внешней среде, в которой предпринимательская организация существует и функционирует, и выделены две ее сферы: макросреда и микросреда (или отраслевая среда).

     А.А.Томпсон  и А.Дж.Стрикленд, уделяя основное внимание проблемам стратегического менеджмента, выделяют почти все компоненты предпринимательской среды, а именно: социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы, привлекательность отрасли и уровень конкуренции в ней, возможности, угрозы, силу и слабость компании, конкурентные преимущества, личные устремления, философию бизнеса, этические принципы ведущих руководителей, общие ценности и корпоративную культуру6

     Представитель российской школы - АЛ.Градов - дал общее  представление о среде фирмы, понимая под ней «силы и  организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности». Недостатком данного определения является его слишком обобщающий характер, не позволяющий выявить характерные признаки предпринимательской среды.

     Маркетинговый подход является узконаправленным и концентрирует внимание преимущественно на внешней предпринимательской среде, почти игнорируя внутреннюю предпринимательскую среду.

     Третий  подход - предпринимательский, основными  представителями которого являются А.Хоскинг, А.В.Бусыгин и М.Г.Лапуста.

     А.Хоскинг  использует термины «экономическая среда», «среда организации», выделяя семь ее основных элементов: экономическая, политическая, правовая, социально-культурная, технологическая, физическая (географическая) и институциональная организационно-техническая среда (включающая совокупность институтов, с помощью которых функционируют предприниматели)7. Данное определение является одним из наиболее близких к современному понятию предпринимательской среды, однако упускает из виду такие составляющие, как конкуренты, поставщики и потребители.

     Согласно  мнению А.В.Бусыгина, под предпринимательской  средой понимается «...общественная экономическая  ситуация, включающая в себя степень  экономической свободы, наличие (или  возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного  типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов»8. При этом, главным элементом предпринимательской среды являются предприниматели, обладающие высокой степенью независимости и свободы, - а критерием свободы предпринимательства выступает число вновь появляющихся за определенный период времени предпринимательских организаций.

     Таким образом, более корректно к вышеприведенному критерию отнести также гарантии со стороны государства на осуществление законной предпринимательской деятельности, которые официально декларируются в Конституции РФ: свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, равенство различных форм собственности9. В целом, выше представленное определение достаточно полно отражает сущность предпринимательской среды, однако оно устарело, в нем присутствуют черты, характерные именно для начального периода развития современного предпринимательства, что отмечается самим автором.

     Под предпринимательской средой понимается ситуация, благоприятная для существования  предпринимательских организаций. Таким образом, подчеркивается необходимость  создания особого климата для  эффективного функционирования и развития предпринимательства, что вместе с остальной частью данного определения предполагает принятие мер для формирования соответствующих условий развития предпринимательской активности.

Информация о работе Сущность предпринимательской среды