Трудовая этика и этикет предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение. 3

1. Понятие предпринимательской этики. 4

2. Этика в современном бизнесе 7

3. Нравственные ценности рынка 9

4. Этика бизнеса на международном уровне 11

5. Этика и современное управление 12

Заключение. 16

Список литературы. 18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.16 Кб (Скачать)

4. Этика бизнеса на международном уровне

     Становится  все очевиднее, что, действуя в собственных  интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих  экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие  корпорации часто решающим образом  и длительно воздействуют на другие страны. Влияние на местные культуру, институты, религию и образ жизни  следует, поэтому тщательно оценивать. Этические моменты должны обязательно  стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые  поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны  правительства страны-хозяина. Поэтому  в интересах каждой многонациональной  организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им. Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Многонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

     Многонациональные организации должны следовать следующим  рекомендациям:

1. Разработка  этических нормативов, применимых  во всем мире.

2. Учет  этических вопросов при разработке  стратегии.

3. Уход  с сомнительного рынка при  возникновении крупных не разрешаемых  этических проблем.

4. Составление  периодических отчетов о «воздействии  на этику».

5. Этика и современное управление

За свою историю человечество выработало всего  три принципиально различных  инструмента управления-то есть воздействия  на людей.

1. Иерархия, организация, где основное средство  воздействия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.

2. Культура, этика, то есть вырабатываемые  и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки,  шаблоны поведения, ритуалы, которые  заставляют человека вести себя  так, а не иначе.

3. Рынок,  то есть сеть равноправных  отношений по горизонтали, основанных  на купле-продаже продукции и  услуг, на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавца  и покупателя.

     Эти явления сложные, это не просто «инструменты управления». В живых, реальных хозяйственных  и социальных системах они все  почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик  экономической организации общества.

     В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и «жесткая» этика  советского общества, когда большое  влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы  общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда  ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика  отношений, в том числе и деловых  отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская  идеология, а что же осталось? Как  вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой  системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с  «рыночным» инструментом управления больший  вес будет приобретать и «этический», их соотношение сбалансируется, как  во всех цивилизованных странах.

     Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую  ценность максимизации прибыли, эффективности  и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно  и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе  ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

     Однако  этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения  управляющих и управляемых.

     Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы, скорее всего, считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения  контракта. В этом случае неэтичны средства.

     Действия  руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует  расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут  рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей.

     Этические проблемы в бизнесе имеют отношение  к конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта  между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными  через обязательства по отношению  к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

     Помимо  старших руководителей, часто демонстрирующих  неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может  также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено  для фирмы. К неэтичным действиям  людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств  и тому подобное.

     К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий  относят:

1. Конкурентную  борьбу, которая оттесняет на  обочину этические соображения;

2. Усиливающееся  стремление указывать уровень  прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

3. Неудачи  с обеспечением должного вознаграждения  руководителей за этичное поведение;

4. Общее  снижение значения этики в  обществе, что исподволь извиняет  неэтичное поведение на рабочем  месте;

5. Нажим  со стороны организации на  рядовых работников с целью  нахождения ими компромисса между  собственными личными ценностями  и ценностями управляющих;

     Основное  влияние на принятие неэтичных решений  служащими оказывает поведение  их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно  влиять на этику поведения своих  подчиненных. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков  поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и  государства. Предпринимательская  этика базируется на общих этических  нормах и правилах поведения, сложившихся  в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся  в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

     На  формировании предпринимательской  этики сказываются формы общественного  сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение  самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

     Этические проблемы предпринимателей постоянно  возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны  с наемными работниками. Эти отношения  оказывают особое влияние на уровень  предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного  предпринимательства имеют отношения  с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика  проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому  на себя обязательству, моральной ответственности  за невыполнение установленных правовыми  нормами обязанностей.

     Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими  предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     
  1. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства / Под общ. ред. А.И. Муравьева. - СПб, 2002. - 115 с.
  2. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента.: Учебное пособие. - М., 2003. - 84 с.
  3. Еропкин А.М. Этика и психология деловых отношений: Учеб. пособие. - М., 2004. - 47 с.
  4. Зельдович Б.З. Этика и психология управления: Учеб. пособие. - М.: Мир книги, 2004. - 38 с.
  5. Симонова С.В. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - СПб., 2006. - 22 с.

Информация о работе Трудовая этика и этикет предпринимателей