Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России (деятельность агрохолдингов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Проблемы инвестиционной активности несельскохозяйственных компаний в аграрном секторе, которые с конца 90-х гг. начинают самостоятельно заниматься сельским хозяйством, продолжают находиться в центре внимания многих российских ученых, которые пытаются объяснить мотивы этих процессов, проанализировать эффективность деятельности крупных несельскохозяйственных структур в аграрном секторе.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ 4
2 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 6
2.1 Характеристика компаний, по которым проводилось обследование 6
3 МОТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ 9
3.1 Теоретические подходы к объяснению мотивации создания агрохолдингов 9
3.1.1 Вертикальная интеграция 10
3.1.2 Диверсификация бизнеса. 10
3.2 Причины инвестирования в сельское хозяйство по результатам обследования. 12
4 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 20
4.1 Земельные отношения 21
4.2 Производственная и инвестиционная и деятельность агрохолдингов 29
5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АГРОХОЛДИНГОВ 36
6 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЬНОСТИ АГРОХОЛДИНГОВ 41
7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 44
8 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 51

Работа содержит 3 файла

USAID-Hold.doc

— 848.00 Кб (Скачать)
    

    

    

    Институт  экономики переходного периода

    125993, Россия, Москва, Газетный переулок  д. 5,Факс 203-88-16, тел.  22964-13

    www/iet.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вертикальная  интеграция в продовольственном  комплексе России (деятельность агрохолдингов) 
 
 
 

    Автор: 

    Храмова И.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва

    Май 2003 г. 

 

     Оглавление  

 

    Список  ресурсов  

 

  1. Введение

    Проблемы  инвестиционной активности несельскохозяйственных компаний в аграрном секторе, которые  с конца 90-х гг. начинают самостоятельно заниматься сельским хозяйством, продолжают находиться в центре внимания многих российских ученых, которые пытаются объяснить мотивы этих процессов, проанализировать эффективность деятельности крупных несельскохозяйственных структур в аграрном секторе.

    Смысл процессов, о которых идет речь, состоит  в том, что несельскохозяйственные компании не просто начали активно инвестировать в сельское хозяйство (кредиты в различных формах), но стали самостоятельно заниматься производством сельскохозяйственной продукции. Переломным моментом в усилении процессов интеграции в аграрный сектор, как неоднократно уже указывалось, стал финансовый кризис 1998 г. Резкое ограничение импорта продовольствия в страну, в результате четырехкратной девальвации рубля, создало благоприятные условия для импортозамещения: повысилась конкурентоспособность отечественного производства продовольствия, резко вырос спрос на отечественное сельскохозяйственное сырье, сократилась убыточность сельского хозяйства. В этой ситуации для российских компаний, которые на протяжении многих лет покрывали свои потребности в сырье для переработки за счет импорта, альтернативные издержки сырьевого обеспечения за счет отечественного производства стали существенно ниже издержек по ввозу импортного сырья. Отсюда – переключение на производство отечественного сырья. С другой стороны, увеличение рентабельности отечественного аграрного сектора повысило привлекательности сектора для инвестирования. Стало выгодно инвестировать в аграрный сектор, не только потому, что многие отрасли сельского хозяйства оказались рентабельными, но и потому, что получение прибыли в сельском хозяйстве стало возможным при относительно небольших объемах инвестиций. Организационное оформление прямого инвестирования в сельское хозяйство вылилось в создание агрохолдингов.

    Многие  стороны деятельности агрохолдингов  представляются интересными для  исследования. Лаборатория аграрной политики ИЭПП на протяжении нескольких лет занимается изучением процессов вертикальной координации и интеграции в продовольственном секторе. В центре внимания находятся такие проблемы, как анализ мотивов интеграционных процессов, формы, в которых компании инвестируют в сельское хозяйство, подходы к оценке эффективности производственной деятельности агрохолдингов, а также эффективности организационных структур и управления внутри компаний, оценка последствий деятельности несельскохозяйственных компаний, как для отрасли, так и для той среды, в которой они действуют.

    Начало  исследованиям положил анализ институциональных  изменений на продовольственных  рынках в 90-е гг. и после финансового  кризиса (отчет АМР 2000 г.); далее была сформулирована гипотеза, с помощью которой объясняются мотивы интеграции несельскохозяйственных компаний в сельское хозяйство. Следующим шагом (отчет АМР 2001 г.) явилось проведение ситуационного исследования (case-study) с тем, чтобы на примере отдельной взятой типичной российской компании попытаться объяснить  происходящие процессы. Наконец, в 2002 году было проведено анкетное обследование ряда несельскохозяйственных компаний, работающих в аграрном секторе, с целью проверки на уже сравнительно большой выборке высказанные в гипотезы и провести более подробный анализ процессов интеграции. Параллельно проведенное Лабораторией аграрной политики  обследование сельскохозяйственных производителей в рамках исследовательского проекта по рынку факторов производства  предоставило дополнительную информацию относительно распространения контрактов вертикальной координации и интеграции на рынке ресурсов , о чем также пойдет речь.

    Следует еще раз подчеркнуть, что анализ деятельности несельскохозяйственных компаний в аграрном секторе является не тривиальной задачей. Затрудненный доступ к информации, касающейся компаний (inside information), с одной стороны, отсутствие статистики, которая бы выделяла эти новые структуры и группы сельскохозяйственных производителей (ряд авторов утверждают, что в российском сельском хозяйстве возник новый производственный уклад – новые сельскохозяйственные операторы Рылько Д.), не позволяет провести обследование на большой выборке.

    Данное  исследование можно рассматривать  как следующий шаг в направлении исследования проблем вертикальной координации и интеграции на российском агропродовольственном рынке, поскольку результаты опроса несельскохозяйственных, позволило количественного проверить ряд высказанных ранее гипотез относительно их деятельности. В частности, основной интерес вызывает выяснение мотивов, по которым несельскохозяйственные компании стали активно заниматься сельскохозяйственным производством; кроме того, мы проанализируем, формы, в которых происходят процессы интеграции (отношение к факторам производства - земля, активы при организации сельскохозяйственного производства). Особенности организации управления аграрным производством внутри создаваемых агрохолдингов, также будут рассмотрены в данном исследовании. Наконец, мы проанализируем социальные аспекты деятельности несельскохозяйственных компаний в аграрном секторе, характер их адаптации в социальный контекст села.

  1. Идентификация объекта исследования

    Объектом  нашего исследования являются несельскохозяйственные компании, занимающиеся сельскохозяйственным производством. Для целей данного исследования мы будем называть их агропродовольственные холдинги (или агрохолдинги), использование данного термина упрощает дальнейшее изложение материала. В тоже время очевидно, что в данном контексте этот термин не достаточно корректен, поскольку не отражает в полной мере  исследуемого явления. Действительно, во-первых, вопрос о системе участия в капитале  остается за рамками данной работы: компании, занимающиеся сельскохозяйственным производством, могут и не иметь холдинговой структуры. С другой стороны, холдинги также могут не представлять собой вертикально-интегрированных структур. В тоже время  мы также не могли назвать исследуемые компании вертикально-интегрированными структурами, поскольку, как станет ясно из дальнейшего объяснения, мотивом их деятельности может не быть связанными с вертикальной интеграцией.

    К агрохолдингам, о которых пойдет речь дальше, мы относим несельскохозяйственные компании, для которых сельскохозяйственное производство не является профильным  видом деятельности, но которые стали заниматься сельскохозяйственным производством, создав в своей структуре аграрные подразделения.

    1. Характеристика  компаний, по которым проводилось обследование

    Увеличение  числа  агрохолдингов в российском сельском хозяйстве, расширение масштабов их деятельности, повышение их активности  как в географическом разрезе, так и в отраслевом подтверждает тот факт, что  в целом речь идет не о краткосрочном явлении, что должны существовать причины, которые делают выгодными долгосрочные инвестиции в сельское хозяйство.

    С целью получения данных, позволяющих  перейти о качественной оценки явлений  вертикальной интеграции  Лабораторией аграрной политики ИЭПП было предпринято  исследование, имевшее целью получить объяснить мотивы интеграции, характер производственной деятельности компаний, выявить определенные закономерности и зависимости в деятельности данных компаний, а также инициировать серию дальнейших исследований по теме. Следует отметить, что речь идет о первом с российской аграрной науке опыта исследования деятельности агрохолдингов с помощью анкетного опроса по сравнению с ранее проводившимися исследованиями, базировавшимися на ситуационном анализе. Кроме того, дополнительную информацию по данной теме удалось получить при обследовании сельскохозяйственных предприятий в трех областях Европейской части России, которое лаборатория аграрной политики проводила в рамках совместного российско-американского проекта анализа рынков факторов производства; о некоторых предварительных результатах второго проекта также будет идти речь.

    Для целей исследования в 2002 г. был проведен анкетный опрос ряда агрохолдингов, имеющих компактное географическое размещение. Респондентами стали 14 агрохолдингов, в том числе 12 - работающих в Ростовской области и два в приграничном с Ростовской областью районе Ставропольского края. Данные опроса относились к 2001 г. Ниже представлена общая характеристика компаний, по которым проводилось обследование:

    Таблица 1. Некоторые параметры и данные об агрохолдингах, 2001

      Год начала сельскохозяйственной  деятельности Площадь земли  в обработке, га среднее расчетное  число хозяйств, приходящихся на 1 агрохолдинг* годовой оборот, в млн. руб.
    1 1998 0 0,0 301-501
    2 2000 2021 0,4 £100
    3 2000 4600 0,9 301-501
    4 2000 6000 1,2 £100
    5 1995 7500 1,5 £100
    6 1997 14000 2,8 301-501
    7 1992 15853 3,2 £100
    8 2000 25000 5,0 501
    9 1999 26000 5,2 301-501
    10 2000 36000 7,2 ³501
    11 1998 45000 9,0 ³501
    12 2000 53000 10,6 301-501
    13 1992 58000 11,6 ³501
    14 1993 150000 30,0 ³501

* - данные  – расчетные, даются, представления  масштаба явления 

Источник: данные обследования

    По  результатам опроса 31% компаний были отнесены к разряду мелких, их –  годовой оборот составлял до 100 млн. руб.; 38% компаний считались очень  крупными – с годовым оборотом свыше 500 млн. руб., у 31% компаний средний – годовой оборот колебался в пределах от 300 до 500 млн. руб. (Рисунок 1).

    У основного числа компаний (77%) доля годового оборота, приходящаяся на сельское хозяйство, колебалась в пределах от 75 до 100%, несмотря на это только 46% компаний по самоидентификации относили себя к сельскохозяйственным. При этом, одна компания, у которой доля сельского хозяйства в обороте составляет 10% само идентифицировалась как сельскохозяйственная, по коду Госкомстат она также относится к сельскохозяйственной.

    Рисунок 1. Распределение компаний по объему оборота, млн. руб.

    

Источник: данные обследования

    В опрос не попали государственные  компании и кооперативы; все компании выборки относились к категории  частных или со смешанным участием: 31% компаний оказались частными (с индивидуальным капиталом), столько же было частных с государственным участием, 38% - частные акционерные. Основная часть компаний относила себя к независимым (75%), остальные - к разряду аффилированных.

    Основная  часть опрошенных компаний (77%) начала заниматься сельскохозяйственным производством во второй половине 90-х гг.. Это подтверждает наше предположение о том, что именно в этот период времени, и особенно после финансового кризиса 1998 г., были созданы  наиболее благоприятные условия для инвестирования в сельское хозяйство, которыми воспользовались многие несельскохозяйственные компании, что позволяет говорить о массовом характере интеграционных процессов, хотя в целом, они начались гораздо раньше. Наконец, с точки зрения производственного потенциала в региональном секторе, опрошенные компании в 2001 г. произвели около 30% общего объема производства пшеницы Ростовской области, 10% подсолнечника; объем земли в обороте этих компаний составил 6,7% от общей совокупной посевной площади.

    По  второму проекту (опрос был проведен также в 2002 г. и данные анкеты относились к 2001 году), в части, относящейся к Ростовской области, было опрошено 69 крупных сельскохозяйственных предприятий. Удалось идентифицировать 11 сельскохозяйственных предприятий, действующих в рамках агрохолдингах.

Интегр_в_агрокомп_РФ_только_текст.doc

— 588.00 Кб (Скачать)

Минусы и плюсы вертикальной интеграции.doc

— 93.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России (деятельность агрохолдингов)