Виды предпринимательких рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является ознакомление с понятием предпринимательский риск и подробно изучить классификацию рисков, чтобы снизить уровень их негативного влияния на предпринимательскую деятельность и получить высокий конечный результат.
Задачи:
Раскрыть сущность и функции предпринимательских рисков;
Произвести классификацию предпринимательских рисков и определить их влияние на деятельность предприятии;
Указать виды и проанализировать подходы к совершенствованию методов снижения предпринимательских рисков;
Ознакомиться с и указать дальнейшие планы развития на примере данного швейного предприятия.

Работа содержит 1 файл

курсовая исправленияъ.docx

— 171.74 Кб (Скачать)
  • вести работы с оборудованием через сетевой фильтр, стабилизирующий напряжение;
  • ознакомить работников предприятия с нормами эксплуатации оборудования;
  • своевременно производить осмотр оборудования и заменять износившиеся детали.

     Своевременное выявление рисков предприятия позволит существенно уменьшить сумму  понесенного ущерба. Для примера  только предотвращение внутренних техногенных  рисков и операционного валютного  риска позволит сэкономить 10747+3937,5=14684,5 тенге. Риски могут накладываться  друг на друга, из одних могут выходить другие. Через некоторое время, как  правило, на предприятии образуются новые риски.

     Задача  риск-менеджера — систематизировать  накопленную информацию, разработать  программы по контролю и выявлению  новых рисков и тем самым предотвратить  возможный ущерб.

               Проанализировав деятельность швейного предприятия можно предложить следующие направления в будущем:

  • Модернизировать оборудование для улучшения номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
  • Более эффективно использовать производственные мощности предприятия;
  • Достичь наименьших затрат на ремонтно – эксплуатационные нужды и капитальное строительство;
  • Оптимизировать структуру производственных затрат и структуру управления;
  • Освоить новые сегменты, увеличить долю продаж продукции ( работ, услуг );
  • Расширить рынок сбыта продукции (работ, услуг).

       Так же можно отметить, что   не снижая темпы нынешнего  развития организации и приняв  к сведению вышеизложенные предложения  можно свести к минимуму подверженность  к рискам как внутренних, так  и внешних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Совершенствование методов снижения предпринимательских рисков 

3.1 Управление рисками  на предприятии  и пути их снижения  

     Чтобы оперативно реагировать на любые  значимые изменения в условиях функционирования, предприятие должно сформировать систему  управления, основанную на предпринимательском  стиле поведения. Для этого в  общую систему управления предприятием (фирмой) включается система управления рисками (риск-менеджмент).

     Управление  рисками - это та часть деятельности руководителей фирмы (управленческий или административный процесс), которая  направлена на экономически эффективную  защиту фирмы от нежелательных сознательных и случайных обстоятельств, в  конечном счете наносящих материальный ущерб фирме.

     Объектом  управления в риск-менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и  экономические отношения между  субъектами предпринимательства в  процессе реализации риска. Субъект  управления – это группа руководителей  и специалистов, которая посредством  различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие  на объект управления.

     Риск-менеджмент, рассматриваемый как система  управления риском и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию  и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы использования  средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений  и концентрируются усилия на осуществлении  этих вариантов. При достижении поставленной цели определенная стратегия утрачивает своё значение. Новые цели требуют  разработки новой стратегии. Тактика  – это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей  тактики управления является выбор  оптимального решения, приемов и  методов управления, наиболее соответствующих  конкретной хозяйственной ситуации.

     В управлении рисками предприятий  следует различать два относительно автономных блока действий – организация  борьбы непосредственно с опасностями (рисками) и организация борьбы с  экономическими последствиями реализации этих опасностей (рисков). Борьба с опасностями  с технической точки зрения может  носить характер предупреждения (превенции) и пресечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней  среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение персонала и его инструктирование, увольнение некомпетентных сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных  и других предупредительных мероприятий.

     Репрессивная  деятельность направлена на сокращение экономических последствий уже  реализовавшегося риска. Ее успех на предприятии предопределяется готовностью  к принятию экстренных мер, подкрепленной  материальными и финансовыми  ресурсами. Пресечение уже возникших  опасностей реализуется через такие  меры, как расторжение договоров  с ненадежными партнерами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонту  поврежденных линий электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зависит от возможности  оперативного принятия управленческих решений.

     Даже  при самой эффективной организации  превентивной и репрессивной деятельности полностью избежать ущерба от реализации опасностей (рисков) невозможно.

     Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и  альтернативными, исходя из конкретной ситуации каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с  экономической точки зрения выбор  между ними.

     В хозяйственной практике наиболее распространены методы избежание и локализации  риска. Этими методами пользуются руководители многих производственных предприятий.

     Хозяйствующие субъекты, использующие методы избежания  риска, отказываются от инновационных  и иных проектов, эффективность которых  вызывает хотя бы незначительные сомнения. Сдаче в аренду неиспользуемых площадей и оборудования они предпочитают их консервацию, страхованию – поиск  гарантов. Метод «поиска гарантов»  широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При  этом первые используют гарантии различных  фондов (поддержки малого предпринимательства, рыночных реформ и т.д.), вторые –  органов государственного и муниципального управления. Выдача подобных гарантий в определенной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.

     Методы  локализации риска позволяют  предприятию выделить наиболее финансово  опасный этап или участок  деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод также допускает реализацию рисковых инвестиционных проектов через механизм договоров о совместной деятельности. Производственные предприятия применяют методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торговых отделов (развившихся в силу необходимости реализации товаров, полученных по бартеру), транспортным и ремонтно-строительных подразделений.

     Методы  диверсификации риска представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты  управления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания  риска. Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств  в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения  инвестируемых средств между  различными объектами вложения, которые  непосредственно не связаны между  собой. Фирма в своей хозяйственной  деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или  переориентирует производство на выпуск другой продукции.

     Диверсификация  предусматривает два основных способа  управления рисками - активный и пассивный. Активное управление представляет собой  составление прогноза размера возможных  доходов по основной хозяйственной  деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов. Активная тактика фирмы по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание, изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны, - максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную передислокацию на другую территорию, рынок.

     Пассивное управление предусматривает создание неизменного рынка товаров с  определенным уровнем риска и  стабильное удерживание своих позиций  в отрасли. Пассивное управление характеризуется низким оборотом, минимальным  уровнем концентрации объемов работ.

     Основными приемами ограничения и снижения экономических последствий риска  являются лимитирование, самострахование  и страхование.

     Лимитирование (установление предельных сумм расходов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции  в принятии финансовых решений отдельными работниками и т.п.) должно применяться  для снижения возможных экономических  последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвленной  структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

     Самострахование – это страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии  создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные  фонды денежных средств, формируются  планы их использования в кризисных  ситуациях, не задействуются свободные  мощности, создается база данных о  возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается  в оперативном преодолении временных  затруднений финансово-хозяйственной  деятельности.

     Страхование часто рассматривается в литературе как основной прием риск-менеджмент. Однако, по своей сущности, страхование  не может быть альтернативой другим мерам, направленным на снижение риска  деятельности предприятия.

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов  хозяйствующих субъектов и граждан  при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (премий). Суть страхования состоит во временной  и пространственной раскладке ущерба на всех участников страхования в  рамках созданной ими перераспределительной  системы.

     В процессе страхования участвуют  два субъекта: страхователь и страховщик.

     Страхователь–это хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и вступающий в конкретные страховые отношения со страховщиком. Страхователем признается лицо, заключившее со страховщиком договоры страхования или являющееся страхователем в силу закона.

     Страховщиком  является юридическое лицо, созданное  для осуществления страховой  деятельности, проводящее страхование  и ведающее созданием и расходованием  страхового фонда. Страховщиком признается хозяйствующий субъект любой  организационно – правовой формы, созданной  для осуществления страховой  деятельности, получивший лицензию на осуществление страховой деятельности.

     По  различиям в объектах законодательством определены две отрасли страхования: личное и имущественное страхование. В системе страхования экономических рисков преимущественное распространение получило имущественное страхование.

     Имущественное страхование – это отрасль  страхования, в которой объектом страховых отношений может выступать  имущественный интерес страхователя, связанный с различным видом  имущества (строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, продукция  и т.п.), с обязанностью возместить вред, причиненный имущественным  интересам других лиц, с осуществлением предпринимательской деятельности. Чаще всего имущество страхуется на случай его уничтожения или  повреждения в результате стихийных  бедствий, пожаров, аварий, краж и т.п.

     Другие  имущественные интересы страхуются на случай недополучения прибыли  или доходов (упущенной выгоды), неплатежа  по счетам продавца продукции, простоев оборудования, изменения валютных курсов и др., а также на случай причинения вреда имущественным интересам  третьих лиц.

     При формировании программы страхования, необходимой для конкретного  хозяйствующего субъекта, прежде всего, необходимо проанализировать деятельность компании и выделить характерные  для нее риски. Они, в свою очередь, подразделяются на риски, которые компания готова принять на себя, и риски, от которых необходимо застраховаться. В большинстве случаев страховая  программа включает страхование:

    • строительно-монтажных, пусконаладочных рисков и гарантийных обязательств;
    • имущества;
    • оборудования от поломок;
    • гражданской ответственности;
    • жизни и здоровья ведущих сотрудников.

Информация о работе Виды предпринимательких рисков