Внешняя среда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является изучение внешней среды предприятия. Задачи контрольной работы:
1) рассмотреть понятие внешней среды предприятия;
2) изучить основные группы факторов внешней среды – косвенного и прямого воздействия;
3) раскрыть анализ внешней среды предприятия;
4) уточнить методы анализа внешней среды предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие внешней среды предприятия………………………………..5
Группы факторов внешней среды…………………………………….6
Анализ внешней среды предприятия………………………………...10
Методы анализа внешней среды……………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………...….17
Список литературы……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Орг-ция предпр-ой деят-ти.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Администрация г.о. Самары

Самарская академия государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине: «Организация предпринимательской  деятельности»

На  тему: «Внешняя среда  предприятия» 
 
 
 
 

      Выполнила:

Студентка заочной форм обучения

Группы  №361-З

Леонтьева М.В. 
 
 

Рецензент доц. Копытин Ю.А.

Оценка_______________________

Дата__________________________

Подпись______________________ 
 
 
 
 
 

САМАРА 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие внешней среды предприятия………………………………..5
  2. Группы факторов внешней среды…………………………………….6
  3. Анализ внешней среды предприятия………………………………...10
  4. Методы анализа внешней среды……………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………...….17

Список  литературы……………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление. Внутренняя среда  организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что внешняя  среда является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Качественное, результативное ведение бизнеса подразумевает способность предприятия оперативно приспосабливаться к любым изменениям внешней среды, а также эффективно реагировать на них с учетом собственных целей.

     Целью настоящей контрольной работы является изучение внешней среды предприятия. Задачи контрольной работы:

     1) рассмотреть понятие внешней  среды предприятия;

     2) изучить основные группы факторов  внешней среды – косвенного  и прямого воздействия; 

     3) раскрыть анализ внешней среды предприятия;

     4) уточнить методы анализа внешней  среды предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие внешней среды  предприятия

     Под внешней средой понимается окружение организации, т. е. совокупность элементов, не входящих в состав организации, но оказывающих на нее воздействие или влияющих на процесс ее функционирования.1

     Внешняя среда включает в себя все факторы, которые находятся за пределами  предприятия и могут на него воздействовать. Внешняя среда предприятия пребывает  в непрерывном движении и изменении: меняются вкусы потребителей, изменяется законодательная система, новые технологии способствуют совершенствованию процессов производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность предприятия адекватно реагировать и преодолевать эти изменения является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.2

     Внешняя окружающая среда включает в себя большое количество экономических, политических, социальных, технологических  факторов, которые оказывают влияние  на деятельность предприятия. Одна из основных задач стратегии фирмы состоит в том, чтобы определить, каким образом можно воспользоваться своими ресурсами в условиях данной окружающей среды и достичь, таким образом, своих долгосрочных целей.

     Один  из способов определения окружения, способствующий облегчению учета ее влияния на предприятие, состоит в разделении внешних факторов на две основных группы: силы прямого и косвенного воздействия внешней среды на организацию.3 

  1. Группы  факторов внешней  среды

     Любое предприятие находится и функционирует  в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала.

     Факторы внешней среды являются неконтролируемыми  со стороны предприятия и его  служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

     Внешняя среда предприятия – это все  условия и факторы, которые возникают  независимо от деятельности предприятия  и оказывают существенное воздействие  на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

     К факторам прямого воздействия относят  факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

     Факторы косвенного воздействия не оказывают  прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

     К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

     1) политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

     2) экономические факторы – темпы  инфляции или дефляции, уровень  занятости трудовых ресурсов, международный  платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

     3) социальные факторы внешней среды  – отношение населения к работе  и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

     4) технологические факторы, анализ  которых позволяет предвидеть  возможности, связанные с развитием  науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.4

     

     Рис. 1. Классификация элементов внешней среды организации

     Безусловно, приведенным перечнем не ограничиваются элементы внешней среды, есть и другие элементы, но их воздействие на организацию менее значительно, и они оказывают влияние на отдельные конкретные организации. Концептуальная модель взаимодействия.

     Изложение концепции взаимодействия элементов  высшей среды с организацией может быть представлено в виде простой модели, состоящей из двух блоков.

     Макросреда - элементы внешней среды прямого  и косвенного воздействия, определяющие условия деятельности организации.

     Микросреда  включает факторы прямого воздействия, которые оказывают влияние на основные функции предпринимательской деятельности организации (рис. 2).

     Приведенная модель показывает предпринимательскую  деятельность организации с ее основными  функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, персонал, материально-техническое обеспечение (закупки)) показывают отношения с элементами внешней среды прямого воздействия. Производственная функция реализуется только при взаимосвязи этих четырех функций. С точки зрения связи организации с внешней средой, к перечисленным функциям (на схеме не показаны) можно добавить следующее.

     1. Создание и совершенствование продукта.

     Научно-исследовательские  и проектные работы, направленные на разработку новых технологических  процессов или новой продукции  для улучшения предпринимательской деятельности, повышения эффективности производства, расширения предложения новой продукции.

     2. Связи с общественностью (так называемые «паблик рилейшенз»). Управление отношениями и осуществление их между организацией и общественными структурами или средствами массовой информации. 

     

     Рис. 2. Концептуальная модель взаимодействия организации с внешней средой

     Эти функциональные виды деятельности составляют непосредственную внутреннюю среду  организации или «микроуровень».

     Факторы внешней среды прямого воздействия непосредственно связаны с основными функциями управления и оказывают взаимное влияние друг на друга. На воздействие внешней среды организация вырабатывает реакцию – способ уменьшения этого влияния или его использования с выгодой для себя.

     Среда косвенного воздействия может влиять на организацию через изменение характеристик элементов прямого воздействия или изменение параметров внутренних элементов, но их воздействие проявляется не сразу, а в течение длительного времени.5 
 

  1. Анализ  внешней среды предприятия

     Анализ  внешней среды представляет собой  оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

     Анализ  внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии  контролируют внешние по отношению  к организации факторы с целью  предвидеть потенциальные угрозы и  открывающиеся новые возможности.

     Анализ  внешней среды позволяет организации  своевременно спрогнозировать появление  угроз и возможностей, разработать  ситуационные планы на случай возникновения  непредвиденных обстоятельств, разработать  стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

     Анализ  внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.6

     Анализ  внешней среды помогает сделать  выводы об условиях деятельности организации.

Информация о работе Внешняя среда предприятия