Выработка условий торговых договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В данную группу включаются не только договоры хранения, перевозки, страхования, как это было в дореволюционном праве. Развитие торгового оборота привело к появлению новых видов сопутствующих услуг, таких, как рекламные и маркетинговые услуги, услуги по предоставлению и обработке коммерческой информации. Необходимость регулирования правоотношений при оказании данных видов услуг повлекла за собой появление соответствующих видов договоров.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. …2
Глава 1. Система условий договора в коммерческом праве …………………..4
Обязательные и прямые условия …………………………………………..4
Ассортимент, сроки и порядок отгрузки в торговом договоре ………….9
Глава 2. Существенные условия торгового договора ………………………...14
2.1. Основа составляющих качества товара ………………………………......14
2.2. Методология по определению цены и способов расчетов………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Выраб. усл. тор. договоров.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

  При отсутствии стандартов в договоре должны определяться основные показатели качества товаров. Покупателям следует до закупки выяснять, какие недостатки наиболее часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких дефектов. Договор надлежит использовать для последовательного, поэтапного улучшения качественных показателей. Наиболее пригодны для этого долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматриваться более высокие пороги качества. Документы о качестве могут быть различными, практика выработала множество их видов. Таковы удостоверение о качестве, паспорт, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, комплектовочный талон, ярлык качества и др. Следует учитывать, что сертификата соответствия или декларации о соответствии обычно совершенно недостаточно для удостоверения качества товара, в связи с чем и требуются указанные документы. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установил, что документация к товару должна представляться на русском языке.

    Постановлением Правительства РФ  от 15.08.97 № 1037 «О мерах по обеспечению  наличия на ввозимых на территорию  Российской Федерации непродовольственных  товаров информации на русском  языке» запрещена продажа товаров,  не имеющих информации на русском языке.9

  В договорах предусматриваются также  требования к маркировке товаров  и тары. Товарная маркировка наносится на само изделие, на его упаковку либо на прилагаемые ярлык, этикетку, вкладыш. Содержание маркировки определяется правовыми актами, стандартами, в том числе на конкретные виды товаров, а также договором.

  Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых  продуктов» предусматривает необходимость  указания на этикетках, ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов более широкого круга необходимых сведений для потребителей по данным видам товаров.10

  С качеством связано также установление гарантийных сроков и сроков годности либо сроков службы изделий. Под гарантийным понимается срок, в течение которого проданный товар должен соответствовать требованиям к его качеству, заявленным продавцом. Срок годности — это период, в пределах которого изделие обнаруживает свои потребительские свойства либо допустимо к употреблению. Наряду с качеством в договоре решаются вопросы комплектности. Под комплектностью понимается набор из изделия и отдельных вспомогательных или запасных частей к нему, его принадлежностей. Таким образом, комплект — это установленный перечень из основного и вспомогательных изделий, принадлежностей. Все единицы комплекта должны отгружаться покупателю одновременно, если иное не предусмотрено сторонами.

  Комплектность устанавливается стандартом на соответствующее  изделие или договором. В договорах  может предусматриваться поставка товаров с дополнительными частями комплекта за специальную плату либо без отдельных единиц комплекта. Изменение комплектности производится по требованию покупателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.  Методология  по определению цены и способов  расчетов 

  Соотношение цены и стоимости продукции, работ  и услуг. В условиях рыночной экономики  товарно-денежный характер имущественных  отношений проявляет себя в полной мере. В чем бы ни выражались результаты предпринимательской деятельности, они предназначаются для реализации и потому поступают в коммерческий оборот, на рынок, в качестве товара. Товар - это стоимостная форма тех феноменов, которые являются объектами товарно-денежных имущественных отношений.11

  Стоимость объектов: вещей, работ, услуг, бездокументарных ценных бумаг, охраняемых результатов  интеллектуальной деятельности и других - воплощается в некоем числе денежных единиц, именуемом ценой объекта. Иными словами, цена - это та стоимость  объекта, или, точнее, та стоимостная оценка объекта, по которой он в качестве товара поступает в гражданский (коммерческий) оборот. Стоимость и цена - понятия, неразрывно связанные между собой. В этой взаимосвязи стоимость первична, цена вторична; цена отражает стоимость, но может отражать ее по-разному: может совпадать со стоимостью, а может быть ниже или выше стоимости. Таким образом, цена - это экономико-правовая категория, которая воплощает в себе стоимость объекта, поступающего как товар в гражданский (коммерческий) оборот; цена объекта - товара - это плата за продукцию, работы, услуги, которую отчуждатель получает от приобретателя; цена как плата за товар конкретизируется и закрепляется в распорядительных актах участников рынка: односторонних сделках, договорах и иных действиях.

  Цена  может использоваться как средство стимулирования к надлежащему исполнению обязательств. Для этого в договоре могут устанавливаться ценовые  коэффициенты или дифференцированные цены: при отгрузке товара точно  в согласованный срок — большие, при задержке исполнения — меньшие. Может предусматриваться уменьшение цены при предварительной оплате и увеличение цены на случаи несвоевременной оплаты. Таким образом, договорное условие о размере цены может использоваться для решения различных задач. Коммерсанты и юристы пока слабо учитывают эти возможности. Между тем во внешнеторговой практике типичными являются контрактные оговорки, которые в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения другой стороной обязательства позволяют повышать или понижать первоначально установленную цену. Такие изменения цены не являются мерами ответственности.12

  Одно  из важнейших для сторон договора — условие о способе расчетов. Способы, или формы, расчетов предусматриваются  в договоре самими сторонами с  учетом требований закона. Статья 861 ГК РФ предусматривает общее для предпринимательских организаций требование о безналичном осуществлении расчетов через банки. Статья 862 ГК РФ предусмотрела следующие основные способы безналичных расчетов: платежными поручениями, чеками, по аккредитиву и по инкассо. Наряду с ними признаются допустимыми иные способы расчетов, предусмотренные законом или применяемые в банковской практике.

  При расчетах платежными поручениями плательщик сдает в обслуживающий его  банк поручение о перечислении за счет средств, находящихся на его банковском счете, определенной суммы в пользу получателя средств.

  Неизмеримо  более эффективны в указанных  отношениях чеки. В законе (ст. 143 ГК РФ) закреплено положение о том, что  чек не только является способом расчетов, но также представляет собой ценную бумагу. Такое положение ошибочно. У чека в российских условиях отсутствуют свойства ценной бумаги. Так, лицо не может обратить свои денежные средства в чек и свободно конвертировать их обратно. На сумму чека нельзя получить процентный доход, дивиденд. Период существования выписанного чека составляет 10 дней, между субъектами стран СНГ — 20 дней, других государств — 70 дней.

  Достаточно  надежны для сторон расчеты по аккредитиву. Порядок аккредитивных  расчетов регламентирован ст. 867—873 ГК РФ, а во внешнеторговых отношениях — Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, изданными Международной торговой палатой (изд. 1993 г. № 500). Аккредитивные расчеты применяются в случаях, предусмотренных договором между сторонами. Контрагенты вправе решать в договоре многие вопросы, касающиеся аккредитива. Этим обусловливается активное развитие техники аккредитивных расчетов по сравнению с другими способами расчетов, которые более консервативны. Различают безотзывные и отзывные аккредитивы — об этом должно быть указано в его тексте. При отсутствии записи о виде аккредитива он считается отзывным. Такой аккредитив может быть изменен или отозван банком-эмитентом без согласования с получателем средств.

  Закон предусматривает такой способ, как расчеты по инкассо. Инкассо означает осуществляемую банком по поручению заявителя операцию по получению денежных средств от плательщика. ГК РФ и документы ЦБ РФ предполагают два вида платежей по инкассо: акцептные и базакцептные. Они осуществляются на бланке инкассового поручения либо платежного требования. Инкассовые поручения и платежные требования сдаются заявителем в обслуживающий его банк, который пересылает их в банк плательщика. К расчетному документу прилагаются согласно реестру документы, обосновывающие требование о платеже. Законом широко предусмотрено безакцептное, т. е. без согласия плательщика, списание сумм с его банковского счета. Так, в безакцептном порядке производится списание сумм недоимок налоговыми органами, пенсионными фондами. Расчеты по инкассо в акцептном порядке могут быть предусмотрены договором между продавцом и покупателем и осуществляются с использованием платежных требований. При поступлении платежного требования в банк, обслуживающий плательщика, банк делает представление к акцепту, т. е. предлагает плательщику в срок, указанный в самом требовании (обычно 5-дневный), сообщить о согласии на уплату суммы. Во внешнеторговых отношениях широко применяется такой способ расчетов, как документарное инкассо. Он предусматривает высылку продавцом комплекта документов на отгруженный товар и предъявление их под контролем банка покупателю. В случае отказа покупателя от оплаты стоимости товара банк возвращает документы продавцу, который вправе распорядиться своим товаром. Данный способ может применяться и при расчетах во внутренней торговле, по соглашению между сторонами. От способа (формы) расчетов следует отличать порядок расчетов. Принято выделять два порядка: периодические платежи и зачет взаимных требований.

  При многократном совершении операций по передаче товара или оказанию услуг  в договоре могут быть предусмотрены  расчеты в порядке периодических  платежей. Для этого в договоре определяются размеры частных платежей и сроки их внесения, а также  сроки сверки расчетов и погашения разницы.

  Указом  Президента РФ от 22.09.93 № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию  и продовольственные товары»  предусмотрено, что при постоянных хозяйственных связях расчеты за получаемую покупателями сельскохозяйственную и пищевую продукцию производятся в порядке периодических (плановых) платежей в размерах и в сроки, определяемые соглашением сторон, но не реже 3 раз в месяц.13

  В качестве порядка расчетов рассматривается  зачет взаимных денежных обязательств. Статья 410 ГК РФ определяет зачет как способ полного или частичного прекращения обязательства. Статья 823 ГК РФ легализовала авансовые и предварительные платежи, которые прежде не допускались. При этом авансирование и предварительные платежи названы коммерческим кредитом и на них распространены правила о договоре денежного займа. Авансовые и предварительные платежи никак не обеспечивают интересы покупателей, перечисливших средства продавцу. Поэтому во избежание риска утраты средств следует добиваться согласия на расчеты по аккредитиву, в порядке акцепта платежных требований или по документарному инкассо.

  Можно предусмотреть в договоре частичную  оплату не в виде аванса, а в качестве задатка. В этом случае при неисполнении договора продавцом с него может  быть взыскана сумма задатка в двойном размере. Более удобная и надежная форма расчетов должна согласовываться в ответ на предоставление контрагентом встречных льгот по ценам, ассортименту и другим условиям продажи товара. 
 
 
 
 
 

Заключение 

  Отказ от централизованного планирования производства и распределения товаров предполагает взамен предоставление производителям инструментов, обеспечивающих точное определение того, что и сколько нужно изготавливать товаров, с кем налаживать договорные связи. Необходимы правовые и организационные средства, позволяющие перестроить производство под сбыт, под продажу.

  Перед российской экономикой и каждой отдельной  коммерческой организацией стоит задача качественного совершенствования договорной работы, перевода ее на более высокий уровень. Выработка условий договоров должна базироваться на анализе реальных возможностей и интересов основных подразделений фирмы, учете их требований к контрагентам. Необходимо наиболее полное использование регулятивных возможностей каждого договора как универсального правового средства, позволяющего урегулировать весь комплекс вопросов, возникающих во взаимоотношениях сторон. Выход на подобный уровень договорной работы повышает устойчивость и надежность работы фирмы, ее экономические перспективы. Товарное обращение регулируется наряду с законодательством таким важнейшим правовым средством, как договор. Договор играет главную роль в установлении торгово-хозяйственных связей между субъектами. Он обеспечивает юридическую организацию действий субъектов путем установления их взаимных прав и обязанностей в обязательствах, связанных с отчуждением и приобретением товаров.

  Коммерческая  деятельность в силу ее природы всегда была сферой правового творчества, постоянного поиска и выработки  новых, более эффективных юридических решений. Это наглядно проявляется и в вопросах формирования условий реализационных договоров. Вместе с тем является, очевидно, необходимым законодательное закрепление специфики торговых договоров. Такое закрепление невозможно в рамках гражданского законодательства, исходящего из принципа одинакового регулирования отношений между гражданами и торгового оборота. Для предоставления подлинной свободы экономической деятельности требуется самостоятельное законодательное регулирование договорных отношений коммерсантов в Торговом кодексе РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

I Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ / Российская газета № 238-239 (с послед. изм. и доп. от 19.04.2011).
  2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 – ФЗ / Российская газета, № 8 16.01.1996 (с послед. изм. и доп. от 18.07.2011).
  3. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ / Российская газета, № (с послед изм. и доп. от 30.06.2003).
  4. Федеральный закон «О техническом регелировании» 27.12.2002 №184-ФЗ / Российская газета, № 245. 31.12.2002.
  5. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товаров информации на русском языке» от 15.08.1997 / Российская газета

    № 164, 26.08.1997.

  1. Указ Президента «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» от 22.09.1993 № 1401
 

II Литература

  1. Попондопуло В. Ф. Коммерческое право. – М.: Проспект, 2009.
  2. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. – М.: Издательство Юрайт, 2009.
  3. Звегинцев М. Г. Коммерческое право. – М., 2007.
  4. Постового Н. В. Коммерческое право. – М.: Издательство Юриспруденция, 2006.
  5. Разу Н. Л. Договорная работа: организация, технология, управления: учеб.-практ.-пособие / М. Л. Разу, И. В. Цветков- М., 2007.
  6. Расслова М. М., Алексия П. В. Коммерческое право – М., 2008.
  7. Апель А. Л., Коммерческое право России: конспект лекции / А. Л. Апель, Н. С. Бабянская.- Спб., 2009.
  8. Андреева Л. В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования.- М, 2006.
  9. П.В. Крашенинникова Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации.– М.: Статут, 2011.
  10. Аншаков М.Г., Баршина Р.Ю. Комментарий к закону о защите прав потребителей: ГроссМедиа 2007.

Информация о работе Выработка условий торговых договоров