Взаимодействие бизнеса и власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта состоит в наиболее полном раскрытии проблемы и выработке рекомендаций по управлению экономическим взаимодействием органов власти и бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие муниципального сообщества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ 6
1.1 Формы взаимодействия бизнеса и власти всех уровней в современной России 6
1.2 Механизмы воздействия власти на бизнес 18
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию бизнеса 41
3 ПРОДЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 46
3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 46
3.2 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в Брянской области 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМная работа (чистовик).doc

— 509.00 Кб (Скачать)
 

     Численность трудовых ресурсов на 1 января 2007 года составила 790,1 тыс. человек, из них занятых в экономике – 604,2 тыс. человек. Стабильной остается ситуация на рынке труда. Уровень официально регистрируемой органами службы занятости безработицы составил 1,8 % к численности экономически активного населения (на 1 января 2006 года – 1,9 %). На 1 января 2007 года число безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, составило 11,8 тыс. человек (на 1 января 2006 года – 12,2 тыс. человек).

     Таким образом, Брянщина – это один из тех регионов, где социальные проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны всех структур власти и общественных организаций.

     Практика  последних лет показала, что дальнейшее развитие экономики области, преодоление  негативных тенденций в социальной сфере во многом зависит от конструктивного взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и бизнеса.  

2.2 Законодательные  акты, действующие  на территории  Брянской области по развитию бизнеса

     Россия  твердо взяла курс на интеграцию в  мировое сообщество. Для полноценного развития экономики нужен не только крупный, но средний и малый бизнес. Роль и значение малого предпринимательства наиболее полно раскрывается по средством анализа его политической, экономической и социальной значимости. Так, в сфере политических отношений малое предпринимательство оказывает активное влияние на политическую стабильность в общества. Являясь наиболее многочисленным классом, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. В сфере экономики малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, быстро реагируют на постоянно изменяющиеся потребности общества. В социальной сфере малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса и, следовательно, способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации, сглаживанию противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями населения. А эта – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Мировой опыт свидетельствует о необходимости государственной поддержки малого предпринимательства.

     Относительно  низким является уровень развития малого бизнеса в Брянской области, а  между тем в странах с сильной экономикой львиная долю бюджета формируется именно за счет малого и среднего предпринимательства.

     Серьезными  проблемами для развития этого сектора  экономики являются отсутствие грамотно разработанной правовой базы, наличие  противоречий между законодательством, практической предпринимательской деятельностью и налоговой системой, моральный прессинг со стороны контролирующих органов. Наряду с вопросами перераспределения налогов, существует ряд иных проблем, тормозящих стабилизацию предпринимательской деятельности. К ним можно отнести административные барьеры, безопасность бизнеса, в первую очередь правовую. Несмотря на существующие трудности, в Брянском регионе довольно активно ведется работа по поддержке малого предпринимательства. Наиболее ярким примером является постановление Администрации Брянской области «Об устранении административных барьеров при развитии предпринимательства», в результате которого запрещены внеплановые проверки предприятий со стороны контролирующих органов.

     Кроме того, в области реализуется целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области на 2004 – 2006 годы». Общая сумма финансового обеспечения мероприятий программы в течение трех лет составила 23,094 млн. рублей. Главная задача этой программы – создание качественной законодательной основы, обеспечивающей защиту законных интересов предпринимателей и их имущественных прав, устранение административных барьеров в развитии предпринимательства, разработка правил взаимоотношений органов власти и предпринимателей.21

     Также на территории Брянской области действует  постановление Администрации Брянской области от 29.12.2006 №891 «Об утверждении  ведомственной целевой программы  «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области» (2007-2009 годы)». Для поддержки малого бизнеса действует постановление Брянской областной Думы от 30.05.1996 №364 «О порядке применения федерального закона Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», расположенных на территории брянской области».

     Особо хотелось отметить, что 14 сентября 2007 года Государственная Дума приняла законопроект «Об особенностях участия субъектов  малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Данный законопроект позволит предприятиям малого бизнеса во внеконкурсном порядке приобрести в собственность арендованные ими помещения или здания. Таким образом, малые предприятия получают имущественные гарантии для проведения своей хозяйственной деятельности, капитализировать свои инвестиции в ремонт, переоснащение, модернизацию производства и создание новых рабочих мест. Согласно данному законопроекту малые предприятия, которые арендуют государственное или муниципальное имущество не менее трех лет, имеют преимущественное право его выкупа по рыночной стоимости в рассрочку на три года.

     Областная Дума рассмотрела законопроект «О розничных  рынках Брянской области». Данный документ направлен на обеспечение прав потребителей, потребностей населения области в товарах, работах и услугах соответствующего качества, поддержку отечественных товаропроизводителей, создание условий для реализации на розничных рынках сельскохозяйственной продукции.

     На  территории Брянской области осуществляет свою деятельность Брянская торгово–промышленная палата (БТПП). 30 ноября 2006 года принят Закон Брянской области «О Торгово-промышленной палате Брянской области», который будет способствовать консолидации усилий БТПП и бизнес-сообщества по поддержке малого и среднего бизнеса на Брянщине.

     Знаковым  событием для малого бизнеса стало принятие закона. Теперь малый бизнес в России будет развиваться строго в рамках федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24 июля 2007 года. Закон предполагает создание системы фондов поддержки малого бизнеса, и в нем прописано, как это необходимо сделать. Эту систему фондов тоже надо создавать, то есть запускается большая работа по формированию государственной поддержки малого бизнеса, которая в конечном итого должна создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, чем это есть на сегодня.  Но самое главное – этот закон дает толчок региональному законодательству.

     Привлечение инвестиций – один из главных факторов динамичного развития  региональной экономики. Поэтому администрация Брянской области, безусловно, стремится создать благоприятный инвестиционный климат, в котором - и это самое важное – будет надежно защищены интересы деловых партнеров, готовых вложить средства в развитие региона. Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории области определяет Закон «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», действующий с 1996 года. В данный законодательный акт неоднократно вносились изменения и дополнения, которые позволили расширить перечень налоговых льгот, увеличить период их действия, изменить налоговые ставки по предоставляемым льготам, упростить механизм предоставления государственной поддержки в виде льгот и гарантий. Последние дополнения в данный законодательный акт касаются компенсации части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционного проекта.

     Нужно четко понимать: без государства, без законодательно-нормативной базы не может развиваться ни одна сфера нашей жизни. Но с другой стороны, надо понимать и то, что законы не покрывают все жизненное пространство, всегда есть какие-то проблемы, вопросы, которые оказываются как бы между законами, в зоне, ими не регулируемой. И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что необходимо объединить усилия депутатского корпуса, настойчиво и последовательно добиваться совершенствования законодательной базы в целях реализации всех проектов и программ социально – экономического развития Брянской области.  
 

      3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  БИЗНЕСА И ВЛАСТИ  В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

      3.1 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти

      Характер  взаимодействия бизнеса и власти является важным показателем состояния общества в целом. Отношения между ними влияют на характер власти, стиль и технологии управления. В последнее время среди исследователей широкое распространение получили концепции «слияния» бизнеса с властью и «приватизации власти» крупным капиталом. Большинство авторов, утверждающих, что крупный капитал «приватизировал» власть в России, основывают свой анализ на изучении федерального уровня политики. Однако исследования, проведенные на региональном уровне, в большинстве случаев дают другие результаты.

      С конца 90-х годов накопивший большие  ресурсы крупный бизнес начал  массированную интервенцию в  регионы. Сегодня крупнейшие российские финансово-промышленные группы (далее ФПГ) работают в сорока регионах России, в том числе и в Брянской области. Наряду с «иногородними» ФПГ в нашем регионе выросли свои собственные крупные финансово-промышленные структуры, многие из которых становятся межрегиональными.

      В 90-е годы в субъектах РФ возникли различные модели взаимодействия бизнеса  и власти. Выделяются: модель патронажа, предполагающая административное давление власти на бизнес; модель «приватизации власти», когда власть сосредотачивалась в руках одной группы экономических субъектов, модель подавления, когда власть использовала в отношениях с бизнесом репрессивный аппарат; модель партнерства, в рамках которой представители бизнеса и власти заключали компромисс.

      К началу нового столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения. Они были обоснованы начавшейся политикой  рецентрализации России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных игроков.

      Однако централизация не привела к формированию в Брянской области репрессивной модели, скорее наоборот, сильные экономические субъекты, объединившись с властью, стали решать свои прагматические задачи еще более последовательно, отказавшись от полного захвата власти одной из сторон. Таким образом, можно сказать, что в нашем регионе сложились отношения, которые можно обозначить как модель партнерства.

      Основное  базовое условие для формирования данной модели – диверсифицированность экономических ресурсов региона и их рассредоточение между различными элитными группами, каждая из которых обладает собственными ресурсами влияния. Модель партнерства – это результат «пакта» элит, в котором власть не может вести диалог с бизнесом с позиций силы и выступает в роли арбитра, занимающегося согласованием общих позиций.

      Для партнерской системы взаимодействий бизнеса и власти в Брянской области характерны следующие особенности:

    • Губернатор выступает как арбитр между группами влияния;
    • Обмен ресурсами – это основа взаимоотношений;
    • Бизнес начинает отказываться от борьбы за власть;
    • Эффективность бизнеса является условием консенсуса бизнеса и власти.

      Рассмотрим  подробно каждую из этих особенностей.

      Губернатор  как арбитр между группами влияния.

      Губернатор  являлся гарантом внутриэлитной  стабильности, силой, консолидирующей  бизнес-сообщество и поддерживающей равновесия между различными группами влияния. Н.В. Денин пользуется уважением как среди населения, так и среди представителей бизнеса Брянска. По его инициативе проводятся круглые столы по поводу эффективного развития Брянской области, в работе которых принимают участие руководители области, топ-менеджеры и собственники как крупнейших предприятий, так и малые предприниматели. А в двадцатых числах октября нынешнего года в Брянске проходил первый Инвестиционный форум, на котором обсуждались основные проблемы региона и пути их эффективного решения. Было заключено большое количество договоров в тех или иных отраслях народного хозяйства.

      Не  малая заслуга губернатора и  в возрождении ежегодного празднества  по поводу проведения Свенской ярмарки. Данное мероприятие позволяет стимулировать развитие производства и торговли в области, способствует заключению выгодных соглашений. Так же с помощью ярмарки устанавливаются добрососедские отношения с граничащими с Брянской областью регионами Украины и Белоруссии.

Информация о работе Взаимодействие бизнеса и власти