Значение малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Содержание

Введение 3
Сущность малого предпринимательства………...…………………………..4
Значение и задачи малого предпринимательства………………………….. 9
Основные роли малого предпринимательства…………………..………...13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Значение малого предпринимательства.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

        Возможность эффективного функционирования  малых форм производства определяется  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость  к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.

       В свою очередь развитие мелкого  и среднего производства создает  благоприятные условия для оздоровления  экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

    В то же время развитие технологий, науки  и техники вызывает необходимость  постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

    Но  самая важная значимость малых предприятий  заключается в решении ряда социальных аспектов. Своим образованием малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е годы центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е годы. Из 40 млн. рабочих мест, созданных с 1965 г., на долю высокой технологии приходится не более 5-6 млн. чел. На каждые 100 новых предприятий приходится с новой технологией - одно или два, и то с оговорками.

     Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

     Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как  производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

     Процесс развертывания малых предприятий  тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

     В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства  оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Так, например, в Италии действуют три различные региональные экономические модели.

     Первая  сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.

     Второй  экономический регион Италии - Северо-восточный  и Центральный районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

     Третья  экономическая модель сложилась  на Юге Италии - на территории от Неаполя  до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.

     Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства  во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны. 
 
 
 

  1. Основные  роли малого предпринимательства
 

     В экономике России выделяют 3 основных роли малых предприятий:

1. Социальная  роль

     Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

     Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

     Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

     Сектор  малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

2. Политическая  роль

     Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

     Данный  фактор определяет неразрывность связи  малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

3. Экономическая  роль

     Существенная  роль малого предпринимательства в  экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

     Сектор  малого бизнеса наиболее динамично  осваивает новые виды продукции  и экономические ниши, развивается  в отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса, и т.п Важнейшими особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

     Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство  в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства  в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

     Численность малых предприятий на 2006 год составила 994,8 тысяч, то есть около 6 на 1000 человек. Показатели довольно низкие по сравнению  с мировыми. Доля малого бизнеса в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах.

     Несмотря  на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства  в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.

     В процессе своей деятельности МП сталкиваются с рядом проблем: Отсутствие кредитных  ресурсов, административные барьеры, территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), отсутствие консультативных центров, высокие налоги, незащищенность прав собственности.

     Малые предприятия играют очень важную роль для развития современной экономики, как и промышленно развитых стран, так и для экономики России. 
 
 

                                     Список используемой литературы: 

  1. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство.  Москва: ИНФРА – М, 1997. 
  2. Виленский А., «Финансовая поддержка малых предприятий». Экономист: Журнал,  №9/1999.
  3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. -  3-е изд. – М.: Дело, 2001. – 640 с.
  4. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.:Бизнес и банки, 2007. – С. 127.
  5. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. – С.98.
  6. Ханнс Пихлер, Ханс Йобст Пляйтнер, Карл – Хайнц Шмидт. Малые и средние предприятия. Управление и организация. – М.: «Международные отношения», 2002. – С. 12-13.
  7. Жизнин С.З., Крупнов В.И. Как организовать своё дело? (Малый бизнес).  –М.:Новости ,2005. – С. 19–21.
  8. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М.   Власова - М.: Финансы и статистика, 2006. –С.128.

Информация о работе Значение малого предпринимательства