Честь и достоинство в истории этической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Категории чести и достоинства отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.
Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

Содержание

Понятие чести и достоинства.
Честь и достоинство в истории этической мысли.
Достоинство, гордость, гордыня.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Честь и достоинство..doc

— 81.00 Кб (Скачать)

      Культура  средневековья породила образы благородных  разбойников, которые пытались доказать, что именно они, а не официальные  круги, являются людьми чести.

      Похожая идеология была распространена в  среде «удальцов» средневекового Китая. «Удальцы» подчёркивали, что они, а не трусливая и продажная чиновничья среда, являются носителями истинной преданности, сыновней почтительности, честности и верности, велениям неба, те ценностям конфуцианства. Кодекс поведения японского средневекового воина самурая – бусидо базируется на полном презрении к смерти. Харакири было способом доказать верность господину, ясли он умер, или чистоту души, если господин жив. Харакири было привилегированным видом смерти для военного сословия.

      Рыцарское понятие чести имеет серьёзные недостатки. Во-первых, её узко ограниченное применение, «низкие» сословия не «заслуживали» столь же щепетильного соблюдения чести со стороны рыцарей. Верность слову была скорее декоративной, чем реальной. Часто поединок рыцарей, в результате которого один из них погибал, возникал по довольно незначительному поводу. Рыцари, которых окружала шумная слава, имели на своей совести не одну жертву. Обесценивалась сама ценность человеческой жизни, особенно в японском варианте рыцарской чести. Жизнь приносилась в жертву сомнительным ценностям.

      Зачастую  рыцарь, отправляясь за три девять земель за славой и деньгами, не получал  ни того, ни другого, погибая в походе. Такое понятие, как соблюдение правил поединка часто стоило жизни наиболее высоконравственной части рыцарства. Менее щепетильные в понимании рыцарской чести от этого только выигрывали.

      В новое время человечество перешло  от этики «избранных» к этике  равноправных, главной характеристикой  которых является не происхождение, а личность человека, его достоинство  понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума подобное представление о достоинстве закреплено в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от расы, национальности, пола, возраста, социального положения. В новейшее время понятия чести и достоинства всё больше связывают с успехом, материальным достатком, престижем, властью. Сильным стимулом стремления к власти становится честолюбие. В романах Д. Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу развенчивается идея измерения чести и достоинства властью, деньгами, показывается, как личность утрачивает человеческие качества в борьбе за власть, карьеру. «Путь наверх» - это путь предательства, преступлений, стремление к подобной чести оборачивается бесчестием. В советское время честь человека оценивалась общественно полезным трудом.

      Нравственная  ценность труда, создающего все блага  жизни, получила высокую оценку в  обществе. Существовала система поощрений  за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда. Передовых рабочих и колхозников избирали депутатами разного уровня.

      Труд  ценен сам по себе, потому что  сохраняет культуру общества и человека в культуре. Своё доброе имя человек начинает завоёвывать с первых шагов сознательной жизни. Честь – не просто добрая слава о человеке, и её можно заслужить своими делами: от физического труда до научно-технического творчества. Важно, насколько значим для людей вклад человека, на сколько поступки, дела проявляют достойную уважения личность. Тогда и возникает ожидание чести: я делаю это лучше. Если результат моих действий высоко оценен – то я испытываю гордость, особенно, если речь идёт о творческой деятельности – инженерной, научной, художественной. Таким образом, применение  понятия чести к конкретной деятельности свидетельствует о том, что честь – понятие не абстрактное. Говорят о профессиональной чести, фамильной, семейной. Честь инженера в том, что бы качеством его труда поддерживать добрую славу отечественных инженеров, честь юриста – в борьбе за справедливость и законность, честь менеджера в грамотном, гуманном управлении, умении наладить производство, чтобы возродить отечественную индустрию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гордость. Гордыня. 

      Гордость  определяется как моральное чувство, в котором отражается внутреннее достоинство, самодостаточность и  независимость личности.  Гордость – моральное чувство, в котором  отражается высокая оценка человеком своих или чьих – либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам.

      Действительно, в чувстве гордости есть не только спокойное осознание собственного достоинства, своей преходящей значимости, но и присутствует момент радости, торжества, активного утверждения своей ценности. Когда человек горд собой, то он чувствует себя сильным, умелым, влиятельным, значительным во всех отношениях: «Ай да я! Ай да молодец!» Гордость – приятное и полезное чувство, заставляет его соответствовать определенным позитивным стандартам, тянуться к идеалу, к высшим поведенческим образцам. Кроме того, гордость – это радостное осознание своих больших возможностей, способностей, преодоление трудностей, позволяет верить в себя.

      Тот, в ком присутствует гордость, не станет раболепствовать, унижаться, бездеятельно поддаваться чужому напору. Он также не бросит начатое дело на середине, не отпустит руки, а проявит волю и старание для того, чтобы достигнуть намеченной цели. Гордость – результат нашей работы над собой, тогда как достоинство может быть воспитанно в человеке с молодых лет. Гордость надо заслужить. Гордится может тот, кто доказал себе и другим свою способность делать дела и совершать нравственные поступки. Особую гордость вызывает героический поступок, в нем проявляется ещё одна сторона гордости – годиться можно другими людьми, страной, нацией, родителями, народом. Если мы кем-то гордимся, то отождествляем себя с ним. Чужими не гордятся, можно отметить их заслуги, но гордиться нечем. Что бы гордиться, нужен кто-то, перед кем гордиться, те зритель. Так, можно гордиться своими предками, чувствуя себя частицей простирающегося во времени уважаемого рода. Можно гордиться страной, потому что она сильна и величественна, а я ее часть. Можно гордиться знаменитым другом, ведь он же мой друг, а я его, таким образом, я оказываюсь косвенно причастным к его выдающимся достижениям и как бы незримо делю с ним его заслуженную славу.

      Негативной  реакцией на чужую гордость бывает зависть. Зависть – это досада, мучительное и разрушительное переживание, охватывающее порой личность при созерцании чужих достоинств. Завидовать можно чужому богатству, социальному статусу, удачливости и везению, талантам, счастливо складывающимся личным отношениям и т.д. и т.п. Завистник, как правило, приписывает тому, кому завидует, негативные черты, считает чужой успех несправедливостью и жаждет получить то же самое, чем обладает счастливчик. Он либо вредит или в лучшем случае старается сравниться по положению. Но если богатство и славы можно достигнуть, то зависть к чужому радостному мировосприятию и чужому достоинству для завистника убийственна. Сама по себе чужая гордость выводит завистника из себя. Оттого он так стремится лишить «гордеца» его самоуверенности, заставить его чувствовать себя униженным, обделенным и недостойным. Вот почему достаточно многие люди, вполне гордящиеся собой, своими заслуженными успехами, стараются лишний раз не демонстрировать гордость другим: они не хотят вызывать на себя огонь чужой зависти и довольствуются по преимуществу тайной гордостью, получая моральное удовлетворение не от внешних шумных похвал, а от переживания собственной достойности.

      Понятие гордости естественно сплетено с  понятием скромности. Скромность – это и противоположность гордости, и её дополнение. Скромность означает, что человек не признает за собой каких-то особых достоинств или исключительных прав, а те ценимые в обществе черты, которыми он обладает, он полагает вполне естественными и ничем не выдающимися. Скромность – отказ от особого положения и отсутствия претензии на необычность. Вполне можно испытывать внутреннюю гордость от своих достижений, радоваться успеху, чувствовать удовлетворенность достигнутым или имеющимся, но вести себя скромно, не демонстрировать своей гордости, не выпячивать собственных достоинств, относясь к ним как к одному из своих естественных проявлений на длинном жизненном пути. Порой складывается парадоксальная ситуация, когда некто демонстрирует свою скромность. Все начинают его уговаривать, доказывать ему право на гордость, привлекая всеобщее внимание. Человек лицемерно отказывается, «ломается», наконец, как бы под давлением окружающих вроде нехотя принимает почести. Уж лучше честно немножко погордится, чем разыгрывать такую изощрённую комедию.

      Нормальная  человеческая гордость вполне может переходить в негативное качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая беспочвенной и преувеличенной. В христианстве гордыня является наиболее тяжким грехом, пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения, сначала ангельского, потом человеческого. Светлый ангел Сатаниил захотел стать вместо Бога, увлек за собой других ангелов. Так он выпал из божьего мира, породив мир зла. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как Бог и, ведомый гордыней и непослушанием, нарушил Божий запрет, в результате чего человечество оказалось на земле вместо рая. Гордыня стала матерью всех пороков, сердцевиной греха. В обычной жизни гордец отличается высокомерием, чванством, заносчивостью, он резко переоценивает себя и не видит достоинств других. Ему кажется, что он лучше всех, что только он заслуживает похвал, уважения, внимания и интереса. Гордец – потенциальный покоритель всего и вся, приписывающий себе огромные возможности и силу влияния, это кандидат в сверхчеловеки. Поэтому неудивительно, что высокомерного человека не любят: он принижает или третирует других и часто в ответ получает сопротивление и ненависть, вместо чести.

      Кичливые  и чванные люди часто предполагают у себя достоинства и возможности, которых на самом деле у них нет. Они претендует на чужое место, не осознавая, что не соответствуют ему, поэтому высокомерие почти всегда сочетается с тайной или явной завистью. Гордец вечно полагает, что ему недодали, он достоин лучшего и большего, что мир плох, потому что не оценил его исключительных качеств. Чрезмерные гордые люди мстят бессознательно «плохому миру», стремясь показать другим их истинное место.

      Порой человек ничего из себя не представляет, ему вовсе нечем гордиться. Но в качестве компенсаторной реакции  начинает разбухать гордыня. Гордятся иногда предками (отпрысками дворянских родов) или положением родителей, не задавая себе вопроса, а что представляю собой я сам, какие основания у меня презирать других? Гордыня – болезненная иллюзия, которая портит жизнь гордецу и окружающим. Высокомерные люди не в состоянии бесконфликтно общаться с окружающими. Гордец не идёт на уступки, боясь унизить себя, и готовы разрушить и дружбу  любовь ради удовлетворения своей гордыни. В результате часто оказывается у разбитого корыта, но, как правило, не понимают, что причина разрушения в них самих.

      Гордыне противостоит смирение – отсутствие умиления своими добродетелями, это  чувство, что ты несовершенен и до совершенства тебе, как до горизонта. Дело в том, что, даже занимаясь духовным самоусовершенствованием, можно не избежать внутреннего высокомерия. Когда человек достигает путем аскезы и молитвы определенных духовных высот, он может начать незаметно для себя гордиться ими и возгордиться. Он чувствует, что его добродетели высоко возносят его над грешным миром, отрывают от грязной земли, и начинает презирать всех, кто не обладает его достоинствами. Но именно в этот момент он теряет свою моральную и духовную высоту. Смирение – это отсутствие умиления собственными добродетелями, это чувство, что ты несовершенен. И до совершенства тебе идти и идти, как до линии горизонта. Смирение имеет ещё один позитивный смысл – способность соответствовать обстоятельствам, осознавать своё место и считаться с другими, чутко улавливать ход вещей.

      Гордость и скромность, достоинство и смирение – прекрасные моральные качества, позволяющие нам в полной мере реализовывать человеческое в себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Вальянов М.В. Основы философии: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – Гардарика, 2000.
  3. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике: - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 384 с.
  4. Попов Л.А. Этика. – М., 1998.

Информация о работе Честь и достоинство в истории этической мысли