Гордость

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:14, реферат

Описание работы

Возникновение понятия гордость, проблема с точки зрения православия. КАК БОРОТЬСЯ С ГОРДЫНЕЙ.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Office Word 97 - 2003 Document.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

чувство собственного достоинства, самоуважения

ГОРДОСТЬ, -и, ж. I. Чувство собственного достоинства, самоуважения.Национальная г. 2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой. 3. кого иличья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент - г. института. 4. Высокомерие,чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни скем не дружит. 

В разных национальных культурах, в разные эпохи представления  о том, что может и что не может быть предметом гордости, значительно  расходятся. 

Так, национальная гордость часто понималась и понимается как чувство причастности человека к мощи национального государства, проявляющейся прежде всего в способности противостоять другим народам и государствам с позиции силы; так понимаемая национальная гордость была особенно свойственна империям и нашла наиболее яркое выражение в особенностях национального самосознания в Британской империи XIX века (концепция «бремени белого человека» и т. п.; отдельные следы этого самосознания просматриваются и в XX веке — в частности, в некоторых выступлениях У.Черчилля), в Японской империи XIX—XX вв., в нацистской Германии 1930-х гг. Против такого понимания национальной гордости резко выступали в XIX—XX вв. мыслители и публицисты как либерального (прежде всего в рамках протестантской теологии — особенно Н. Ф. С. Грундтвиг, заложивший основы современного датского национального самосознания), так и социалистического направления (вплоть до известной статьи В. И. Ленина «О национальной гордости великороссов», в которой, в частности, говорилось: «Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим своё рабское прошлое… и своё рабское настоящее»). 

Не менее противоречива  история гордости как гендерно детерминированного понятия, то есть мужской и женской (девичьей) гордости (целомудрие). В традиционном обществе, в котором гендерные роли жестко закреплены и тяготеют к полярности, за мужчиной и женщиной закрепляется различный набор качеств, которые могут служить предметом гордости: для мужчины эти качества — прежде всего, сила (в том числе физическая), социальная успешность, способность обеспечить финансовое благополучие семьи, для женщины — прежде всего, сексуальное воздержание (до брака и за пределами отношений с мужем; наиболее радикальные интерпретации концепта «женской гордости» — особенно в Англии середины XIX века — требовали полного отказа от сексуального удовольствия, даже в отношениях с мужем, вплоть до проводившейся А. Б. Брауном практики удаления клитора в 1860-е гг.) и, в целом, способность угодить мужу. В то же время феминистское движение с начала XX века выдвинуло совершенно иные критерии женской гордости: интеллектуальную, душевную и экономическую независимость от мужчины, обустройство личной и сексуальной жизни по собственному усмотрению, а не в соответствии с мужскими ожиданиями. В противостоянии гендерно детерминированной гордости сформировался в 1970-е гг. и концепт «гордости геев» (англ. gay pride), основная идея которого — в признании ценностью самого факта различия людей, их разнонаправленного уклонения от социокультурного стереотипа. 

Полемика между  приверженцами разного понимания  национальной, мужской/женской и  иных видов гордости остается актуальной для современной публицистики в  разных странах и является значимой частью полемики между сторонниками консервативно-традиционалистского (в том числе религиозного) и либерально-модернистского мировоззрений. 
 
 

Гордость  с точки зрения православия. 
 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.   

Что такое гордыня. В теперешнем русском языке, слово  гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном [*] значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда. * [По св. Феофану Затворнику, у человека есть три составляющих: плотская (телесная или физическая), душевная (исходящая из разума или интеллекта) и духовная (относящаяся к нравственности и к Богу) и три соответствующих потребностей. Нужно сказать, по сугубо православному учению у человека две составляющие: плотская и душевная. Духовная составляющая -- это всего лишь высшая часть души. Это нисколько не умаляет рассуждения св. Феофана].

    Гордыню  нельзя смешивать с достойным  поведением. Первое -- это когда человек  считает себя лучше другого.  Второе -- это когда человек требует  от себя качественного поведения. 

    Как  было уже сказано выше, Священное  Писание во многих местах осуждает  гордыню. Например в Ветхом  Завете, в Книге Премудрости Иисуса  сына Сирахова сказано: «Начало  греха -- гордость» (Сир. 10:15). Значит, начало всех грехов есть гордыня.  Добродетель противоположная гордыне -- смирение, есть начало всех добродетелей.

    В  Притчах Соломона есть: «Погибели  предшествует гордость, и падению  надменность» (Притчи 16:18). Из этого  следует что гордыня и ее  дочерь надменность ведут к  погибели и падению. 

    У святых отцов много написано насчет гордыни. Например св. Тихон Задонский пишет:  

«Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается». (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, с. 246).  

   Чтобы  понять нижеследующие рассуждения  как минимум нужно прочесть  «Что такое гордыня (ДД-45), а  также и другие работы в  списке «Литература на наших эл.страницах».

    Нужно  сказать что гордыня -- это не  один какой-то грех, а -- это  целый букет отвратительных, человеконенавистнических  грехов. Все эти грехи во многом  тормозят жизнь гордецу. Конечно  -- это нужно понимать и с  этим грехом нужно бороться. В особенности это нужно понимать русским людям, которые каким-то образом попадают на Запад, чтобы не поддаваться отрицательному влиянию и не копировать.  

Приведем здесь  цитату православного русского доктора  психиатра нашего времени Д.А.Авдеева  Духовная сущность психических расстройств.

Приведу еще  одно очень важное духовное наблюдение: "Враг пал гордостью". Гордость - начало греха; в ней заключены  все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот - искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными "(Иеромонах Софроний "Старец Силуан Афонский").

Православие и  психология. Православие и психология не противоречат друг другу.

    Психология  объясняет почему человек стал  таким какой он есть, какая  была причина. Иногда, если эта  причина убирается, или человек  понимает причину своего поведения то он вылечивается. Но, светская психология еще не установилась, есть много теорий и их помощь маргинальная.

    Православие  учит что есть грех, греховное  состояние и что оно вредит  человеку, его окружению и обществу. Оно идентифицирует грех и  имеет методику лечения. Методика включает: идентификацию греха, молитву, пост, борьбу с грехом, покаяние, исповедь и причастие. Христианство и в особенности Православие -- это единственная религия которая лечит человека. В святоотеческих произведениях находится учение которое можно условно назвать Святоотеческой психологией или православной психологией. Хотя ее методы общеизвестные, но в данное время, в православном миру, она только оформляется. Смотрите «Врачевание личности в Православной Церкви -- Аскетика»

    На  Западе самый успешный метод лечения алкоголиков -- это метод «12-ти шагов» (12 Step Program), который включает молитву и исповедь. По этому методу лечат наркоманов и других павших в зависимость «голиков». Они лечатся молитвой, работой с больными, физическим трудом, в особенности в природе и т.п. Эти методы, приспособленные к Православию, постепенно появляются и в русском пространстве.  

Стадии болезни. Гордыня -- это духовная болезнь которая  появляется в разных вариантах и  стадиях. Степень болезни может  быть разная -- сильная или слабая.

Множественная личность, говорится что у гордецов часто бывает вторая личность, их основная, более умеренная. Обыкновенно она  для дома, семьи или когда гордец расслабится. От глубины гордыни  зависит когда она появляется. При глубокой гордыни вторая, умеренная личность может вообще не появляться. Такие люди очень трудные или даже невозможные.  

Подражание гордыни  эмигрантами. Интересный процесс происходит со всеми эмигрантами -- они постепенно впитывают местную поведенческую  культуру. В нашем случае мы рассмотрим русских эмигрантов. С другими нациями происходят схожие процессы.

    Если  иммигрант приезжает на Запад  после 18-ти лет, то он чаще  всего принимает особенности  гордыни только наружние. Внутренние  качества затрагиваются меньше. Когда смотришь на такого человека, то внешнее его поведение полно гордыни. Но, когда его узнаешь поближе, то видишь что у него сохранилась классическая русская открытость и даже скромность.

    Если  же он приехал до 18-ти лет  и здесь учился в средней школе, то принимает и внешние и внутренние качества.

    Конечно  все это происходит не однозначно, а по-разному, зависит от многих  обстоятельств.  

Человеческая  глупость. Иногда недалекий человек, чтобы казаться больше чем он на самом деле, напускает на себя важный вид, важничает, гордится, пыжится и выглядит как индюк.  
 

ОБЩИЕ КАЧЕСТВА.  Какие у гордеца общие качества его характера и какое его  поведение? В общем вкратце можно  сказать что у него мания величия.

Высокомерие. Гордый человек показывает свое высокомерие когда говорит с другими людьми «с высока» и покровительским тоном. Высокомерие не презрение, но недалеко от него. Он должен всеми своими делами и словами указать что он лучше другого человека. Нужно помнить что такое поведение мерзко людям и Богу и они от такого человека уклоняются. Конечно, такое поведение не остается незамеченным и другие люди его за это недолюбливают.  

Не терпит критику. Одно из самых основных отличий гордеца -- это он не терпит критику. Ни в коем случае нельзя его критиковать, некоторые этот пропуск помнят долго, а некоторые навсегда.

    Автор  помнит несколько случаев в  которых русская мать лишилась  своего сына потому что она  осмелилась высказать свое неудовольствие  его жене, иностранке. После этого  матери было запрещено бывать у сына и даже видеть своих внуков.

    Что  же делать если нужно сказать  что то отрицательное? Нужно  как то намекнуть, сказать не  прямо, а косвенно. Не зная западную  поведенческую культуру и все  ее сложности, сделать это трудно. Самое основное -- это нужно дать человеку возможность «сохранить свое лицо» (save the face) и не ударить лицом в грязь. Значит, критиковать нужно очень осторожно, нужно подобрать подходящий момент и намекнуть. Дело в том что намеки не так легко делать и они просто могут не понять, или намек может быть слишком прямолинейный.  

Нужно сохранить  свое лицо. Как было сказано выше, гордец не терпит критику и не может  признать свою ошибку. Поэтому, он будет  выдумывать всякие теории которые дадут  ему возможность сохранить свое лицо (save his face). Ошибка не его, а кого-то кто не присутствует или системы. Очень удобно винить систему и самому оставаться в стороне.  

Обидчивость. Последствие  гордыни и высокого мнения о себе бывает подозрительность, что ему  не воздают должное, что с ним не так разговаривают, не так поздоровались, не так сказали. Как это они могли так ему сказать и т.д., и т.п. Все это может постепенно вылиться в параною (болезненная подозрительность).

    Есть  обидчивость и чувствительность  в юношеском возрасте из-за  непонимания людей, жизни, своего места. Это может продлиться и в старшем возрасте.  

Упрямство. Упрямство  прямо истекает из гордыни и самоуверенности. Таким людям ничего нельзя доказать. Они действуют как будто они  все знают, все умеют, ошибки не делают и во всем другие виноваты. Конечно, им нечего уступать, так как они же всегда правы. Вот и выходит упрямство.  

 Зависть.  Зависть -- это старый грех, который  был известен еще в Ветхом  Завете, 3.500 лет тому назад. Он  описан в последней из десятой  заповеди Моисея, в которой говорится что нельзя желать ничего чужого (Исход 20:17, Второзаконие 5:21). Гордый завидует людям которые в какой то степени лучше его. Он не может радоваться их успеху, его грызет зависть.

Информация о работе Гордость