Христианская интерпритация любви

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……2-4
Глава 1. Любовь в античной философии. Концепции любви Платона и Аристотеля…………………………………………………………….……….5-14
Глава 2. Христианская интерпретация любви………………………….....15-23
Заключение………………………………………………………………..…24-25
Список использованной литературы………………………………….…26-27

Работа содержит 1 файл

Зозуля.docx

— 59.18 Кб (Скачать)

 

План:

Введение…………………………………………………………………...……2-4

Глава 1. Любовь в античной философии. Концепции любви Платона и Аристотеля…………………………………………………………….……….5-14

Глава  2. Христианская интерпретация любви………………………….....15-23

Заключение………………………………………………………………..…24-25

Список использованной литературы………………………………….…26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы  любви, научные определения, философские  трактаты. Но все же тема любви в  наше время остается очень актуальной.

Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

Любовь является не просто событием, а процессом, который развивается, совершенствуется и основывается на культурных императивах и системе  убеждений каждого индивида. Довольно часто близкие отношения начинаются с "влюбленности", или увлечения. Любовь такого рода подразумевает сильное  желание сблизиться с другим человеком  и стремление выразить свои эмоции и сексуальную симпатию. Увлечение  может быть волнующим и радостным  переживанием, однако и у этой медали есть оборотная сторона. Влюбленность может заставить человека страдать, если возлюбленный не может ответить взаимностью на сильные чувства  влюбленного. Кроме того, когда люди испытывают взаимную влюбленность, они, как правило, желают проводить больше времени вместе, постепенно в их отношениях исчезают обычные социальные барьеры, и они более чувствительно  реагируют друг на друга. Со временем чувство разделенной близости становится более глубоким, и в конечном счете  между людьми могут возникнуть сексуальные  отношения. Часто люди хотят сохранить  свои отношения. На этом этапе отношений  партнеры, как правило, обещают друг другу: "Я буду всегда любить тебя", "Я никогда не покину тебя" или "Я никогда не обижу тебя".

Однако влюбленность рано или поздно заканчивается. Нередко  вместе с ней заканчиваются и  отношения, поскольку в нашем  обществе бытует мнение, что настоящей  любовью можно считать только влюбленность. Начальная стадия влюбленности может смениться более устойчивыми  и глубокими отношениями - стадией  любви. Партнеры принимают сознательное решение оставаться вместе. Они готовы проявлять взаимную заботу, и испытывают друг к другу достаточное доверие для того, чтобы приступить к формированию длительных отношений. Партнеры понимают, что их любовь значительнее мимолетной страсти, рассматривают свои отношения как процесс коммуникации, обсуждения и достижения компромиссов в случае необходимости и решают преодолеть все перипетии этого периода вместе. Кроме того, любить другого человека значит уважать и ценить его вне зависимости от индивидуальных различий и расхождений. В итоге партнеры могут научиться воспринимать свои различия как еще один источник наслаждения, а не досадную помеху.

Постепенно складываются концепции любви, основанные на результатах  исследований. Одни ученые полагают, что  любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из  основополагающих человеческих эмоции. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. Если такие человеческие качества, как стыдливость, представляются детерминированными отчасти генетически, то между стилем любви и генетическими факторами такой взаимосвязи обнаружить не удалось. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Только в любви и  через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное  существо, лишенное подлинной жизни  и глубины. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви должна быть одной из ведущих проблем философии.

Феномен любви интересовал  многих философов разных времен. Так, например Платон в своем диалоге  «Пир» пытается дать объяснение любви. Любовь как одна из главных заповедей  рассматривалась и в Новом  завете. Рене Декарт в своем труде  «Страсти души» относит  любовь к  первым шести страстям. Так же все  в том же труде «Страсти о душе», он пытается дать научное объяснение феномену любви. В работе Эриха Фромма любовь рассматривается как искусство, которое необходимо постоянно  совершенствовать. Так же в этой работе говориться, что любовь может быть направлена на разные объекты, и как следствие  этого рассматриваются различные типы любви. А также есть много различных произведений, в которых подробно и широка, раскрыта проблема любви.

Целью данной курсовой работы является наиболее полно рассмотреть понимание феномена любви в античности и христианстве. В связи с этим следует выделить следующие задачи:

• Рассмотреть когда появились первые попытки объяснения любви.

• Осветить концепции любви Платона и Аристотеля.

• Рассмотреть, как интерпретируется любовь в христианстве.

• Выделить сходства и различия между античным и христианским пониманием любви.

При рассмотрение данной темы я изучала первоисточники различных  философов, а также монографии на эти первоисточники. Из монографий я извлекла основной смысл, а первоисточники дали более полную картину о феномене любви.

При написание данной курсовой работы я использовала аналитический  метод.

Объектом изучения является непосредственно феномен любви.

Предметом же изучения данной курсовой работы следует считать  философию любви.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Любовь в  античной философии. Концепции любви  Платона и Аристотеля.

 

Возникает очень интересный вопрос, была ли любовь в античности. «Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Вряд ли, конечно, верно, что в древности  не было настоящей любви»1. О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви — Сократа и Платона. А греческие боги любви? Афродита, Эрот и многие другие боги любви. А если были боги и попытки объяснения природы любви значит, я могу смело сказать, что в античные времена любовь существовала. Однако я хочу заметить, что античных философов мало интересовал вопрос, что такое любовь. В любви не видели никакой тайны. Она просто есть, как космос, боги, люди, растения, птицы, насекомые, животные и многое другое, что существует в этом мире. Свои представления о любви философы античности обычно выражали при помощи мифологических образов.

В древней Греции любовь называли разными словами: «эрос», «филия», «сторге», «агапэ».2 И в этом есть определённое преимущество. Возможно, у древних греков было меньше поводов для недоразумений, чем сегодня у нас, так как в древней Греции все виды любви имели определённое название, и если люди разговаривали между собой, каждый точно знал, что имеет в ввиду другой человек. Сегодня же когда кто-то говорит о любви, и его с пониманием выслушивают, а, в конце концов, выясняется, что один собеседник имел в виду любовь к ближнему, а другой, например эротику.

В древнегреческой мысли  почти нет попыток понять, что  же такое любовь. Исключение является миф об андрогинах, рассказанный одним  из персонажей диалога Платона «Пир». А также ещё одно объяснение природы  любви озвученное  Сократом, в  том же диалоге Платона «Пир».

Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). За заслугу в отношении  философии любви он был назван даже "философским первоапостолом Эроса". 3 Действительно, Платон, пожалуй, больше всех занимался вопросом любви. Существует и мнение о том, что "любовная аналитика - едва ли не самое впечатляющее из всего написанного Платоном". 4

Эрос у Платона рассматривается  как стремление души к благу.

Платон выступает с  разоблачением телесной любви, которая  существенно суживает кругозор и  стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать  свободным. Между тем свобода - безусловное  благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь.

В самой простой форме  она выражается в страсти к  прекрасному человеку и желании  бессмертия, достигаемого рождением  детей вместе с этим человеком. Более  высокая форма любви предполагает духовный союз и стремление к возвышенности, созданию общественного блага. Наивысшая  форма платонической любви - любовь к мудрости, или философия, и вершиной ее является постижение мистического образа идеи блага.

"Вот каким путем  нужно идти в любви - самому  или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений  прекрасного, надо все время,  словно бы по ступенькам, подниматься  ради самого прекрасного вверх  - от одного прекрасного тела  к двум, от двух - ко всем, а затем  от прекрасных тел к прекрасным  нравам, а от прекрасных нравов  к прекрасным учениям, пока  не поднимешься от этих учений  к тому, которое и есть учение  о самом прекрасном, и не познаешь  наконец, что же это - прекрасное" .5

Эти уроки чувственной  любви, во всяком случае, помогают лучше  понять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием, устремлением, сосредоточением на главном  и отрешении от неважного.

Платон утверждает, что  в любви реализуется не поиск  половинки, а стремление к благу  и бессмертию, сохранение себя в  вечности через продолжение рода. Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме "беременных телом" Патон специально выделяет "беременных духовно", т.е. рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именно такое "потомство" и является бессмертным.

"Не есть ли… любовь  не что иное, как любовь к  вечному обладанию благом? …Ну,  а если любовь - это всегда любовь  к благу, …то каким образом  должны поступать те, кто к нему стремится, чтобы их пыл и рвение можно было назвать любовью? Что они должны делать? Они должны родить в прекрасном как телесно, так и духовно… Дело в том, Сократ, что все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но не в безобразном…" 6

Те, у кого разрешиться  от бремени стремится тело… обращаются больше к женщинам и служат Эроту  именно так, надеясь деторождением  приобрести бессмертие и счастье  и оставить о себе память на вечные времена. Беременные же духовно… беременны  тем, что как раз душе и подобает вынашивать. А что ей подобает вынашивать? Разум и прочие добродетели. Родителями их бывают все творцы и те из мастеров, которых можно назвать изобретательными. Самое же важное и прекрасное - это  разуметь, как управлять государством и домом, и называется это уменье рассудительностью и справедливостью.

Платон, считая земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая "низший эрос" (и не только теоретически. Афиней, например, восклицал: "У Аристотеля (ученика  Платона) был сын Никонах от гетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой  смерти, поскольку, как говорил Гермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивый Платон не любил Арханассу, гетеру из Колофона...".7

По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту  выше телесной и "созревает" до любви  более высокого порядка, которая  есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название "платонической любви" - от платоновской теории эроса.

Одна из трудных задач  платоновского философского взгляда - увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота - красоту истины и бытия.

Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем  любви как путем философии  и видеть за телом душу, за преходящей красотой - непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и богу.

Идеи Платона о любви  не могли не оказать на общество сильного влияния. Оно проявляется  в понятии возвышенной любви, столь популярной у трубадуров раннего  Средневековья. Некоторые даже склонны  видеть в понимании Платоном эроса  ранний набросок шокирующих сексуальных  фантазий Фрейда.

Сегодня платоническая любовь сведена до очень узкого смысла, означающего почти исчезнувшую  форму влечения между противоположными полами. Даже теория идей Платона, направленная на мистическое постижение Красоты, Истины и Блага, в настоящее время лишилась большей части своего эфирного величия. Она утверждает, что мир устроен также, как и язык с его абстракциями и понятиями, в основе которых лежат еще более высокие абстракции. Это положение может оказаться и спорным, но в то же время и опровергнуть его трудно. Платон предполагал, что реальный мир не таков, каким мы его воспринимаем и описываем посредством языка и опыта. А почему, собственно, он должен быть не таким? В самом деле, совсем не похоже, чтобы он был другим. Но разве мы когда-нибудь сможем это узнать?

Каков же итог этой сложной  платонической концепции любви? К чему же в конце концов приходит Платон?

"… Он (человек-философ)  радуется прекрасному телу больше, чем безобразному, но особенно  рад он, если такое тело встретится  ему в сочетании с прекрасной, благородной и даровитой душой:  для такого человека он сразу  находит слова о добродетели,  о том, каким должен быть  и чему должен посвятить себя  достойный муж, и принимается  за его воспитание.»8 Проводя время с таким человеком, он соприкасается с прекрасным и родит на свет то, чем давно беременен. Всегда помня о своем друге, где бы тот ни был - далеко или близко, он сообща с ним растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их дети прекраснее и бессмертнее.

Информация о работе Христианская интерпритация любви