Искусство общения и культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить искусство общения и культуры речи.
Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие искусства общения;
2. Исследовать сущность культуры речи.

Содержание

Введение 3
1. Понятие искусства общения 4
2. Сущность культуры речи 11
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Работа содержит 1 файл

Контработа Искусство общения.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


Якутский торгово-экономический колледж

потребительской кооперации

Кафедры экономики и бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему «Искусство общения и культура речи»

 

 

 

Выполнил: ________________

__________________________

Проверил: ________________

_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Якутск – 2012



 

 

 

 

Содержание:

 

Введение

1. Понятие искусства общения

2. Сущность культуры речи

Заключение

Список использованной литературы:



Введение

Культура и искусство речи всегда была предметом особого внимания, ведь, чтобы добиться успеха, надо, прежде всего, научиться общаться. Это уже стало аксиомой для многих.

Искусство общения - важнейший навык, которому стоит обучиться каждому из нас, независимо от того, где мы работаем и чем занимаемся.

Чтобы стать мастером общения, важно развивать самые разнообразные навыки: это и ораторское мастерство, и умение управлять конфликтом, и навыки ведения переговоров, и подстройка к собеседнику, владение мимикой, голосом и жестикуляцией.

Культура речи - это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

Целью данной работы является изучить искусство общения и культуры речи.

Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:

1.                  Рассмотреть понятие искусства общения;

2.                  Исследовать сущность культуры речи.

Контрольная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.



1. Понятие искусства общения

Искусство общения - неотъемлемая и важная часть жизни и деятельности человека. Неумение общаться, что тоже не так уж редко случается, осложняет отношения между людьми, приводит к появлению у них внеплановых физического характера деформаций, увеличивает количество разведенных, способствует дезорганизации деловой.

К структуре общения относятся:

1.                 коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе этого компонента лежит психологический контакт;

2.                 познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

3.                 интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.

Выделяют следующие виды общения:

1.                 межличностное, групповое и межгрупповое, массовое;

2.                 доверительное и конфликтное;

3.                 интимное и криминогенное;

4.                 деловое и личное;

5.                 прямое и опосредованное;

6.                 терапевтическое и ненасильственное.

Особое значение в последнее время приобретает подход к рассмотрению общения с позиций гуманистической психологии.
В связи с этим концепция ненасильственного общения вызывает все более возрастающий интерес, так как в ее основе лежит открытость и искренность контактов.

Искусство общения предполагает:

первое - безупречное владение письменным языком, что обеспечивается образованием;

второе - хорошее владение устным языком (в этом большего успеха достигают люди, владеющие и образными, и одновременно сложными народными оборотами речи);

третье - умение правильно устанавливать оптимальное отношение устного и письменного языков отдельно для каждой ситуации.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п.

Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т.п.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов.

Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнить с симфоническим оркестром, а слово - с его солистом.

Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение.

В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1.                 визуальные - кинесика (движение рук, ног, головы, туловища), направление взгляда и визуальный контакт, выражение глаз, выражение лица, поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста), кожные реакции (покраснение, испарина), дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство), вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);

2.                 акустические (звуковые) - связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте), не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, хлюпанье носом и т.п.);

3.                 тактильные (связанные с прикосновением) - физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.), такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения.

Однако увлечение инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности.
При этом проблема человека уходит на дальний план и потом редко возвращается на должное место либо решается в логике манипуляторского подхода.

Поэтому при неизбежном научно-аналитическом делении общения на указанные аспекты важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.
В результате общение по своему содержанию становится сложнейшей психологической деятельностью партнеров.

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта.
Эту проблему не следует сводить только к умениям и навыкам коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств.

В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность.
Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет.

Обоюдные или односторонние реакции отвержения могут выражаться скольжением взгляда, отдергиванием руки при пожатии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, кислой миной, суетливостью, убеганием и т.д.

И наоборот, мы охотно обращаемся к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, и т.п.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой человек приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал.

Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания.

Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происходит по шкале нравится - не нравится.

Если человек нам нравится, то он легче вступает с нами в контакт, если нет - то ему приходится преодолевать наше отрицательное эмоционально-эстетическое отношение к его внешнему облику.

На этом пути ему необходимо продемонстрировать другие, столь же ценные для достоинства своей личности качества.

Это могут быть как привлекательные психологические качества (ум, доброта, отзывчивость и многие другие), так и деловые качества, социальный статус, которые проявляются в различных формах невербального и вербального поведения.

В них происходит выражение всех сторон человеческой привлекательности, которые предопределяют обаятельность личности.

Обаяние - это нечто большее, чем физическая привлекательность, когда человек может быть красив, но холоден.

Это не просто доброта, которая бывает навязчивой, и не фанатическая увлеченность своим делом, и не высокомерное проявление значительного социального статуса личности.

Обаяние - это, скорее, таинственный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным, очаровательным, вызывающим безотчетное положительное отношение.

Обаяние исходит от человека. Оно в искрящихся глазах, в сияющей улыбке, в мягких жестах и ласковой интонации, в юморе и в то же время в оправданных ожиданиях партнера.

Обаятельный человек говорит именно то, что мы хотим услышать. Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отношение, которое является предпосылкой, необходимой для обратной связи.
Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных действий служит поддержанию контакта.

Однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения. Так, в случаях фактического общения обратная связь порой носит чисто внешний, демонстрационный характер.
Партнер поддакивает своему собеседнику, не вникая в то, что ему говорят. Он всего лишь демонстрирует процесс слушания, оставаясь психологически безучастным к содержанию и смыслу разговора.

Это свидетельствует об отсутствии или спаде интереса к говорящему, его проблемам, о психологической разобщенности. Такой контакт не является прочным.

Исчезновение психологической взаимности приводит к тому, что говорящий начинает утрачивать нормальную интонацию, повышать голос, убыстрять речь, проявлять агрессивность и другие нарушения коммуникативного поведения.

Психологическая общность партнеров укрепляет их контакты и приводит к развитию взаимосвязи и вместе с тем к преобразованию их личных отношений в сторону осознания группового единства.
В процессе поддержания взаимосвязи включаются новые опосредованные и технические средства коммуникации, которые образуют инфраструктурные коммуникативные сети.

Внутригрупповые контакты приобретают характер социального взаимодействия в различных формах информационно-коммуникативной деятельности.

В рамках информационного аспекта общения происходит расширение круга психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений.

Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного поведения человека и передачи видового опыта.

Поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности, а статус знающего человека растет в наших глазах до гения.

Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и др.), за которыми закреплены определенные значения.

Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения.

Знание языков расширяет информационные возможности человека. Количество языков, которыми он владеет, может быть неограниченным в зависимости от его практических потребностей и технических возможностей.

Психологическая характеристика личности прочно связывается с элементами внешнего облика, например: умные глаза, волевой подбородок, добрая улыбка и т.д.

Конституциональные признаки внешнего облика и особенности его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.

Другая особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения на данный момент их взаимодействия.

Поэтому в образе-представлении о партнере не обязательно выделяется доминирующее качество его личности.

Эталоны и стереотипы взаимопознания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан своей жизнью.

Информация о работе Искусство общения и культура речи