История художественной культуры и образования Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей развития истории художественной культуры и художественного образования Древнего Китая


Задачи:


- охарактеризовать историю художественной культуры и образования Древнего Китая


- охарактеризовать особенности художественного образования Древнего Китая (философия, мифология, религия и их влияние на школьное дело)

Содержание

Введение


Глава I. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая


1.1 Культура и уклад жизни в различные периоды развития Древнего Китая


1.2 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае


Глава II. Художественная культура Древнего Китая


2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая


2.2 Скульптура Древнего Китая


2.3 Литература Древнего Китая


2.4 Китайская живопись


Глава III. Своеобразие художественного образования Древнего Китая


3.1 Религия и мифология Древнего Китая


3.2 Философия Древнего Китая


Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Одно из важных мест в борьбе идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал вопрос о небе и  первопричине происхождения всего  сущего. В это время понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественного мира, "природы", окружающего мира в целом. 

Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние  китайцы к небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и дела государства, и все природные явления. 

От огромной роли неба в жизни древних китайцев, их вере в его могущество говорят  многие страницы не только "Ши цзин", но и "Шу цзин". 

Упадок господства наследственной аристократии выразился  в упадке веры во всесилие неба. Прежний  чисто религиозный взгляд на небесный путь стал заменятся более реалистичным взглядом на окружающую человека Вселенную - природу, общество. Однако основу всех религиозных суеверий составлял культ предков, ибо этот культ родословную древнекитайского государства. 

Идеология конфуцианства  в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, в частности изложенные в "Ши цзин". Однако в условиях широко распространившихся сомнений о небе в VI в. до. н. э. конфуцианцы и их главный представитель Конфуций (551-479 гг. до н. э.) делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы. 

Конфуций говорил, что "все первоначально предопределено судьбой и тут ничего нельзя, ни убавить, ни прибавить" ("Мо-цзы", "Против конфуцианцев", ч. II). Конфуций говорил, что благородный муж  должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: " Не зная воли неба, нельзя стать благородным мужем" (“Лунь-Юй”, глава “Яо Юэ”).2 

Конфуций почитал  небо как грозного, всеединого и  сверхъестественного повелителя, обладающего  при этом известными антропоморфическими  свойствами. Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает. 

Наряду с доминирующим религиозным взглядом небо у Конфуция уже содержались элементы толкования неба как синонима природы в целом. 

Мо-цзы, живший после  Конфуция, примерно в 480-400 гг. до н.э., тоже воспринял идею веры в небо и его волю, но эта идея получила у него иную интерпретацию. Во-первых, воля неба у Мо-цзы познаваема и всем известна - это всеобщая любовь и взаимная выгода. Судьбу же Мо-цзы отвергает в принципе. Таким образом, у Мо-цзы трактовка воли неба имеет критический характер: отрицание привилегий господствующего класса и утверждение воли простолюдинов. Мо-цзы попытался использовать оружие господствующих классов и даже суеверия простых людей простых людей в политических целях, в борьбе против господствующего класса. Моисты, подвергнув ожесточенной критике взгляды конфуцианцев на небесную борьбу, вместе с тем рассматривали небо как образец для Поднебесной. 

В высказываниях  Мо-цзы о небе сочетаются перижитки  традиционных религиозных воззрений м подходом к небу как явлению природы. Именно м этими новыми элементами и в толковании неба как приоды моисты связывают дао как выражение последовательности изменений в окружающем человеке мире. 

Ян Чжу (VI в. до. н. э.) отверг религиозные элементывзглядов кофуцианцев ранних моистов на небо и отрицал его сверхъестественную сущность. На смену небу Ян Чжу выдвигает "естественную необходимость", которую он отождествляет с судьбой, переосмысливая первоначальное значение этого понятия. 

В IV-III вв. до н. э. дальнейшее развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями - усин. Отношение между первоначалами характеризовалось двумя особенностями: взаимопорожением и взаимопреодолением. Взаимопорожение имело такую последовательность первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода; дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода опять порождает дерево и т. д. Последовательность начал с точки зрения взаимопреодоления была другой: вода, огонь, металл, дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д. Еще в VI-III вв. до н. э. сформулировался ряд важных материалистических положений. 
 
 

Эти положения  сводятся: 

к объяснению мира как вечного становления вещей; 

к признанию  движения неотъемлемым свойством объектив 

но существующего  реального мира вещей; 

к нахождению источника  этого движения в пределах самого мира в виде постоянного взаимостолкновения двух противоположных, но взаимосвязанных естественных сил. 

к объяснению смены  многообразных явлений как причиной закономерности, подчиненной вечному  движению противоречивых и взаимосвязанных  субстанционных сил. 

В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в  понимании неба и природы развивали представители даосизма. Само небо в книге "Дао цэ цзин" рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. 

"Функция неба" - это естественный процесс возникновения  и развития вещей, входе которого рождается и человек. Человека Сюнь-цзы рассматривает как сочставную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства и душу человека называет "небесными", то есть естественными. Человек и его душа являются результатом естественного развития природы. 

В самой резкой форме высказывается философ  против лиц, восхваляющих небо и ждущих от него милостей. Ни какого влияния  на судьбу человека небо оказать не может. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей своим трудом стремится покорить природу воле человека. 

Так шло становление  взглядов древнекитайских философов  о природе, происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложной борьбе элементов естественно  научных, материалистических идей с  мистическими и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей, их крайне слабое естественнонаучное обоснование объясняется прежде всего низким уровнем производительных сил, а также неразвитостью социальных отношений. 

Заключение

Корни китайской  культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. 

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. 

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. - 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере. 

Художественная  культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые  развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении  природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. 

Скульптура Китая  прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев. 

В древнем Китае  была заложена идеологическая основа, на которой развивались средневековое искусство и словесность не только в самом Китае, но и в сопредельных странах Дальнего Востока — Японии, Корее, Вьетнаме. Тогда же сложились и многие темы китайской поэзии, тот богатый арсенал символов и образов, без знания которого нельзя правильно понять классическую литературу дальневосточных народов. 

Китайская живопись - это сложное образное мировосприятие, постоянное общение к образом  природы для передачи своих чувств зародилось в Китае ещё в глубокой древности. Вся китайская мифология  связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы. 

Специфика китайской  философии непосредственно связана  с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая  имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов "Весны и осени" и "Сражающихся Царств". Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. 

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование. 

Становление взглядов древнекитайских философов о  природе, происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложной борьбе элементов естественно научных, материалистических идей с мистическими и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей, их крайне слабое естественнонаучное обоснование объясняется, прежде всего, низким уровнем производительных сил, а также неразвитостью социальных отношений. 

Список используемой литературы 

Авдиев В. И. История  Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1970. - с. 612 

Васильев Л. С. История религии Востока. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - с. 425 

Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное искусство, 2003. - с. 160 

Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран  Дальнего Востока // Малая история  искусств - М.: Искусство, 1979. - с. 374 

Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая - М.: Малая Академия художеств, 1962. - с. 101 

Баранов Н.В. Всеобщая история архитектуры. Т.1 - М.: Стройиздат, 1973. - с. 514 

Глухарева О.Н., Денике Б.П. Краткая история искусств Китая - М.: Искусство, 1948. - с. 212 

Глухарева О.Н. Искусство  народного Китая. Живопись. Графика - М.: Искусство, 1958. - с. 227 

История стран  и народов мира. Т. 2. - М.: Искусство, 1965. - с. 220 

Кочетова С. Фарфор и бумага в искусстве Китая. - М.: АН СССР, 1956. - с. 66 

Малявин В. В. Китайская  цивилизация - М.: Астрель, 2000. - с. 627 

Поэзия и проза  Древнего Востока - М.: Художественная литература, 1973. - с. 736 

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/68409 

1 http://read.newlibrary.ru/read/sost__jan_hin-shun/page0/antologija_drevnekitaiskoi_filosofii.html 

2 http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/lun_yu/20.html 

Ссылки (links):

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/68409

Информация о работе История художественной культуры и образования Древнего Китая