История развития мирового этикета

Автор: e********************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:22, доклад

Описание работы

Этикет как историческое явление возник вместе с человеческим обществом. Чтобы выжить человеку уже с глубокой древности приходилось свои интересы согласовывать с другими людьми. Учится понимать окружающих. Так возникли простые правила общения, которые передавались из поколения в поколения и формировали нравы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 17.59 Кб (Скачать)
 
 
 

Доклад на тему:

История мирового этикета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            
 
 
 
 
 

История мирового этикета.

                       

Этикет  как  историческое явление возник вместе с человеческим обществом. Чтобы  выжить  человеку уже с глубокой древности приходилось свои интересы согласовывать с другими людьми. Учится понимать окружающих. Так возникли простые правила общения, которые  передавались из   поколения в поколения и формировали нравы.

Ни одно эпоха не обходилась без правил и норм человеческого общения. Этикт появился не много поже формируясь как свод правил поведения в процессе расслоения общества. Люди имеющие власть и богатство требовали особого почетного отношения.

Самые старые из известных свидине об этике  древнеегипетские- насчитывают около 5 тыс. Лет. В поучениях Кагемни фараоне Снофри говорится о пользе правил приличия. Во многих древнеегипетских наставлениях  подчеркивалась необходимость почитания старших, умеренность и скромность. Одним из правил у египтян было умение красиво есть, пользоваться столовыми приборами. Древние греки покланявшиеся силе, красоте и разуму. В поведении ценили умение владеть собой, особое значение придавая чувству меры. Средневековье выделяется  этикет Византии, пышный и каноничный ,впитавший в себя культуру запада и востока. Правила этикета требовали точного выполнения дворцовых церемоний. В Китае этикет имеет долгую историю, ведущую свое начало от священных ритуалов глубокой древности. Традиционная одежда китайцев менялась в зависимости от эпохи и была разной для знатных и простолюдинов. В древности различие в одежде в зависимости от положения в чиновничьей иерархии определялось термином «пять одежд» («у фу»): одежды Сына Неба (императора), одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов. Необходимой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Повседневная жизнь древних народов определялась сложной системой запретов, табу и необходимых действий, имевших магическое значение. Постепенно с усложнением общественной структуры и образованием государства многочисленные магические ритуалы были унифицированы и постепенно преобразованы в определенную систему.

В русский  язык понятие "этикет" стало входить  в начале 18 в. Правд, еще в эпоху Ивана Грозного появился написанный Сильвестором "Домострой", своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане в своём поведении и отношении к светской власти, церкви и т.д. Но весь этикет сводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила поведения каждого домочадца. Неограниченная власть главы семьи была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии - боярина, воеводы, царя.

Весьма  скромную роль этикет в допетровской России отводил женщине. До Петра I женщина  показывалась между мужчинами редко, и то на несколько минут. В эпоху  Петра I жизненный уклад русских  людей сильно изменился. Создавались  особые руководства для молодых  дворян: в них подробно указывалось, как надлежит вести себя в обществе. Так, в 1717 г. По распоряжению Петра I была издана книга "Юности честное зерцало, или Наказание к житейскому обхождению», собранное от разных авторов. Эта  книга была составлена из многочисленных западноевропейских сводов общегражданского этикета. Соответственно этому при  дворе, а затем и вообще при  дворянстве, вошли в обиход некоторые  элементы западноевропейского, преимущественно  английского этикета, особенно в одежде. В аристократической Западной Европе строгость придворного этикета приводила подчас к курьёзным ситуациям. Однажды французский король Людовик XIII зашел поговорить о делах к кардиналу Ришелье, когда тот болел и не мог подняться с кровати. Тогда Людовик, чьё королевское достоинство не могло позволить ему разговаривать с лежащим подданным сидя или стоя, лёг с ним. Во многих странах придворный этикет был доведён в некоторой своей части до явной нелепости, а иногда превращается в открытую глупость. Так, например, было прописано, на какую высоту можно было поднимать женщине подол платья, переступая порог, причём дамы разного ранга имели неодинаковую возможность показать свои ноги.

Особенно  сложным был церемониал балов, обедов, приветствия царственной особы. В старых хрониках нередко можно  было встретить описание ссор и даже возникновения войны из-за нарушения  какого-то мелкого правила этикета.

Из Скандинавии  пришёл принятый ныне во всём мире обычай, в соответствии с которым самое  почетное место за столом предоставляют  гостю.

В рыцарские  времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной  тарелки и пили из одного бокала. Этот обычай стал теперь лишь преданием.

Снятие  головного убора в качестве этикетного жеста распространено главным образом  в Европе. Мусульмане, евреи и  представители некоторых других народов не обнажали голову в этикетных  целях. Это различие издавна признавалось в ряду наиболее примечательных отличительных  признаков европейских и восточных  народов. Один из распространенных в  средневековой Европе сюжетов повествовал  о том, как к Ивану Грозному - государю, известному своей жестокостью, явились турецкие послы, которые  по своему обычаю не сняли перед  ним шапок. Государь решил "укрепить" их обычай и велел им шапки прибить  к головам железными гвоздями.

И всё  же значительная часть нормального  этикета возникла на основе общечеловеческих моральных и эстетических потребностей. Так, умение властвовать собой составляет важнейшую черту этикета. Ведь по мере развития цивилизации этикет превращается в одну из форм обуздания природных  инстинктов и страстей человека. Другие распространенные нормы этикета  отвечает насущным потребностям в чистоте, опрятности, т.е. В гигиене людей. В этике частично отражается и  древние традиционные формы почитания  женщины, прародительницы. Почти повсеместно  ей дарили цветы, венки, фрукты как символ красоты и плодородия. Обнажать перед  женщиной голову, вставать в ее присутствии, уступать ей место и оказывать  ей всевозможные знаки внимания - эти  правила не были выдуманы в эпоху  рыцарства, они проявления древнего культа женщины.

С тех  пор, как существуют люди, они стремятся  удовлетворить не только свои самые  простые потребности - есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Люди стремились удовлетворить их в такой  форме, которая считалась красивой и приятной. Человек никогда не довольствовался тем, что одежда только согревает, а какой-либо предмет  домашнего обихода лишь для чего-то нужен. Стремление к прекрасному в жизни является насущной потребностью человека. Правила этикета дают рекомендации поведения в заранее оговоренных ситуациях, определяют, как человек общается с другими людьми, каковы его умение вести себя, жесты, способы приветствий, поведение за столом и т.д.

Информация о работе История развития мирового этикета