Этика деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Этика – это философская наука, предметом которой является мораль. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», и означало местопребывание, совместное жилище. В, последствии стало означать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, характер, образ мысли. Более позже, оно стало означать законы, по которым люди живут друг с другом.

Содержание

1 Введение 3
2 Концепция нравственности Т. Гоббса 4-5
3 Этика Б. Спинозы 5-6
4 Этическая мораль К.А. Гельвеция 6-7
5 Этическая мораль П. Г. Д. Гольбаха 7-8
6 Этическая мораль Ж.Ж. Руссо 8-9
7 Моральная философия И. Канта 10-13
8 Этика Г.В.Ф. Гегеля 13-14
9 Этика Л.А. Фейербаха 15
10 Вывод 16-17
11 Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Контрольна Этика деловых отношений.docx

— 59.89 Кб (Скачать)

 

 План:

1 Введение                                                                                                                            3

2 Концепция  нравственности  Т. Гоббса                                                                        4-5

3 Этика Б. Спинозы                                                                                                          5-6

4 Этическая мораль К.А.  Гельвеция                                                                               6-7

5 Этическая мораль П.  Г. Д. Гольбаха                                                                           7-8

6 Этическая мораль  Ж.Ж.  Руссо                                                                                     8-9

7 Моральная философия   И. Канта                                                                               10-13

8 Этика  Г.В.Ф. Гегеля                                                                                                   13-14

9 Этика  Л.А. Фейербаха                                                                                                     15

10 Вывод                                                                                                                          16-17

11 Список литературы                                                                                                          18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

         Этика – это философская наука, предметом которой является мораль. Термин «этика»  происходит от древнегреческого  слова «этос», и означало местопребывание, совместное  жилище. В, последствии стало означать устойчивую  природу какого-либо явления, обычай, характер, образ мысли. Более позже,  оно стало означать законы, по которым люди живут друг с другом.                                                                                                                              

      Этап  Новой  и  Новейшей истории  человечества охватывает 17-20 вв. и характеризуется как динамичный, антагонистически-противоречивый, насыщенный событиями мирового значения период развития общества. Это эпоха становления и господства индустриальной цивилизации со всеми ее пороками и достижениями, классовой борьбой, войнами, глубокими кризисами и революционными потрясениями и в то же время величайшими завоеваниями во всех сферах духовной жизни. Утвердившаяся в результате буржуазных революций 16-17 вв. капиталистическая общественно-экономическая система с самого начала своего возникновения была обременена такими социальными проблемами как массовое отчуждение работника, антигуманизм, жестокая эксплуатация, стремление к наживе.                                 

   Выдающийся вклад в этику Нового времени внесли французские просветители 18 в. В понимании моральной природы человека, философы разделились на два направления. Одни из них (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) считали, что человеческая природа является изначально испорченной; другие (Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали ее доброй. Однако, и те, и другие были единодушны в одном - человек является эгоистическим существом. Только первые рассматривали эгоизм как выражение его естественной природы, а вторые видели его причину в исторически сложившихся условиях, неразумной организации общества. 
     Большую роль в развитие этики внесли крупнейшие мыслители 16-19вв., -                         Т. Гоббс,Локк, Б.Спиноза, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Руссо, И. Кант, Г.Гегель и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция нравственности Гоббса.

       Идея объективности морали получила отражение, прежде всего, в теориях социального договора. Наиболее  типичную  для Нового  времени и развернутую социально- договорную концепцию морали создал  Томас Гоббс (1588-1679гг.). Он рассматривает новый взгляд  на природу этики, который заключается в том, что мораль  не может притязать ни на изначальность, ни на самоочевидность. Она нуждается в рациональном, строго научном обосновании.                                                                                                                      

       По мнению Гоббса, мораль является  предпосылкой  выхода человека из естественного состояния. Природа создала людей  одинаковыми в умственном  и физическом отношении. Равные возможности порождают равенство надежд  на достижение целей. В результате того, что разные индивиды стремятся  обладать одними и теми же вещами, между ними возникает недоверие  и как следствие – война. В природе человека есть три причины для этого: соперничество, недоверие, жажда славы. Естественное состояние  Гоббс понимает как войну  всех против всех, как ничем не сдерживаемую  игру эгоистических наклонностей. Эгоистичность человеческой природы Гоббс рассматривает не просто как философский принцип, а как факт.                               

      Первоначальное  эгоистичное  состояние, где каждый пользуется правом  на все  вещи, не только исключает совместную  деятельность, но не дает гарантий индивидуального  существования.  Но  абсолютный эгоизм невозможен – он отрицает  сам себя. Выход  заключается в  основном законе природы, который требует, чтобы люди  всеми средствами стремились  к миру и ради  мира отказывались от первоначального «права на  все вещи». Суть нравственного закона по Гоббсу  в том, что, «в случае согласия на то  других, человек должен согласиться  отказаться  от права  на все вещи  в той мере, в какой это  необходимо в интересах  мира и самозащиты, и довольствоваться  такой  степенью свободы  по отношению  к другим людям, какую он допустил бы  у других людей  по отношению к себе».

       С точки  зрения  Гоббса, мораль неотделима  от общества и государства.  Только они дают  критерий, позволяющий   отличать добродетель от порока.  «Там, где нет государства, нет справедливости».  Но мораль – это не продукт общества  и государства, а скорее их предпосылка.  Моральные законы  наряду  с юридическими  являются  силой,  соединяющей людей  и умеряющей  их агрессивно-эгоистические  наклонности.

   Мораль выступает  как  совокупность норм,  призванных  подвести  действия индивида  под общий знаменатель. Природа человека, согласно Гоббсу,  не меняется: она  остается эгоистической.  Поэтому мораль остается  внешней силой, ущемляющей свободу индивидов.        

      Мораль  в этике  Гоббса  неразрывно  связана с правом. Правовая структура  через систему  наград и  наказаний призвана  обеспечить  закрепление  моральных законов   в чувствах индивида, его страстях, аффектах.  Гоббс  говорил: «Ни  хвала, ни порицание  не являются тщетными, равно как и награда и наказание, поскольку  они посредством примера формируют волю людей,  направляя ее к добру или  злу». Признание этического  статуса государственно-правового механизма является  оборотной стороной  нравственного возвышения  эгоистического индивида.                                               

      

 

 

      Для Гоббса мораль   тождественна  общезначимым  нормам. По отношению к индивидам  это нечто  внешнее, заранее заданное. Юридические санкции  могут  гарантировать соблюдение моральных норм, но не могут превратить их в факт  человеческой  природы.

 

      Такое понимание противоречит  реальным фактам человеческого поведения,  свидетельствующим  о том, что  мораль является интимным образованием, ищет свое оправдание  в человеческом сердце. Проявляя чуткость к фактам, но  допуская  теоретическую  непоследовательность, Гоббс, признает,  нравственную  значимость добродетелей – скромность, верность, человечность. Но, как же  можно человечность  совместить с нравственным  законом? Такое противоречие  явилось следствием  одностороннего подхода к морали.

 

Этика Спинозы.

    Нидерландский   философ  Бенедикт Спиноза  (1632-1677гг.) в своих трудах сочетал   рационализм  и пантеистический  мистицизм. Его основные  труды:  « Бог, человек и счастье», «Этика»,  «Богословско - политический  трактат».          

     По  утверждению   Спинозы,  в природе нет ни  добра, ни зла. Добро и зло  – это способы  истолкования  природы человеком. Абсолютного   добра  и абсолютного   зла не существует.                                                                            

     По мнению  Спинозы,  задачей этики является  изучение человеческих недостатков,  а не их высмеивания. Его  позиция – позиция  естествоиспытателя. Основная характеристика человеческой природы, состоит в стремлении  к самосохранению, которая лежит  в основе добродетелей. Выгода и расчет – вот что движет человеком. Справедливо то, что необходимо для поддержания  и  увеличения  своей  выгоды. Чужой  интерес защищается  в той мере, в какой он соответствует  собственному интересу. Одним словом  добро – это то, что соответствует  пользе, а зло – то, что препятствует  ее достижению.  « Чем более кто-либо стремится искать для себя полезного, т.е. сохранять свое существование, и может это, тем более он добродетелен» - пишет Спиноза.  

      Человек   активен тогда, когда нечто  происходит из природы человека  и только через природу   человека может быть понято. Человек  пассивен, если его действия  вызваны  внешней причиной.

     Так как никакая вещь  не может быть уничтожена  без действия  внешней причины, то стремление  к самосохранению  состоит в преодолении  пассивных состояний или пассивных аффектов. Очередной задачей этики, по мнению Спинозы, является  помощь человеку в преодолении  стремлений  к аффектам, которые мешают ему реализовать свое стремление к самосохранению. Эта задача решается с помощью разума. С его помощью  человек может получить  власть над аффектами, преодолеть  эгоистические стремления. Высказывание Спинозы: «Аффект тем больше находится в нашей власти, и душа тем меньше от него страдает, чем больше  мы обладаем его познанием». Рост познавательных возможностей человека,  его способность двигаться от низших степеней познания к высшим, выступает как процесс  морального совершенствования.  Именно познание является  в этике Спинозы  высшей добродетелью.  При этом наибольшей нравственной ценностью обладает  следующий род познания:»Блаженство есть не что иное, как душевное удовлетворение, возникающее вследствие созерцательного познания бога» - пишет он.                                                                           

   

     Спиноза утверждал, что  в основе мира лежит единая субстанция, или Бог. Мир – это самопознание Бога, который является  внутренней причиной всего сущего и состоит из множества атрибутов. Бог познается человеком  в двух атрибутах: протяженности и  мышлении. Эти атрибуты тождественны, т.е. логические связи равны материальным. Спиноза писал, что « порядок и связь идей тоже, что порядок и связь вещей».                                                                   

      Исходя  из этого, мы видим, что с  одной стороны Спиноза  утверждает  самоцельность  личности в  его стремлении к самосохранению, в его пользе  и эгоистических   интересах видит  основу добродетели,  а с другой стороны, высшей  моральной  ценностью он называет  познание, притом познание на  той ступени, когда человек   утрачивает свою индивидуальность и сливается с  субстанцией. Здесь кроется  основное противоречие этики Спинозы, вообще присущее этическим  поискам Нового времени.

 

Этическая мораль Клода Адриана Гельвеция.

     Наиболее полно  разработал  философию морали  французский  материалист, деятель  Просвещения, идеолог  буржуазной  революции  Клод  Адриан  Гельвеций  (1715-1771гг.). Его основные сочинения:  «Об уме» и «О человеке, его умственных  способностях и его воспитании».                                                             

    Гельвеций признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает  его материальный характер. По его мнению человек неотделим от природы и подчинен его законам.Как в области природы правит всемогущий естественный закон, так и человеческое поведение и деятельность  подчинены «закону  интересов». Интерес соединяет основные факторы, обусловливающие человеческую активность. Иными по Гельвецию, являются, с одной стороны,  естественные физические потребности, а с другой – страсти. Среди физических потребностей на первом плане стоят голод и физическая боль. Их он считает основной  движущей силой в человеке. Но значительную роль среди страстей  играет самолюбие.

     На этих естественных движущих силах  человеческого поведения  Гельвеций  основывает  и главные принципы  своей этики.  Он отвергает религиозную мораль и  подчеркивает, что  основным критерием  нравственности  является «польза».Но «пользу» не  в смысле достижения наживы  индивидом, а по отношению ко всему обществу.Основу добродетельного поведения он  видит в достижении  согласия между  индивидуальными и общественными  интересами. Общественный интерес – совокупный интерес большинства членов общества.                                                                                                                                               

      «Общее благо» рассматривается им как источник  добродетели, как цель законов, нравов, обычаев. Это «общее благо» полностью совпадает у него  с классовыми интересами  буржуазии. Поскольку нравственность  зависит от государственного устройства, постольку  путь к истинной добродетели состоит в замене законов,  вредных для народа, законами полезными. Новое законодательство должно являться  основанием истинной нравственности. Разумным законодательством,  по мнению Гельвеция, является  отрицание привилегий дворянства и  феодального «обычного права».                                                                                                          

     Развитая  Гельвецием  теория  воспитания утверждала, что  ум- это не дар природы, а  результат воспитания. При этом  воспитание – вся совокупность воздействий социальной  среды на личность. Однако  сама  эта социальная среда  рассматривалась  им лишь как определенный политический режим.

Информация о работе Этика деловых отношений