Этика государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:04, реферат

Описание работы

Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения.

Работа содержит 1 файл

Этикет гос служащих.docx

— 18.35 Кб (Скачать)

Этика государственной  службы.

Специфика формирования этики госслужбы.

Этика госслужбы как единство профессиональной, управленческой и этики идеологизированных систем. 

Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы. 

Древняя Греция и  Императорский Рим сыграли большую  роль в образовании этики государственной  службы как прообразы современных  буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа  власти, в философии начали формироваться  понятия «власть», «взаимодействие  с обществом», «роль права». 

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны. 

Государственная служба предполагает наличие у каждого  работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно -–распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть. 

Этика государственной  службы включает в себя целый ряд  элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих. 

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

Специфическая форма  оплаты труда в государственной  службе;

Её территориальное  устройство;

Вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

Особый характер текучести рабочей силы;

Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в  деятельности госслужбы. 

Таким образом, этика  госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим  от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный  служащий – это лицо государства  и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд  качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи  с этим право играет решающую роль в организации государственной  службы.

Роль права в  формировании и  развитии этики госслужбы. 

Другой профессии, в деятельности которой право  играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных  служащих доминирует, прописывается  устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д. 

Таким образом, в  государственной службе право является главным регулятором отношений  между людьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение. 

Цель права: унифицировать  и стандартизировать поведение  государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый  объём общения населения с  чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя  государства.

Основные нравственные требования к личности госслужащего и основные факторы, влияющие на ранжирование данных требований.

Основные понятия  профессиональной этики госслужбы. 

  

Профессиональная  этика государственного служащего  помогает конкретизировать, реализовать  моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она  как бы «приспосабливает» уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека. 

Профессиональная  этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические  понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас  больше всего. Пожалуй исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека. 

Следует выделить и  такие понятия как «профессиональная  честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или  иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень  важно для государственного служащего  и составляет основу профессионального  достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь»  и «служба» как общественные явления  тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под  честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству. 

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она  производная от условий эпохи, в  которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или  иную систему ценностей, норм поведения  и т.д. 

Честь вместе с тем  и категория деятельная. Она проявляет  себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых  может находиться человек по отношению  к другим людям, выделяется несколько  видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д. 

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек  не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все  сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь. 

Гражданская честь  оказывает существенное влияние  и на честь служебную, по крайней  мере, в той части, которая связана  с высокой социальной значимостью  службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи  в жизни государства, когда резко  возрастает ответственность людей  за судьбы страны. 

Служебная честь, кроме  социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную  с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием  общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно  имеет все необходимые для  этого качества и во всех случаях  точно исполняет свои служебные  обязанности. 

Профессиональная  честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего  будут выражаться в принятых решениях и различных поступках. 

Профессиональная  нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие  «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить  много усилий, чтобы досконально  исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить  по шаблону, по совету начальства –  гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть  и побуждает государственного служащего  быть справедливым, не поддаваться  давлению «свыше», мафиозных групп  и др. Справедливость, конечно, важна  и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках  «своих» и «чужих», удобных и  не удобных разрушают и моральное  сознание самого специалиста, и морально-психологический  климат коллектива. Так как общение  с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени  основного числа государственных  служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный  такт». 

Особенно стоит  выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего. 

Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей. 

С принципом гуманизма  пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности  без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так  и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке. 

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно  направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому  профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что  любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов. 

Основные понятия  и принципы профессиональной этики  государственного служащего образуют её каркас, который наполняется «плотью  и кровью» в различных житейских  ситуациях.


Информация о работе Этика государственной службы